Курсовая с практикой на тему Развитие сенсорного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Задачи
сенсорного развития в дошкольном возрасте
1.2
Особенности сенсорного восприятия детей среднего дошкольного возраста
2.
Эмпирическое изучение сенсорного восприятия детей среднего дошкольного возраста
2.1
Характеристика базы и методов исследования
2.2 Анализ
результатов исследования
Введение:
Актуальность
исследования. Сенсорное развитие ребенка в настоящее
время остается важным компонентом для полноценного воспитания детей. Сенсорное
развитие ребенка определяется, как развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, величине, форме,
положении в пространстве, а также вкусе, запахе и т.п. Сенсорное развитие,
развитие восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, играет
важную роль в общем ходе умственного развития детей. Оно проходит замедленно
при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном
детстве. К сожалению, сенсорное развитие не всегда повышается до того уровня,
который необходим для обеспечения дальнейшего развития познавательной
деятельности ребенка, его подготовки ко всем видам физического и умственного
труда, успешного школьного обучения, частью которых является восприятие.
Сенсорное развитие,
направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является
одной из основных сторон дошкольного воспитания. Так считали выдающиеся
зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори,
Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной
педагогики и психологии (Л. А. Венгер, Н.Б. Венгер, А.В. Запорожец, Э.Г.
Пилюгина, Н.П. Саккулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, и др.).
Необходимость сенсорного
развития для дошкольников с умственной отсталостью очевидна, так как познание
детьми окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые
становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой
стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.
Дошкольный возраст
наиболее благоприятен для совершенствования органов восприятия и развития их
сенсорных функций: слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном
развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в
более позднем возрасте.
Проблемы развития
умственно отсталых детей подробно изучены в работах Л. С. Выготского, А. Р.
Лурии, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, Г. Е. Сухаревой, С.Л. Рубинштейна и
др.
Проблемы сенсорного
развития детей подробно изучены в работах Л.А. Венгера, Ш.А. Абдуллаевой, Н.П. Сакулиной,
Э.Г. Пилюгиной и др. Особенности сенсорного развития умственно отсталых
дошкольников исследовали О.П. Гаврилушкина Н.Д. Соколова, А.А. Катаева и др.
Значение сенсорного
развития ребенка с умственной отсталостью для его будущей жизни выдвигает перед
теорией и практикой задачу разработки и использования наиболее эффективных
средств и методов сенсорного воспитания.
Актуальность настоящего
исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость
исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние
годы, как указывает Г.А. Урунтаева, подавляющее число детей не посещают
дошкольное учреждение. Дети не посещающие ДОУ, имеют трудности в обучении.
Таким образом, проблема
сенсорного развития детей дошкольного возраста приобретает все большее
значение.
Объект исследования
– сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования
– особенности сенсорных функций сенсорного развития детей среднего дошкольного
возраста.
Гипотеза исследования:
можно предположить, что у детей не посещающих детский сад будет иметь место
отставание в развитии зрительного, слухового и осязательного восприятия.
Задачи:
. Определить сущность понятия сенсорное воспитание и сенсорное
развитие.
. Выделить возрастные особенности среднего дошкольного
возраста.
. Рассмотреть методику сенсорного развития детей среднего
дошкольного возраста в ДОУ.
. Провести опытно-экспериментальное исследование особенностей
по динамике сенсорного развития детей среднего возраста.
Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
— теоретические:
теоретико-методологический и критический анализ научно-методической литературы,
синтез, обобщение;
— экспериментальные:
методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных:
интерпретация результатов.
Теоретическая значимость
исследования. Изучена психолого-педагогическая
литература по проблеме развития сенсорных представлений у детей 4-5 лет
посредством дидактических игр. Результаты исследования обогащают и дополняют
научное знание в рамках исследования проблемы.
Практическая значимость
исследования. Содержащиеся в работе теоретические и
научно-методические материалы по использованию различных видов дидактических
игр в сенсорном развитии дошкольников могут быть использованы в дошкольных
образовательных учреждениях.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Анализ научной литературы
по теме исследования позволил достигнуть цели и решить поставленные задачи.
Сенсорное развитие
дошкольника предполагает развитие его восприятия, формирование представлений о
внешних свойствах предметов (форме, величине, цвете, пространственном
расположении). Дошкольный возраст является сензитивным для развития
чувственного восприятия и обогащения представлениями об окружающем мире.
Сенсорное воспитание в ходе овладения предметной деятельностью ориентировано на
обучение детей восприятию предметов, усвоению их внешних свойств и соотношений.
В качестве важнейшего источника познания мира для ребенка выступает сенсорный
чувственный опыт, который приобретается посредством участия ребенка в
практической деятельности, сортировки предметов по цвету и форме, сравнению,
сопоставлению, накладыванию и прикладыванию. Методика сенсорного развития
средних дошкольников предусматривает обучение детей обследованию предметов и
формирование представлений о сенсорных эталонах.
Особую ценность для сенсорного
развития у ребенка игровая деятельность — дидактические игры и упражнения.
Благодаря участию в дидактических играх дети приобретают сенсорный опыт,
взаимодействуя с сенсорными предэталонами (кубиками, кирпичиками, домиками и
т.д.). Дидактические игры, направленные на ознакомление детей со свойствами
предметов, классифицируются на: игры на восприятие цвета, формы, развитие
осязательного восприятия формы объемных предметов, зрительное восприятие формы,
на восприятие качеств величины. Дидактические игры способствуют развитию
логического мышления, способности к рассуждениям и умозаключениям, развивают
произвольное внимание и запоминание. Помимо познавательного развития,
дидактические игры являются источником накопления детьми чувственного опыта,
поскольку именно форма, величины, цвета, качества и свойства предметов играют
приоритетное значение для формирования у ребенка зрительных, слуховых,
тактильных представлений о предметах окружающего мира. В дидактических играх
происходит решение следующих задач: оформление чувственных впечатлений,
уточнение названий предметов и их отличительных свойств; ориентировка в
предметах; составление первичных обобщений, группировка предметов по общим
свойствам; соотнесение и сравнение свойств предметов с сенсорными эталонами.
Эмпирическая работа
проходила на базе МАДОУ д/с «Сказка». В экспериментальной работе принимали
участие 20 детей 4-5 лет средней группы.
В соответствии с целью,
задачами и гипотезой нашего исследования, мы выделили цель констатирующего
эксперимента: выявить уровень сенсорного развития у детей 4-5 лет.
В результате
эмпирического исследования высокий уровень развития сенсорных эталонов был
выявлен у 2 детей, что составило 10%. Средний уровень развития сенсорных
эталонов характеризуется умением детей различать форму, величину предметов, но
они путают цвет предметов. К этому уровню мы условно отнесли 9 детей, что
составило 50%. Низкий уровень развития сенсорных эталонов характеризуется
неумением детей различать форму, величину и цвет предметов. Они не различают
геометрические фигуры. К этому уровню мы условно отнесли 7 детей, что составило
40%.
Фрагмент текста работы:
Сенсорное развитие,
направленное на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт. Чувственное и рациональное представляют собой разные
стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, разные формы
познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической
взаимосвязи. Поэтому развитие сенсорных процессов, по мнению Ю.М. Хохрякова,
имеет самоценное значение и вместе с тем оказывает влияние на становление всех
психических функций и освоение различных видов деятельности. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей [35, с. 26].
В широком смысле слова,
развитие сенсорных процессов представляет собой целенаправленный педагогический
процесс, способствующий развитию восприятия ребенка и формированию у него
представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе и вкусе [15, с. 104-106].
В контексте
культурологического подхода, активно разрабатываемого в отечественной науке,
целью и результатом сенсорного развития является овладение ребенком сенсорной
культурой.
Понятие «сенсорная
культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Она
считала, что для приобретения такой культуры необходимо систематически
упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других
свойств предметов [18, с. 29]. Между тем Л.А. Венгер, А.В. Запорожец отмечали,
что сенсорная культура человека складывается на основе его приобщения к
сенсорной культуре социума, важнейшим компонентом и продуктом которой являются
сенсорные эталоны – исторически выработанные общепринятые образцы каждого вида
свойств и отношений (цветовой спектр, системы мер веса, длины, направлений,
геометрических фигур, звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем»
родного языка и т.д.) [4, 10]. По словам А.В. Запорожца, «отдельный индивид на
протяжении детства … научается ими пользоваться как системами чувственных мерок
или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного
опыта» [10, с. 35].
По мнению Л.А. Венгера,
постепенность усвоения общечеловеческого сенсорного опыта заключается, прежде
всего, в том, что овладению общепринятыми видами эталонов предшествует
формирование «индивидуальных предэталонов», несущих ту же функцию, но имеющих
иное психологическое содержание [6, с. 45]. На первом году жизни начинается
формирование «сенсомоторных предэталонов», представляющих собой отображение
пространственных свойств объектов в единицах двигательных возможностей самого
ребенка. На втором-третьем году складываются «предметные предэталоны» – образы
свойств конкретных единичных предметов, применяемые в качестве «меры» для
обследования свойств других объектов. Предметные предэталоны создают
необходимую основу для усвоения детьми системы сенсорных эталонов, когда сами
свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного
предмета, что поднимает восприятие ребенка на качественно новый уровень [5, с.
59-72].
Общепринятые сенсорные
эталоны, как и индивидуальные предэталоны, в соответствии с признанным в нашей
стране деятельностным подходом к изучению психики, рассматриваются в работах
Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и их коллег в качестве средств осуществления
перцептивных действий. В исследованиях названных авторов представлена
характеристика функций перцептивных действий в построении образов и
ориентировании поведения, установлены этапы осуществления перцептивного
действия, выделены особенности и роль моторных компонентов, функционирующих в
его составе, проведен подробный анализ некоторых конкретных видов перцептивных
действий [5, 10].