Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие сенсорного развития детей 6
1.2 Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 11
1. 3. Педагогические условия развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Мониторинг уровня развития сенсорных способностей. Констатирующий этап 20
2.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста. Формирующий этап 23
2.3 Результаты эксперимента. Контрольный этап 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

  

Введение:

 

Инновационные технологии основательно покоряют нашу жизнь, в жизнь человека все чаще внедряются различные электронные инновации. С появлением телефонов, планшетов и других гаджетов ребята перестали играть в активные игры, импровизировать, интересоваться миром.
Сегодня в Российской Федерации и за рубежом активно изучается проблема того, что детям в возрасте до 2 лет, используя планшеты, в дальнейшем сложнее выполнять элементарные задания.
Дело в том, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников, которые могут быстро прокручивать пальчиком экран, но имеют минимальные навыки координации, чтобы играть с обычными блоками, кубиками или другими детьми.
В данной работе мы рассмотрим тесную взаимосвязь между эффективным формированием детей и их сенсорным обучением, а также решения проблемы замены родителей сенсорными обучающими электронными гаджетами.
Таким образом, в настоящий период возникает необходимость изучения и доведения до родителей важности сенсорного обучения дошкольника.
В таких условиях следует отметить, что дошкольное детство является чувствительным этапом для формирования абсолютно всех сторон личности детей. Но, ориентируясь на определенный возрастной этап, необходимо выделить эти аспекты формирования дошкольника, к которым этот возраст более чувствителен, более восприимчив. Для ребенка раннего дошкольного возраста является сенсорное развитие.
В раннем дошкольном возрасте дошкольник начинает активно исследовать окружающий мир. [2] Его изучение мира начинается с восприятия окружающих предметов и явлений. По этой причине многостороннее формирование невозможно без полноценного восприятия. Формирование восприятия и ощущения более эффективно в условиях направленной, осмысленной работы и не только создает благоприятные условия для формирования ощущения и восприятия, но и вызывает необходимость овладения формой, цветом, пространственной ориентацией. А истоки сенсорных способностей лежат в основании уровня сенсорного воспитания, которое достигается в раннем детстве.
Актуальность исследования заключается в том, что изучение человеческого мира исходит из «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений мира, функция в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятия форм необходимые сообщения для возникновения всех других, наиболее сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Сформированная сенсорика — основа совершенствования практики современного человека. Ведь, как объективно отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и чувствующего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с разнообразными формами, цветами и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов быта. Знакомство с произведениями искусства: живопись, музыка, скульптура. Ребенок окружен природой со всеми ее сенсорными характеристиками-цветами, запахами, звуками. И, конечно, любой ребенок, в том числе и в отсутствии направленного обучения, так или иначе, все это воспринимает. Однако, если ассимиляция осуществляется стихийно, при отсутствии грамотного педагогического руководства со стороны старших, он часто оказывается поверхностным, неполноценным. Но ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. (2, с. 3, 98).
Для решения вышеуказанной проблемы в последние годы в концепцию образования стремительно внедряются различные инновационные здоровьесберегающие технологии.
Отсюда можно установить цель работы: теоретически доказать важность целенаправленной работы по развитию сенсорики на сенсорное развитие младших дошкольников.
Объектом исследования является сенсорное формирование младших дошкольников.
Предмет — сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Гипотеза: сенсорное развитие дошкольников младшей группы будет более успешным, если применять различные методы и формы обучения детей по сенсорному воспитанию.
Цели этой курсовой работы:
1) проанализировать возникновение и развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста,
2) определить содержание и методы сенсорного развития детей дошкольного возраста.
3) провести мониторинг развития уровня сенсорики у детей младшего дошкольного возраста.
4) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию ребенка младшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В своей многовековой практике общество создало определённую эталонную концепцию величин, форм, цветовых тонов. Овладевая данной системой, ребёнок как бы приобретает набор мерок, с которыми он способен сравнить каждое вновь улавливаемое свойство объекта и предоставить ему соответствующее определение.
Сенсорное формирование составляет основу общего интеллектуального формирования детей. С восприятия предметов и явлений находящегося вокруг мира и начинается изучение. Все прочие формы познания – запоминание, мышление, воображение – возводятся на базе образов восприятия, считаются итогом их переработки. По этой причине стандартное интеллектуальное формирование невозможно в отсутствии опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное формирование – это формирование у детей процессов восприятия и взглядов о предметах и явлениях находящегося вокруг мира. Дошкольник рождается на свет с готовыми органами чувств. Это только предпосылки для восприятия находящегося вокруг мира. Для того чтобы сенсорное развитие протекало полноценно, следует осуществить целенаправленное влияние со стороны находящейся вокруг среды на органы чувств детей. Его необходимо обучить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. создать у него перцептивные действия.
Большинство экспертов полагают, что именно младший дошкольный возраст более благоприятен для улучшения работы органов чувств, накапливания представлений о находящемся вокруг мире. По этой причине, сенсорное развитие — это одна из ключевых сторон дошкольного обучения.
Значение сенсорного формирования детей с целью его предстоящей жизни выставляет перед теорией и практикой дошкольного обучения проблему разработки и применения более результативных средств и способов сенсорного обучения в детском саду.
В рамках установленных задач в этой курсовой работе было проведено широкое рассмотрение концепции сенсорного обучения в отечественной психолого-педагогической литературе. Следует выделить, что на сегодняшний день имеются существенные наработки в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного обучения. Но имеется вопрос наиболее результативного его осуществления в образовательном процессе.
В практической части было проведено экспериментальное исследование сформированности сенсорных навыков. Были предложены игры-упражнения на повышение сенсорных навыков.
Предложенные варианты игр-занятий по сенсорному обучению ребенка младшего дошкольного возраста, могут быть применены педагогами детских учреждений в связи с простотой и легкодоступной реализацией.
Таким образом, целенаправленное использование новых форм и методов по развитию сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста, является одной из главнейших задач для благополучного проживания ребенком дошкольного детства.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие сенсорного развития детей

Сенсорное воспитание ребенка-это формирование его восприятия и развития представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. [5]
Сенсорное образование осуществляется только в процессе сенсорного обучения, если у ребенка намеренно создаются эталонные понятия о цвете, форме, размере, характеристиках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т. д., формируются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для формирования интеллектуальной деятельности [14]
Сенсорное развитие, формирует необходимые посылы для развития психологических функций, которые имеют первостепенное значение для дальнейшего обучения.
В сенсорной подготовке предполагается овладеть определенным уровнем формирования индивидуальных систем восприимчивости и способов их организации в комплексы, и направлена, на формирование зрительных, слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических и других видов чувств и восприятий.
Чувство-это самый простой психологический процесс, который приходит с изучением человека, который находится по всему миру. Это проявление в человеческом сознании индивидуальных свойств и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на его чувства. [1] Так, В. А. Крутецкий сообщает, что чувства позволяют человеку получать сигналы и проявлять свойства и признаки объектов внешнего мира и состояний организма. Они объединяют человека с внешним миром и рассматриваются как основной источник знаний и главное обстоятельство его психологического становления. [2]
Отражение в человеческом сознании объектов и явлений в совокупности их качеств и элементов с их непосредственным воздействием на органы чувств называется восприятием (перцепцией).
Восприятие включает в себя процесс непосредственного контакта с окружающей средой. По определению Л. Д. Столяренко, восприятие — это непосредственное отражение объектов и явлений в целостной форме в результате осознания их идентификационных признаков. Результат восприятия образованного образа, который включает в себя совокупность различных взаимосвязанных чувств, приписываемых разуму человека объекту, явлению, процессу.[2]
В процессе восприятия постоянно вводятся двигательные элементы (ощущения объектов и движения глаз, выделение большего количества информационных точек; пение или произнесение определенных звуков, играющих значительную роль в определении более значимых особенностей звукового потока). Для того чтобы определенный субъект был воспринят, необходимо осуществлять по отношению к нему любую взаимную деятельность, направленную на его изучение, построение и уточнение образа.
Восприятие — важный этап понимания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, руководствуясь мотивацией, и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Эксперты (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не найдено оптиумов формирования даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным взаимодействиям, что свидетельствует о неполноте процессов сенсорного и сенсомоторного развития в этой возрастной фазе. [7]
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Е. Г. Пилюгин,Н. Н. Поддяков и др.) убедительно продемонстрировали, что знания, приобретенные устно и не подкрепленные осязательным мастерством, тусклые, нечеткие и хрупкие, порой очень фантастические, а значит, стандартное психическое образование невозможно без поддержки полноценного восприятия.[5]
Детские знания о мире и его объектах, их основных геометрических, кинетических и динамических свойствах, законах пространства и времени, полученные в ходе практической (познавательно-исследовательской) работы. Формирование целостного образа, учитывающего все без исключения качества предмета, допустимо только в том случае, если дошкольник освоил поисковые методы ориентирования при выполнении задания. Для этого необходимо научить его комплексному наблюдению за объектом, исследованию, ощущению и исследованию.
Включение в изучение предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Знакомство с формой, размерами, пространственными и другими характеристиками объектов невозможно при отсутствии интеграции движений рук и глаз.
В процессе обучения дошкольник должен овладеть своеобразными сенсорными измерениями, которые формировались исторически — сенсорными стандартами — с целью установления взаимосвязи обнаруженных качеств и свойств объекта со свойствами и качествами других объектов. Только тогда будет точность восприятия, способность исследовать качество объектов, сравнивать их, обобщать, сравнивать результаты восприятия.
Ассимиляция сенсорных эталонов — это система геометрических фигур, шкала величин, цветовой спектр, пространственно-временные ориентации, тональный диапазон, шкала музыкальных звуков, силлабическая система языка и др. — это сложный и длительный процесс. Для освоения сенсорных эталонов, необходимо не только умение правильно назвать то или иное свойство предмета: необходимо иметь определенные понятия для анализа и выбора качества разных объектов в разное время [3].
Каждый тип стандартов включает в себя не только набор индивидуальных стандартов, но и концепцию, в которой вариации этого качества находятся в определенной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются в соответствии со строго определенными критериями.
В качестве сенсорных эталонов являются:
— Стандарты цвета-7 цветов спектра и их оттенков света и насыщенности,
— Стандарты формы — геометрические фигуры,
— Стандарты измерения — метрическая система мер, обычно для дошкольников это условный размер, характеризующийся глазом;
— в слуховом восприятии, это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, ноты в музыке;
— во вкусе, обонятельном восприятии, вкусе — соленом, кислом, сладком, горьком и их сочетаниях;
Усвоение сенсорных норм является лишь одной стороной формирования ориентации детей в свойствах объектов. 2-я область, неразрывно связанная с 1-и улучшает восприятие действия.
В исследовании определены 2 ключевых сенсомоторных способа улучшения восприятия исследования и сравнения.
Обследование — намеренно созданное восприятие объекта (субъекта) с целью применения его результатов в любой практической деятельности. Формирование сенсорных действий у детей не сама по себе, а только в процессе усвоения социального сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, когда детей целенаправленно обучают технике изучения объектов с использованием определенных сенсорных стандартов. Изучение может идти по контуру (плоские объекты) или по размеру (трехмерные объекты); это зависит от работы, которой будет заниматься дошкольник.
Общая модель обследования предусматривает конкретную процедуру [4]:
1 восприятие всего объекта;
2 акцентирование его основных частей и определение их свойств (формы, размера и др.);
3. Определение пространственных отношений частей относительно друг друга (верхняя, нижняя, левая и др.);
4. Сосредоточение на мелких деталях и определение их размера, взаимосвязей, местоположения и т. д.;
5 повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение как дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которой образуется сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение может происходить путем сравнения объектов или их элементов, смешивания объектов друг с другом или приложения объектов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим параметрам вокруг эталонных образцов, а также путем последовательного изучения и описания выбранных свойств объекта, способа проведения сложных действий. Во-первых, выбранное только общее представление о предмете затем заменяется наиболее специфическим и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение представляет собой особый механизм изучения предмета, который может помочь установить соответствие объектов по размеру, форме, пространственному положению, некоторым другим свойствам и в результате решает задачу разработки общепринятой системы сенсорных эталонов. Следует отметить, что сравнение является одним из компонентов сознательного восприятия объектов (предметов, явлений), способствует развитию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Эффективность аналитической и синтетической работы в процессе восприятия зависит от развития у детей различных перцептивных действий, благодаря которым образ объекта становится дифференцированным, т. е.
Развитие перцептивных действий в онтогенезе (хватание, осязание, исследование) обязано отвечать психолого-педагогическому руководству этим процессом: от игр и упражнений с реальными объектами до применения объектных моделей, а затем до визуального различения и распознавания отмеченных качеств объектов. Внешние индикативные действия со временем переносятся во внутренний план, т. е. интериоризуются. [3] Сенсорные эталоны начинают использоваться при отсутствии движения, совмещения, обведения силуэтов объектов и других внешних приемов. Они заменяют видение движущихся глаз или ощущение рук, теперь это как механизм восприятия. Только тогда понимание процесса построения образа (объекта) превратится в относительно примитивный процесс идентификации. Эти изменения обусловлены формированием у детей разветвленных систем сенсорных стандартов, которыми он начинает пользоваться, и развитием основных методов обследования.
Таким образом, формирование восприятия сенсорных эталонов содержит в себе 2 ключевых элемента:
— Развитие и усовершенствование представлений о разновидностях качеств объектов, исполняющих функцию сенсорных эталонов;
— Развитие и усовершенствование самих перцептивных действий, необходимых для применения эталонов при рассмотрении качеств реальных объектов.
К окончанию дошкольного возраста у нормально развивающихся детей обязана развиться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как итог грамотно организованного обучения и практики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы