Курсовая с практикой на тему Развитие самооценки у старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития самооценки дошкольников 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Развитие самооценки в дошкольном возрасте 10
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста 16
2.1. Организация исследования уровня самооценки дошкольников 16
2.2 Способы формирования адекватной самооценки у старших дошкольников 24
Заключение 28
Литература 30
Введение:
Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Период старшего дошкольного возраста выступает как начальный период понимания себя как личности. Данный этап выступает сенситивным периодом для формирования базы для развития самосознания и правильной самооценки. Проблема самосознания и самооценки – одна из самых сложных в психологии. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Актуальность формирования самооценки определяется тем, что современное общество выдвигает новые требования к человеку как к личности, которые предполагают наличие высокой сознательности и требовательности к себе и окружающим. По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реально оценивать свои возможности для достижения определенных целей, а также умения сопоставлять свои действия на пути к целям с интересами окружающих и элементарными нормами социума.
Степень изученности темы исследования. Изучением особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их характера и особенностей формирования самосознания и самооценки занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Понятие самооценки было введено в педагогическую науку такими зарубежными исследователями как К. Роджерс, У. Джеймс, Р.Бернс, а также отечественными учеными И.С. Коном, Б.Г. Ананьевым и Л.И. Божовичем.
Цель исследования – изучить особенности развития самооценки детей в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что в старшем дошкольном возрасте детям свойственно наличие неадекватного уровня самооценки, который требует коррекционного вмешательства со стороны педагогов и родителей.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные понятия и характеристики самооценки в дошкольном возрасте.
3. Организовать исследование уровня самооценки у старших дошкольников.
4. Составить рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития адекватной самооценки дошкольников.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение эксперимента, анкетирование и тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанные рекомендации по развитию положительной самооценки детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями ДОО, психологами, работающими с детьми данного возраста и студентами при изучении проблемы исследования в рамках подготовки к работе с детьми.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Калинка» в городе Нижний Новгород, дети старшей группы в количестве 20 человек, в возрасте 5-6 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Самооценке как личностному образованию отводится центральная роль в общем контексте формирования личности. Самооценка играет важную роль в оценке ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. На основе своих исследований ученые сделали вывод, что принятые личностью ценности составляют основу, ядро для самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.
Кроме того, самооценке отводится немаловажная роль и в рамках исследования проблем самосознания. Она может характеризоваться как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.
Таким образом, в психологических исследованиях решаются проблемы связи личности и самооценки, а также самосознания и самооценки. Разные подходы к раскрытию сущности самооценки совершенно не противоречат друг другу, а только лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.
И наконец, еще одним взглядом на природу и формирование самооценки является то, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений сквозь призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В общем аспекте это выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
В отечественной психологии самооценка изучалась непосредственно в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Психологические исследования в этом направлении сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом аспекте и методологическом аспекте проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
Проведенное исследование с детьми старшего дошкольного возраста, позволило выявить дошкольников, которые имеют неадекватный уровень самооценки. При этом присутствовала как завышенная, так и заниженная самооценка. В связи с этим были составлены рекомендации для воспитателей и родителей, способствующие нормализации уровня самооценки старших дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития самооценки дошкольников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Период старшего дошкольного возраста приходится на возраст от 5 до 7 лет и соответствует старшей и подготовительной группе дошкольных учреждений. Это время считается одним из очень важных для личностного развития детей, поскольку для него характерно формирование множества новых психологических механизмов деятельности и поведения.
Старший дошкольный возраст является основой для будущей личности, так как в это время формируется устойчивая структура мотивов, у детей появляются новые социальные потребности, например, такая потребность как уважение и признание со стороны взрослых, сверстников, а также проявляется интерес к коллективной форме деятельности. Помимо этого, важным для периода старшего дошкольного возраста является формирование такого типа мотивации как опосредованный, выступающий базой для произвольного поведения детей. Характерным при этом выступает усвоение определенной системы социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, которые ребенок начинает осознавать [18, с. 32].
Психологи и педагоги в своих исследованиях уделяют внимание особенностям развития умственной и мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста, глубоко изучают отдельные познавательные процессы. Так, в трудах такого исследователя как Б.Г. Ананьев отмечается, что «в период старшего дошкольного возраста протекает формирование самосознания, новых особенностей общения и построения межличностного взаимодействия детей» [4, с. 86]. Помимо этого, автор также говорит о том, что «в это время игровая, изобразительная и другие виды деятельности становятся более специфичными, в них проявляются разные механизмы формирования элементарной учебной деятельности, что позволяет начинать подготовку детей к обучению в начальной школе» [4, с. 87].