Курсовая с практикой на тему Развитие самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности 6
1.1. Особенности процесса 6
1.2. Методы и приемы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности 10
Выводы по 1 главе 13
Глава 2. Эмпирическое исследование развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности 15
2.1.Диагностика уровня развитие самооценки у детей среднего дошкольного возраста 15
2.2.Реализация методов и приёмов развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста 18
2.3. Анализ результатов опытной работы 22
Выводы по 2 главе 23
Заключение 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность. В зависимости от нее дети становятся в большой или меньшей степени мотивированы к получению новых знаний и выработке полезных навыков. Так происходит становление уверенности будущего члена общества.
До того как ребенок пойдет в школу, его характер и личность проходят путь становления. Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе мнения человека о самом себе. С раннего детства индивид дает оценку своим физическим возможностям и внешности. По мере взросления человека, в поле зрения попадают навыки, полученные на практике. Дети начинают придавать больше значения моральным качествам.
Особенности самооценки детей дошкольного возраста состоят в том, что все поступки ребенка отпечатываются в его подсознании. Для индивида важно восприятие самого себя и то, как его действия воспринимают другие люди. Здесь играют роль взаимоотношения ребенка с его наставниками и сверстниками. [1, с. 60].
Для дошкольника важно, что думают о нем окружающие, какое мнение сложилось у детей такого же возраста, как оцениваются поступки взрослыми. На этом пути школьник либо начинает подчиняться стереотипам, либо вырабатывает свои собственные нормы поведения.
Самооценка дошкольника формируется на основе навыков и координации собственных желаний. Ребенок имеет намерения, пытается их реализовать, соотносит действия со своими собственными возможностями и возможностями других людей. Ребенок стремится найти общий язык со своими одногодками, ищет одобрения у взрослых. [4, с. 46].
В психологии самооценка ребенка среднего дошкольного возраста формируется на основе его ключевых видов деятельности. Важно то, кто окружает ребенка, насколько взаимодействие становится качественным. Ведущая деятельность может быть связана с достижениями в детском садике. Здесь ребенок должен учиться контролировать свое собственное поведение. Оно закладывает адекватную оценку личности. На каждом из этапов детям стоит стремиться к сохранению внимания, аккуратности и терпению. Как только такие качества развиваются, сразу же появляются положительные результаты. Это залог положительной самооценки дошкольника.
Актуальность самосознания и самооценки личности связана с тем, что это важнейший процесс в формировании личности человека.
По требованию ФГОС дошкольного образования воспитатель должен уважать достоинства своих воспитанников, развивать и формировать в них правильную самооценку в художественно-творческой деятельности, поддерживать все их начинания в творчестве, тем самым внушить им уверенность в своих собственных силах и возможностях.
Цель исследования: теоретически обосновать методы и приемы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности и реализовать в опытной работе.
Гипотеза исследования: процесс развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если подобрать реализовать следующие: методы и приемы.
Объект исследования: процесс развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Задачи исследования:
1.Определить особенности процесса развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть (предмет) методы и приемы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
3. Провести диагностику уровня развития(объект)самооценки у детей среднего дошкольного возраста.
4.Реализовать методы и приемы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
5. Проанализировать результаты опытной работы.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А.Белобрыкиной, Л.И.Божович, А.ВЗахаровой, М.И.Лисиной, В.С.Мухино. Однако, еще не все особенности проявления самооценки в среднем дошкольном возрасте изучены достаточно.
Заключение:
Итак, по итогам изучения темы исследования можно сделать вывод о том, что развитие самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная, оценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе. Самооценка дошкольников опирается на учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Способность к самооценке ориентирует ребенка в его общении с окружающими. Самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Дети стремятся общаться с взрослыми не только по поводу внешних действий, но и по поводу внутренних состояний и переживаний. Понимание собственных переживаний возникает через высказывание вслух и осмысление их значения для себя. Развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Таким образом, в период дошкольного детства формируется особое миропонимание, которое включает общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире.
Для повышения самооценки ребенка используются различные методы и приемы. 1.Метод оценивания ребенка взрослым. 2.Метод поощрения со стороны воспитателя. 3.Создание ситуации успеха. Для создания ситуации успеха используют такие приёмы: снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима; оказание скрытой помощи; приём авансирования личности; приём персональной исключительности.
Таким образом, проведя эксперимент, была обнаружена завышенная самооценка у всей группы дошкольников.
Развивая свою самооценку в художественно-творческой деятельности, дети активно увлеклись ею. Их работы с каждым занятием становятся оригинальными. У детей появилось самовыражение, они сами выбирают интересующую их тему для своего творчества и материалы для него. У детских работ появился индивидуальный почерк. Повысился уровень ручной умелости, координации движений. Повысился уровень художественно – творческих способностей.
Таким образом, итогом исследовательской работы, направленной на развитие самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности, в процессе продуктивной деятельности, можно сказать, произошло не только повышение уровня самооценки у детей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтвердились позитивными результатами.
Цели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития самооценки у детей среднего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
1.1. Особенности процесса
Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как физическому, духовному и общественному существу. Главную роль во взаимопонимании с окружающими людьми имеет личное представление о себе. Осознание себя появляется на втором году жизни. В возрасте приблизительно полутора лет ребенок легко узнает себя на фотографиях, называя свое имя. Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей происходит в конце раннего возраста. Более активно самосознание показывает себя в самооценке, т. е. в том, как ребенком оцениваются его победы и неудачи. У ребенка идет осмысливание своих возможностей. А. В. Петровский отмечал, что, совершая объективно положительные поступки в раннем возрасте, (принести маме тапочки, подать воду и т. п., дети не отдают отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которую дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференциация того, что хорошо и что плохо. В первую очередь ребенок учится оценивать и воспринимать поступки других детей. Позже он уже вполне готов к оцениванию свои собственных поступков. Таким образом идет развитие самооценки. Л. И. Божович, Н. А. Менчинская считают, что к концу раннего возраста в самосознании ребенка появляется центральное новообразование – «система я» и потребность действовать самому, потребность в реализации и самоутверждении своего Я. После возникновения «системы я» в психике ребенка появляется следующее новообразование – самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослого, «быть хорошим». В. С. Мухина, Л. А. Венгер, исследуя проблему формирования самосознания у дошкольников, отмечают, что, в дошкольном возрасте у ребенка идет понимание, что он ничего не знает о своих качествах. У среднего дошкольника еще не сформировалось мнение о себе. Ребенок воспринимает о себе лишь то, что говорят о нем взрослые, тем самым не осознавая, что же значит то или иное качество. Когда ребенку, который утверждал, что он аккуратный, задали вопрос, что это значит, то он ответил: «Я не боюсь». Наблюдая за поведением своих сверстников, окружающих людей, ребенок учится правильно оценивать себя. Но конечно формирование личной оценки происходит постепенно. Сначала ребенок повторяет оценку, которую он услышал у взрослых. То же самое происходит и при самооценке: «Я хороший, потому что мама так говорит».