Методика обучения воспитания дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности 5
1.1 Особенности процесса развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Методы и приемы развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности 11
Глава 2 Эмпирические исследования развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности 15
2.1 Диагностика уровня развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста 15
2.2 Реализация методов и приёмов развития детей младшего дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытной работы 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 33

 

  

Введение:

 

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям XXI века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения.
В нормативных документах Российской Федерации (такие, как Конституция РФ, «Концепция модернизации российского образования», в Законе «Об образовании») сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности.
Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Начиная с середины прошлого века и до настоящего времени, наблюдается повышение интереса педагогов и психологов к вопросам теории и практики организации самостоятельности детей: раскрытие ее сущностных особенностей (Н. Данилов, Б. Есипов, И. Лернер, М. Скаткин, Г. Щукина и др.); выявлению психологических механизмов управления процессом обучения (П. Гальперин, Н. Менчинская и др.); соотношению ее репродуктивной и творческой составляющих (В. Донцов, Т. Воронов, Н. Мешков и др.).
Самостоятельность является динамической характеристикой личности, которая постоянно развивается. Существующие научные данные свидетельствуют о том, что к концу младшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Л. Артемова, Н. Михайленко), в труде (Г. Бурый, Д. Сергеева), в познании (В. Матюшкин, Из. Михайлова, Н. Поддьяков), в общении (А. Кравцова, В. Кузьменко), в продуктивных видах деятельности (Г. Григорьева, В. Дронова, Д. Воробьева, Н. Дягилева, Т. Казакова, Т. Комарова, Н. Кириченко, И. Лыкова, Н. Саккулина, А. Трусова и др.).
Методика трудового воспитания дошкольников в настоящее время переживает процесс своего активного развития. Проблемам трудового воспитания дошкольников посвящены исследования А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, П.Р. Атутов, В.А. Поляков, Н.И. Бабкин, Ю.В. Васильев, М.Н. Скаткин, Э.Г. Костяшкин и др. [6, 54], которые рассматривали труд в качестве фундамента всестороннего развития личности, обращали внимание на необходимость разнообразия труда, с тем чтобы он приобретал творческий, познавательный характер и включал в себя элементы рационализации, опытничества, конструирования.
С точки зрения системного подхода возможности трудового воспитания раскрыты в исследованиях Л.И. Новиковой, В.Н. Садовской, Ю.П. Сокольникова, Д.И. Фельдштейна и др.[6, 78]
Указанные исследователи выделяют различные средства трудового воспитания дошкольников, в процессе использования которых у детей дошкольного возраста формируются трудовые навыки, правильное отношение к труду и самостоятельность.
Объект: процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
Предмет: методы и приёмы развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности
Цель: теоретически обосновать методы и приёмы развития самостоятельности детей младшего дошкольного возрастав трудовой деятельности и реализовать в опытной работе
Задачи:
1. Определить особенности процесса развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы и приёмы развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития самостоятельной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в трудовой детальности
4. Реализовать методы и приёмы развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности
5. Проанализировать результаты опытной работы.
Гипотеза: процесс развития самостоятельной деятельности будет успешным, если подобрать и реализовать следующие методы.
Методы: теоретические анализ, синтез, психолого-педагогической и методической литературы, систематизация, обобщение и выводы
эмпирические (метод диагностики, наблюдение, анкетирование)
База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка — детский сад №55»

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самостоятельности и инициативности. Самостоятельность рассматривается как качество личности, как волевое усилие, как средство саморегуляции деятельности, то есть самостоятельность — явление сложное и многогранное. Инициативность как личностный почин, готовность начать дело (речь идет о желании, начало процесса выдвижения идей), как стремление нового, потребность инициировать и достигать целей без какого-либо внешнего стимулирования (как личностное качество, готовность к инициированию и воплощению новых идей).
Так же были рассмотрено поддержка детской инициативы в Федеральном государственном образовательном стандарте. ФГОС ДО определяет несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление педагогического воздействия и взаимодействия, а именно:
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования (становится субъектом образования);
— содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;
— создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности:
— создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недирективная помощь детям.
2. Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что развитие самостоятельности и инициативности у детей младшей группы эффективно при создании и реализации системы формирования этих качества личности, предусматривающей содержательную учебно-воспитательную деятельность в дошкольном учреждении, системную подготовку воспитателей к ее реализации, определенную работу с родителями.
3. Исследованием доказано, что основой системы развития самостоятельности является структурно-функциональная модель, включающая три основных компонента модели развития самостоятельности и инициативности: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. Базой, на основе которой формируются названные компоненты и которая влияет на уровень развития самостоятельности, нами обозначены знания, умения, навыки и отношение к деятельности формирующейся личности.
4. Развитие самостоятельности и инициативности у детей младшей группы, как подтверждают наши исследования, зависит от степени реализации организационно-педагогических условий, предусматривающих:
— включение детей в разноплановую педагогически целесообразно организованную деятельность, позволяющую развивать их инициативу и творчество;
— насыщение учебно-воспитательного процесса активизирующими средствами, методами, формами и приемами;
— включенность воспитательного процесса в реальную педагогическую деятельность по развитию самостоятельности и инициативности у детей, позволяющую получать опыт успехов и неудач, осуществить информативное сравнение результатов деятельности.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава1 Теоретические основы развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности

1.1 Особенности процесса развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
Проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов. С точки зрения этимологии слово «самостоятельность» может быть определено как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость» [7, c. 124].
«Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [7, с. 125]. В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. Ильин Е. П. считает, что «Самостоятельность — это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания». [14, с.118]
Исследователи считают, что овладение конкретной деятельностью ведет к развитию устойчивой выраженности самостоятельности. Поэтому, чем в большем числе видов деятельности проявляется самостоятельность ребенка, тем больше сформированным становится это качество личности.
Ф. В. Изотова в характеристику самостоятельности младшего дошкольника в конструктивно-игровой деятельности включает самостоятельное приложение приобретенных знаний, умений, навыков в форме постановки и решения конструктивно-игровых задач по личному почину, нахождения оригинальных способов решения конструктивных задач. В результате перевода детей из привычной обстановки конструирования по показу, образцу к частично измененной, а затем и новой, развивающейся, по мнению автора, самостоятельность не включает эмоциональный и волевой компоненты в структуру самостоятельности, Ф. В. Изотова, тем не менее, ставит их в прямую связь с последним [12].
К. П. Кузовкова считает самостоятельность общественно полезным качеством личности и рассматривает ее в совместной деятельности. Автор видит пути повышения уровня самостоятельности младших дошкольников в обучении способам взаимодействия друг с другом, формировании положительного осознания отношений к проявлениям самостоятельности сверстников. «Первоначально,- отмечает К. П. Кузовкова, — самостоятельность проявляется как индивидуальное качество в индивидуальной деятельности. Для этого ребенку необходимо иметь определенные знания, умения и навыки, внутренний настрой, характеризующийся наличием волевого усилия, чувств. В совместной деятельности эти признаки самостоятельности проявляются несколько иначе, так как здесь необходимо поделиться замыслом с товарищем, пригласить его для участия в общем деле, договориться о занятии, посоветоваться и т.д.» [26].
Под руководством Н. А. Ветлугиной проводились исследования самостоятельной художественной деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка. Опираясь на теорию деятельности А. В. Запорожца и А. Н. Леонтьева, а также учитывая многоплановость видов художественной деятельности, Н.А. Ветлугина вводит понятие «способ самостоятельного действия». Под этим, по мнению автора, следует понимать «законченные элементы какой-либо художественной деятельности, которую дети по собственной инициативе направляют на решение одной и самой ближайшей, и самой простой задачи» [7].
Главный путь освоения способов действий — целенаправленное обучение на занятиях: «Если обучение отличается развивающим характером, если дети усваивают на занятиях способы самостоятельных действий, то можно рассчитывать, что они перенесут приобретенное в другие условия», [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы