Курсовая с практикой на тему Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты развития
самоконтроля у обучающихся в процессе обучения математике. 5
1.1.Психолого-педагогические основы развития самоконтроля
у обучающихся. 5
1. 2 . Методики развития самоконтроля у обучающихся в
процессе обучения математике 11
Глава II. Технологии развития самоконтроля у обучающихся. 15
2.1. Система самоконтроля у младших школьников в процессе
обучения математике 15
2.2. Особенности технологий развития самоконтроля у обучающихся. 18
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 25
Введение:
Актуальность. Социально-экономические
и культурные перемены в обществе изменили структуру и содержание социального
заказа, которое общество и государство предъявляют к школе и системе
образования в целом. Приоритетным в развитии образования является признание
ученика субъектом обучения, повышается ценность его индивидуальности.
Специфическим в учебной деятельности является не только самоизменение индивида,
но и способность фиксировать эти изменения.
Введение нового
федерального образовательного стандарта начального общего образования
подразумевает особое внимание самостоятельной деятельности учащихся. На первый
план выходит овладение учащимся универсальными учебными действиями, среди
которых выделяют познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные.
Последние особенно важны, так как именно они обеспечивают овладение учеником
навыком самостоятельного планирования предстоящей деятельности, организации её
выполнения своими силами, контроля собственных действий и эмоций. Всё это
способствует успешному самообразованию, поэтому в условиях современного
общества особенно актуальным становится формирование у учащихся навыков
самоконтроля. Безусловно, эти навыки необходимо формировать как во время учебной
деятельности, так и во внеурочное время. Однако на уроках математики эти навыки
оказываются наиболее важными, так как именно во время решения математических
задач возникает потребность в проверке полученного ответа.
Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании
и технологии развития навыков самоконтроля учащихся
на уроках математики в начальной школе.
Объектом исследования был процесс обучения математики в
начальной школе.
К предмету исследования мы отнесли технологию развития
навыков самоконтроля учащихся на уроках математики в начальной школе.
В соответствии с целью исследования
были сформулированы такие задачи:
1. Проанализировать состояние
разработки проблемы развития навыков самоконтроля учащихся в педагогической
теории и практике.
2. Раскрыть суть понятия
«самоконтроль учебной деятельности учащихся».
3. Охарактеризовать технологии развития навыков
самоконтроля учащихся на уроках математики в начальной школе.
В ходе исследования нами была
выдвинута гипотеза, что уровень сформированности навыков самоконтроля учащихся
значительно повысится, если на уроках математики в начальной школе реализовать
технологию, которая включает три этапа: подготовительный, основной,
заключительный.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В работе было проанализировано состояние
разработки проблемы развития навыков самоконтроля учащихся в педагогической
теории и практике.
Раскрыта суть понятия «самоконтроль учебной
деятельности учащихся».
Разработана, научно обоснована и
экспериментально реализована технология развития навыков самоконтроля учащихся
на уроках математики в начальной школе.
Уточнены критерии и показатели уровней
сформированности навыков самоконтроля учащихся.
Проанализированы результаты внедрения
технологии развития навыков самоконтроля учащихся на уроках математики в
начальной школе.
Процесс формирования
навыков самоконтроля в учебной деятельности у учащихся начальных классов
состоит из трех этапов:
а) возбуждение у
школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
б) обучение
учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его
формирования;
в) реализация
длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений
самоконтроля.
Первый этап может
быть одним из самых трудных, так как большинство учащихся считают проверку
знаний только обязанностью учителя и не даже не стремятся научиться проверять
себя. Многие из них уже привыкли находить ответы в конце учебника, в интернете
или спрашивать у одноклассников, поэтому считают навык самостоятельной проверки
собственных работ бесполезным.
Для того, чтобы
повысить у учащихся значимость самоконтроля и развить у них критичность
мышления, учитель может использовать следующие приемы:
1) Создание
потребности в самоконтроле. Учителю следует подбирать такие ситуации, в которых
сами условия задачи требуют от учащихся самостоятельной проверки полученного
ответа.
2) Необходимо
предлагать учащимся задания, где неправильность выполнения будет видна только
после проверки.
3) При проведении
анализа самостоятельных и контрольных работ следует предложить детям не только
рассмотреть самые часто встречающиеся ошибки, но и доказать, почему это
неправильно путем проверки.
4) Иногда учитель
может допускать ошибки на доске, чтобы учащиеся сами находили их.
Решение
поставленных перед педагогами начального образования задач по формированию
общеучебных УУД на уроках математики требует специальной организации процесса
обучения. В связи с этим в современный начальный курс математики введен целый
ряд методических инноваций, указывающих определенное логическое построение
содержания, формы обучения младших школьников решению задач, диктующие
необходимость разработки системы заданий, которые создавали бы дидактические
условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной
взаимосвязи [4, с.41].
Существуют разные
средства формирования общеучебных действий на уроках математики. Это работа с
учебником, тетрадь на печатной основе, разные по формулировке учебные задания,
текстовая задача, методические наглядные пособия, ИКТ и т.д.
На основании полученных данных во 2
главе, в целях повышения эффективности развития самостоятельности младших
школьников, были подобраны следующие педагогические условия:
— уровень сложности заданий
соответствует уровню учебных возможностей учащихся;
— максимальная продолжительность
выполнения заданий не превышает 20 минут.
— задания последовательно упорядочены
от базового уровня к высокому;
— сочетается контроль с
самоконтролем, оценка с самооценкой;
— применяются методы и приемы,
стимулирующие учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
— для повышения мотивации к урочной и
внеурочной деятельности на занятиях создается «ситуация успеха», используется
творческая игра.
Реализация вышеперечисленных условий
проводилась на внеурочных занятиях, так как они являются важной, неотъемлемой
частью процесса образования детей младшего школьного возраста и направлены на
социализацию обучаемых, развитие их творческих способностей.
На втором этапе исследования нами
были разработаны и апробированы задания, способствующие развитию
самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, гипотеза, поставленная в
начале исследования, доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты развития
самоконтроля у обучающихся в процессе обучения математике 1.1. Психолого-педагогические основы развития
самоконтроля у обучающихся
В соответствии с требованиями федерального
образовательного стандарта НОО любая современная программа начального
образования и обучения должна учитывать цели формирования комплекса
универсальных образовательных актов. Успешность разработки конкретных УУД
зависит от содержания школьных предметов, правильного выбора форм, методов и
оборудования работы, а значит, от выполнения требований федерального
образовательного стандарта и, наконец, от оптимального развития учебного
заведения. Личность ребенка в современных условиях, что сегодня необходимы
формирование необходимых знаний в некоторых специализированных областях и
чрезмерно субъективное педагогическое действие [16, с.59].
Тема «математика»
в начальной школе играет чрезвычайно важную роль, поскольку она является
основой для развития логического мышления и познавательной деятельности в целом
у детей младшего школьного возраста.
На уроках
математики учащиеся учатся выполнять логические и символически-символические
действия, планировать свои действия в процессе решения цепочек задач или
сложных задач, прогнозировать конечный результат своей деятельности,
систематизировать и структурировать свои знания, освоенный метод. решения
проблем в новых условиях, активного поиска и поиска нового решения в незнакомой
ситуации, представления вербального или чувственного образа в виде графической
или символической модели, анализа элементов для выделения основных состояний и
знаков и бессмысленности.
Школьный возраст особенно чувствителен к развитию самоконтроля. В этом
возрасте дети учатся правильно оценивать себя и свои способности.