Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей
дошкольного возраста и самооценки. 6

1.1. Психолого-педагогические особенности детей
дошкольного возраста. 6

1.2. Характеристика самооценки личности. 11

Глава 2. Анализ развития самооценки дошкольников в
процессе социализации  15

2.1. Процесс социализации детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема. 15

2.2. Формирование и развитие самооценки у детей старшего
дошкольного возраста в процессе социализации. 29

Заключение. 34

Список используемой литературы.. 37

  

Введение:

 

Актуальность работы. Самооценка
– особое образование самосознания личности, результат обобщающей работы в сфере
самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Это оценка личностью
самой себя, своих качеств и возможностей, особенностей совершаемых действий и
поступков, места среди других людей.

В
настоящее время изучение формирования самооценки человека представляет одну из
центральных проблем психологии личности. Старший дошкольный возраст является
наиболее сензитивным периодом для формирования у детей адекватной самооценки.
Ребенок уже может оценивать свои возможности и недостатки, а также достижения и
неудачи своих ровесников.

Самосознание
– это осознание ребенком самого себя, своих физических сил и умственных
способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к
внешнему миру, других детей к самому себе. У старшего дошкольника развивается
наиболее сложный компонент самосознания – самооценка.

Самооценка
– оценка личностью и самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди
других людей – является важным регулятором поведения.

Важнейшей
задачей воспитания и саморазвития является формирование адекватной самооценки.

Главнейшую
роль в развитии самооценки играет личностный и коллективный опыт. У детей
старшего дошкольного возраста в представление о себе включается отражение своих
свойств, качеств, возможностей.

 Благодаря опыту различной деятельности,
социализации в разновозрастных группах у ребенка происходит постепенное
накопление данных о своих возможностях. Он получает новые знания о себе путем
социализации в обществе, сравнения себя и своих возможностей со сверстниками и
взрослыми. Во многом оценка ребенка самого себя зависит от того, как его
оценивают взрослые.

Чаще
всего ребенок старшего дошкольного возраста оценивает себя положительно и имеет
адекватную или завышенную самооценку. К.П. Беккер указывал, что заниженная
самооценка у детей старшего дошкольного возраста наблюдается крайне редко.

 В данном возрасте оценка себя связана с
ситуативными проявлениями, так как дошкольнику достаточно трудно отделить свои
умения от собственной личности, при этом понимание того, что он делает что-то
хуже, чем сверстники, характеризует его как «плохого» ребенка. Это происходит в
силу нескольких причин.

Так,
Л. Венгер показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не
всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его
оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с
реальностью.

Становление
самооценки у детей происходит в основном в реализации адекватных форм ролевого
поведения, которые происходят в игровой, в трудовой и образовательной
деятельности.

Объект исследования – процесс
социализации детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования  – развитие
самооценки дошкольников.

Цель исследования – изучить
особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста в
процессе социализации.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть психолого-педагогические
особенности детей дошкольного возраста;

2.
изучить характеристику самооценки личности;

3.
проанализировать процесс социализации детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическую проблему;

4.
проанализировать особенности формирования и развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста в процессе
социаизации

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, самооценка – это степень оценивания индивидом
самого себя, собственных положительных и отрицательных качеств, она
представляет собой часть Я-концепции.

На развитие самооценки воздействуют индивидуальные особенности
человека, включая его своеобразие эмоций, темперамент, характер.

Структура
самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя
компонентами – когнитивным и эмоциональным, качественное своеобразие этих
компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

Самооценка
функционирует на осознанном и неосознанном уровнях, влияет на познавательную
деятельность и межличностные отношения, опосредует содержательное наполнение
профессиональной деятельности;

В
психологии влияние самооценки на различные виды деятельности изучается
достаточно широко.

Самооценка
выступает формой отражения субъектом самого себя как объекта познания, в
которой представлены принятые им ценности, личностные смыслы, мера ориентации
на общественно выработанные требования к поведению и деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий период времени тема
детства подвергается исследованию с позиций самых разнообразных наук:
психологических, педагогических, философских, исторических. Обеспечение защиты
благополучия каждого ребенка стало приоритетом и современной России. Создание
дошкольного образования в интересах детства невозможно без учета качественных
психических, психофизиологических, личностных изменений современных детей. Проблема
формирования самооценки личности является одной из самых значительных и
актуальных.

В последнее время мысль об
определяющей роли активности личности в собственном развитии становится
общепризнанной в психологии и педагогике. В настоящий период времени системообразующим
ядром индивидуальности является самооценка личности, во многом определяющая
уровень притязаний человека, его жизненные позиции, всю систему оценок.

Личность развивается самостоятельно,
а задачей дошкольного учреждения является сделать это самотворчество прогрессивным,
раскрыть перед дошкольниками широкое поле возможных достижений, зачастую не
открывающееся самими детьми в силу недостатка знаний о самих себе и окружающем
мире, ограниченного жизненного опыта,  не
освоенности всего богатства культуры и т.д.

Самооценка является необходимым
элементом развития самосознания, как применение оценок, определенной
общественной меры к собственному «Я». В связи с этим личностно-ориентированная
парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных
технологий, которые  способны
инициировать процесс самооценки, самоутверждения и саморазвития личности,
которые нацелены на содействие расцвету возможностей человека во всех его
проявлениях, на изменение мотивационного отношения личности к делу, самой себе,
другим людям. Успех учебной
деятельности зависит от уровня самооценки.

Самооценка, как соотношение своего поведения с
требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе
«Я — образа», либо «социальное ожидание», управление поведением личности,
способствует ее формированию.

Формирование самооценки помогает
дошкольникам верно оценивать, свои учебные достижения, возможности,
способности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции воспитательной
деятельности Дети по-разному производят самооценку своей воспитательной
деятельности в зависимости от применения воспитателем разнообразных методов,
средств и форм контроля.

Но существует противоречие между
объективной потребностью современного общества ребенке, который обладает
адекватной самооценкой, и недостаточной теоретической и практической
разработанностью проблемы формирования самооценки у дошкольников.

Это противоречие обусловлено
несоответствием между необходимостью совершенствования системы диагностирования
уровней сформированности самооценки дошкольника и несовершенством существующей
диагностики самооценки; а также имеющимся уровнем притязаний дошкольника и его
реальными возможностями в области воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
особенностей детей дошкольного возраста и самооценки

1.1.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста Дошкольный
возраст – это большой и ответственный период психического развития детей.
Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно
развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка
общего фундамента когнитивных способностей. В индивидуально-личностной сфере
формируется сложная иерархическая структура мотивов и потребностей,
эмоционально-волевое регулирование поведения, дифференцированная самооценка.
Каждое звено в структуре механизма психологического развития дошкольников
занимает особенное значение, нарушение функционирования может сказаться на всем
будущем ходе развития детей.

 Дошкольный период – это важный период с точки
зрения генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики,
считается начальным этапом в становлении субъекта в практической и
познавательной деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к
окружающему миру переходит к отношениям, которые строятся на усвоении детьми
нравственных правил и норм, что говорит о преимущественной ориентации на
социальное окружение.

В
общении с взрослыми, дети усваивают нравственные понятия преимущественно в
категориальной форме, а это процесс их формирования, однако и создает опасность
их формального усвоения. Важно, чтобы дети научились применять их в отношении
себя и других, что способствует формированию личностных свойств[1].

Дошкольный
возраст – это сложный для детей период из-за больших перемен, которые
происходят в физической и психической форме. Дети теряют детскую
непосредственность поведения, внешне становятся старше. Психическое развитие
детей в данный период обладает большим значением, происходит формирование
новейших психологических механизмов поведения и деятельности, на что
затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.

В
период дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:

1.
формируется устойчивая структура мотивов;

2.
зарождаются иные социальные потребности (признание, уважение, желание быть
лучшим и первым, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции);

3.
появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного
поведения);

4.
усвоение социальных ценностей (правил и норм поведения, формируется умение
поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»)

Дети
становятся наименее понятными для окружающих. Причина потери детьми их
наивности и прежней непосредственности кроется в дифференциации в сознании
дошкольниками их внешнего и внутреннего мира, происходит расслоение в поведении[2].

Наивность
и непосредственность детей выражается во внешнем отражении внутренних эмоций и
желаний, поведение представляет схему: «захотел — сделал», что свидетельствует
о том, что внешне дошкольники такие же, как и внутри, их поведение зеркально
отражает их внутреннее состояние и довольно просто читается теми, кто их
окружает.

При
помощи включения в поведение дошкольника интеллектуального момента, осознанности
осуществляется утрата наивности, непосредственности.

В
выборе манеры поведения и последующего действия отныне руководствуется иная
схема: «захотел — осознал — сделал». Осознание приглушает эмоциональные
выплески непосредственности, оно включается в каждую сферу жизни ребенка
дошкольного возраста: осуществляется осознанное отношение к самому себе и своим
поступкам, к окружающим и их поведению, собственного индивидуального опыта.

Одно
из главных достижений ребенка дошкольного возраста заключается в осознании
своего собственного «Я», формируется внутренняя социальная позиция. В данном
возрасте дети способны осознать возможную необходимость изменить самих себя в
хорошую сторону и осознанно стремиться к этому.

Отличительная
особенность дошкольного возраста выделяется в осознании детьми собственного
положения в обществе, расхождение между положением, занимаемое ими среди иных
людей, и их действительными желаниями и возможностями. На данном этапе дети
готовы и желают стать лучше, умнее, взрослее, отмечается отчаянное стремление к
иной социально значимой деятельности.

Удовлетворение
данной социальной потребности обладает большим значением для формирования
личности ребенка. Итак, происходит осознание собственного места в социуме,
формируется собственная социальная позиция, поэтому, стремление к исполнению
конкретной социальной роли, которая соответствует новому статусу. Дети начинают
интегрировать и осознавать собственные переживания, формируется устойчивая
самооценка, отношение к поражениям и победам[3].

С
осознанием собственного реального «Я» приходит стремление к своему
усовершенствованию, то есть формируется представление об идеальном «Я»,
диктующееся представлениями, окружающих.

Совпадение
идеального и реального «Я» говорит об эмоциональном благополучии детей.

Еще
одна особенность для дошкольников заключается в появлении рефлексии. Умение
анализировать собственную деятельность и соотносить собственные имения,
действия и переживания с оценками и мнением окружающих способствует
модифицированию самооценки детей, она становится наиболее реальной.

Формирование
самооценки детей зависит от успешного развития личности. Разумеется,
микроклимат в семье занимает главное место в становлении личности, хорошего
отношения с близкими родными очень нужны детям. Желание заслужить одобрение,
похвалу со стороны родителей считается рычагом воспитания. Похвала может
вызвать чувство гордости, со временем образуется притязание к признанию,
самоуважение, а это один из самых важных человеческих потребностей. Период
становления самоуважения и самооценки формируется на необходимости у детей
получить высокую оценку собственных достижений в социуме, получить признание.На
протяжении дошкольного детства происходит формирование фундамента
нравственности детей, со временем поведение становится наиболее осознанным,
дисциплинированным, приобретают отчетливую форму нравственные представления. К
окончанию дошкольного возраста дети имеют приобретенный под воздействием
ближайшего окружения и семьи багаж конкретных знаний и умений, которые представляют
нужный фундамент для будущего развития личности.

К
некоторым важным психологическим особенностям, свойственным детям к моменту
окончания периода дошкольного возраста относятся:


испытывает чувства нежности, привязанности, любви в ответ на такие же чувства
родителей;


обычный процесс развития, решение конкретных задач определенного возрастного
периода;


способен к сопереживанию;


обладает устойчивым осознанием своего «Я», адекватной самооценкой, уверенностью
в себе, и уровнем возможностей и притязаний;


реализует собственную потребность в уважении, авторитете, понимании со стороны
значимых и близких лиц;


общителен и контактен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных;


не проявляет выраженных чувств зависти, ревности, отличается
доброжелательностью к людям.

В
дошкольном детстве происходит становление эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональные состояния определенным характером обладает не всегда, некоторая
часть амбивалентна, в особенности в дошкольном возрасте, когда формирование
волевого стержня начинает происходить. Пример поведения – необходимость детей в
социальных контактах со взрослыми и сверстниками, однако, тем не менее, он
может испытывать неуверенность и бояться быть отвергнутым, не принятым. Такая
ситуация прослеживается при условии отсутствия достаточного опыта общения у
детей[4].

К
концу дошкольного возраста возрастает потребность во сопереживании и
взаимопонимании, контакты, в основном, в наибольшей степени сконцентрированы на
взаимоотношении со сверстниками, нежели с взрослыми. В данном возрасте
существенно преобразуется характер отношения со сверстниками, осуществляется
процесс динамичного изучения ровесника и сравнения себя с ним. Объект внимания
– заключается в индивидуальности ровесника. Проявляется заинтересованность к
аспектам личности партнера, прежде недосягаемым. При помощи выделения
устойчивых характеристик формируется наиболее целостный образ сверстника,
осуществляется оценивание, восприятие, сравнения, на основе имеющихся в данном
возрасте системы ценностей и оценочного эталона. Данные ценности формируются
под влиянием окружения и зависят от основной потребности.

В
группе, в основном, преобладают ценности социально-одобряемые, к примеру,
помогать и защищать и т.п.[5].

Дошкольный
возраст является значимым периодом в жизнедеятельности детей, от условий, в
которых они находятся в данном возрасте, зависит их будущее. Ближайшее
окружение может помочь предотвратить возможные трудности, либо сделать их менее
опасными, развить нужные навыки, сделать окружающую среду благополучной для
полноценного развития внутреннего мира детей. Отношения между родителями и
детьми занимают первоочередную позицию в формировании будущей личности ребенка
в период дошкольного детства. [1] Винокурова М. А. Формирование
саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий //
Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016. – С. 483. [2] Севостьянова Е. О. Концепция
формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на
усвоение этических понятий // Современные исследования социальных проблем, № 3,
2012. – С. 147. [3] Березина Ю. Ю. Критерии развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и
практика общественного развития, № 8, 2013. – С. 192. [4] Лебеденко О. А. Особенности
развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста //
Сборники конференций НИЦ Социосфера, № 29, 2014. – С. 27. [5] Подымова Л. С. Ильина С. В.
Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со
сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической
конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016. – С.
140.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы