Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие рефлексивных способностей младших школьников средствами математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития рефлексивных способностей младших школьников средствами математики 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития рефлексивных способностей у детей младшего школьного возраста 7
1.2 Развитие рефлексивных способностей младших школьников средствами математики 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию рефлексивных способностей младших школьников средствами математики 24
2.1 Диагностика уровня развития рефлексивных способностей младших школьников 24
2.2 Содержание работы по развитию рефлексивных способностей младших школьников средствами математики 31
2.3 Анализ результатов исследования 36
Заключение 43
Список источников и литературы 45
Приложения 49

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года № 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, им определены результаты, которыми должен обладать учащийся к окончанию начальной школы. В их числе личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Стандартом предопределены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по математике.
Таким образом, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую тенденцию, как умение учиться.
Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит, в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов и приемов воспитания и обучения.
В общеобразовательной школе, в том числе начальной, одним из основных предметов является математика, так как она обеспечивает развитие логического мышления, практические навыки, полученные при ее изучении, необходимые для профессиональной и трудовой подготовки школьников.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью развития у младших школьников рефлексивных способностей в образовательном процессе, поскольку такие способности помогают переходу ученика младших классов в полноценного субъекта учебной деятельности.
Организация такой деятельности развивает у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы. Как форма проверки знаний, рефлексия должна быть выработана педагогом у каждого обучающегося, у последнего должен возникнуть интерес к постоянной проверке своей работы.
Имея определенную структуру: мотивация, учебная задача, учебные операции, рефлексия, учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов отдельности. Поскольку рефлексия является составляющей учебной деятельности, то и роль ее действий значима: она способствует полноценному развитию успешной учебной деятельности.
В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 указано на существенность проверки достижений младших школьников как составляющих процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Анализ состояния практики обучения математике в начальной школе показывает, что рефлексия относится преимущественно к компетенции учителей. Новая образовательная парадигма – личностно-ориентированная, определила приоритетные задачи в области российского образования, переход на личностно-ориентированные технологии обучения. Одним из актуальных при этом является вопрос о развитии у учителя умений рефлексии как важнейшей составляющей в общем контексте развития личности.
Степень научной разработанности темы исследования. Как отмечается в работах некоторых ученых (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) играющая роль регулятора процесса выполнения учебной работы учащихся, функция рефлексии очень важна. Она способствует корректировке личных интеллектуальных умений, дает возможность устранить пробелы в знаниях, оценить свою деятельность (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, П.И. Пидкастый, Н.Ф. Талызина и др.). Современные исследования (Г.А. Балл, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, О.Б. Епишева, Г.С. Ковалева и др.) позволяют говорить о том, что типичным недостатком в работе педагога служит запоздание оценочных суждений учащихся об уровне их знаний и умений, которая, напротив, должна заменяться оценкой продвижения учащихся в познании.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблем развития рефлексивных способностей у учащихся непрерывно изучается учеными и педагогами – практиками, что позволяет сформировать и обобщить именно эффективный педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.
Цель исследования: изучить теоретические основы и методические аспекты развития рефлексивных способностей у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: процесс развития рефлексивных способностей у младших школьников.
Предмет исследования: развитие рефлексивных способностей у младших школьников средствами математики.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие рефлексивных способностей у младших школьников на уроках математики будет эффективным, если:
1) учащиеся включаются в рефлексивный процесс, целенаправленно организованный учителем на уроке;
2) используются методические средства с учетом изучаемого на уроке учебного материала и возможностями учебника «Математика»;
3) учащиеся овладевают умениями, позволяющими осуществлять самоанализ своей деятельности и её результатов.
Выбранная цель и гипотеза исследования обусловила решение следующих задач:

− изучить психолого-педагогические основы развития рефлексивных способностей у младших школьников;
− рассмотреть приемы развития рефлексивных способностей у младших школьников средствами математики;
− провести диагностическое изучение уровня развития рефлексивных способностей у младших школьников;
− разработать и апробировать систему уроков математики по развитию рефлексивных способностей у младших школьников;
− сделать сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, педагогической, психологической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (тестирование для оценки уровня развития действия контроля у младших школьников, количественная и качественная обработка результатов).
Методологические основы исследования: изучению проблемы развития рефлексивных способностей посвящены работы А.Б. Воронцов, И.А. Деменева, Ю.Н. Кулюткина, М.Г. Савельева и др., применение средств математики в этом процессе рассмотрено в исследованиях В.А. Далингера. А. Б. Ильясовой, В.И. Слободчиковой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты можно рекомендовать для использования учителям начальных классов с целью развития рефлексивных способностей у младших школьников средствами математики.
База исследования: МБОУ школа №39 г. Дзержинск Нижегородская область.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность. Формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия — это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексия представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
У детей младшего школьного возраста рефлексия находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия — это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
Исследовательская работа, проведенная на базе 4 класса. По результатам педагогической диагностики на начальном этапе можно сделать вывод, что для учащихся изучаемого класса характерен средний уровень развития рефлексивных способностей. При выполнении заданий у таких учеников преобладает ориентация на атрибуцию «способности» и «объективная сложность». В причинах неуспеха в учебной деятельности ссылаются на сложность задания или нехватку времени на ее выполнения, а большой объем собственных усилий приводят этих учеников к успехам. Таким ученикам бывает не всегда легко дать многоаспектную характеристику понятию, выявить свои точки роста, но они могут оценить пути достижения высоких успехов. Не всегда удается оценить работу другого ученика, но они достаточно часто и вполне объективно могут оценить уровень своих знаний.
Для ликвидации обнаруженных недостатков в рефлексивных способностях были подобраны и применены на уроках математики в 4 классе. В ходе формирующего этапа были апробированы специально разработанных уроков. Повторная (итоговая) диагностика выявила, в общем, положительную динамику в уровнях сформированности действия контроля у младших школьников. После реализации системы уроков работы у испытуемых младших школьников также преобладает низкий уровень развития рефлексивных способностей, но, все же его уровень снизился.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития рефлексивных способностей младших школьников средствами математики

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития рефлексивных способностей у детей младшего школьного возраста

Развитие рефлексии в учебно-творческой деятельности у учащихся младшего школьного возраста, является актуальным научно-практическим направлением. Этот вопрос требует определения особенного, специфичного в осуществлении рефлексии для достаточно специфичной категории субъектов учебно-творческой деятельности.
Рефлексия – это способ осознания результатов деятельности человека. В процессе рефлексирования человек внимательно изучает свои мысли и идеи, рассматривает накопленные знания и полученные умения, обдумывает совершенные и планируемые действия. Это позволяет лучше узнать и понять самого себя. Способность делать выводы на основе саморефлексии – уникальная черта, отличающая человека от животных. Этот метод помогает избежать многих ошибок, возникающих при повторении одних и тех же действий с ожиданием разного результата [20].
Согласно П. Т. де Шардену (французский философ) рефлексия — это то, что отличает людей от зверей, благодаря рефлексии люди могу знать о своем знании.
Понятие «рефлексия» является предметом исследований ученых разных отраслей. Впервые оно прослеживается уже в идеях Сократа, Аристотеля, Платона, а затем в трудах Г. Гегеля, Р. Декарта, Дидро, И. Канта, Дж. Локка, Б. Спинозы. С развитием образования указанный феномен стал широко изучаться в психологии. Ученые рассматривают рефлексию как процесс мышления и умственных действий (В. Давыдов, Ю. Кулюткин, И. Семенов, С. Степанов); результат осмысления собственной жизнедеятельности (В. Васильев, Н. Гуткина и др.); фундаментальный механизм самопознания и самопонимания (В. Знаков, М. Келес, И. Кон, С. Максименко, С. Рубинштейн); процесс развития личности (И. Бех, М. Боришевский, В. Семченко); процесс совместной деятельности (В. Недоспасова, М. Савчин), в том числе как феномен группового взаимодействия (Л. Григоровская, М. Найденов, Л. Найденова).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы