Курсовая с практикой на тему Развитие речи в раннем возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Особенности развития детей раннего возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития речи в раннем возрасте 12
1.3 Особенности речевого развития в раннем возрасте 15
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1 Методические подходы к исследованию развития речи детей в раннем возрасте 23
2.2 Анализ развития речи детей раннего возраста 26
2.3 Результаты диагностики и методические рекомендации по организации речевого развития детей раннего возраста 35
Выводы по II главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Введение:
Актуальность исследования. Развитие речи ребенка раннего возраста является неотъемлемой составляющей его общего развития. По тому как ребенок говорит, как строит предложения, какой объем активного словаря и так далее можно судить о психологическом и физическом здоровье. Именно поэтому следует уделять развитию речи активное внимание. Особенно это касается детей раннего возраста. Ведь от того, насколько развита речь дошкольника зависит способность воспринимать в будущем школьную программу. Научно доказано, что дети, которые отстают в речевом развитии, отстают и в общем развитии тоже. А это, в свою очередь, отражается на самооценке и психологическом благополучии. В современном мире все чаще приходится сталкиваться с бедностью детской речи. Они не знают синонимов, грамматически предложения строят неправильно, не в состоянии сформулировать вопрос, просьбу, мнение. Это зачастую приводит к тому, что ребенок начинает замыкаться в себе: зачем говорить, если тебя не понимают. Поэтому развитие речи в раннем возрасте является необходимым и важным компонентом комплексного развития ребенка. Этим обусловлена актуальность выбранного исследования.
Проблема исследования. Каковы психологические условия развития речи у детей раннего возраста?
Объект исследования – речь детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности развития речи у детей раннего возраста.
Цель – выявить особенности развития речи у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику развития речи в раннем возрасте;
2) проанализировать развитие речи детей в раннем возрасте;
3) разработать методические рекомендации по развитию речи детей в раннем возрасте.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу курсового проекта легли исследования таких ученых, как Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова, М.И. Запорожец, Н.С. Жукова и др. В частности, рассматривалась теория Н.А. Гвоздева о том, что развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеют свою специфику. В.В. Гербова считает, что пассивный словарь ребенка значительно превышает активный. Задача педагога при этом перевести слова из пассивного запаса в активный. Кроме этого, вышеуказанные исследователи утверждают, что для развития речи ребенка необходимо общение со сверстниками. В рамках данного курсового проекта изучались вышеуказанные исследования.
Методы исследования – анализ научной литературы по проблеме, наблюдение, эксперимент, определения уровня развития речи у детей.
Экспериментальная база исследования – ГБОУ «Школа № 1786» г. Подольск.
Выборка – 20 детей в возрасте 3-4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены особенности развития речи у детей раннего возраста и разработаны рекомендации по развитию речи у детей раннего возраста. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы ГБОУ «Школа № 1786» г. Подольск для изучения и развития речи у детей раннего возраста.
Структура и объем работы. Структура курсового проекта обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 40 наименований, и приложение.
Общий объем работы – 50 страниц. Основной текст работы – 41 страница, включая 5 таблиц, 5 диаграмм. Приложение занимает 2 страницы.
Заключение:
В ходе теоретического исследования, нам удалось выяснить, что дети раннего возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Мир ребенок познает через слова и речь взрослого человека. Буквально за несколько лет ребенок полностью овладевает родным языком.
Развитие речи в раннем возрасте происходит в двух направлением: в условиях естественной среды и во время организованного обучения. А потому развитие речи зависит от воспитания, окружающей среды, сформированности учебного пространства, практики коммуникативных навыков. Развитие речи каждого человека проходит несколько этапов, но именно в раннем возрасте этот процесс происходит наиболее активно, поэтому ребенку желательно создавать дополнительную обучающую среду, которая будет способствовать развитию коммуникативных навыков.
Кроме этого, стоит отметить, что, не смотря на наличие дополнительной обучающей среды все-таки главенствующую роль в развитии речи ребенка занимает взрослый. Дома это роль выполняют родители, а в детском саду – воспитатель. Именно культура речи окружающих взрослых влияет на формирование и развитие речевых навыков ребенка. Не менее важную роль играет общение с ребенком с первых дней его жизни. Оно должно быть доброжелательным, в этом случае ребенок будет развиваться в пределах нормы. Чем старше становится ребенок, тем больше возникает потребность в общении. Исследования показывают, что если ребенка не слушают, то его развитие его речевой деятельности тормозится за ненадобностью.
Эмпирическое исследования проводилось на базе ГБОУ «Школа № 1786» г. Подольск. В нем приняли участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Для изучения общего развития речи мы использовали комплекс методик, которые позволили определить уровни восприятия и понимания речи взрослого, объем активного словаря и сформированность грамматического строя речи.
Результаты исследования показали, что уровень восприятия речи у 50 % детей– низкий, и по 25 % детей находится на очень низком и среднем уровнях. Задания данной методики оказались наиболее сложными. Оказалось, что дети речь взрослого человека понимают, но не воспринимают ее, они легко отвлекаются и не могут сосредоточится на одном предмете. Уровень понимания речи у 5 % детей находится на высоком уровне, у 20 % детей – на уровне выше среднего и по 25 % детей показали средний, низкий и очень низкий уровни. Объем активного словаря у 50 % детей находится на низком уровне и по 25 % детей показали уровни средний и выше среднего. Уровень сформированности грамматического строя речи у 40 % детей – средний, у 25 % – низкий, у 20 % – данное умение находится на уровне выше среднего и у 15 % – на очень низком. Общий уровень развития речи у 65 % детей является низким, у 30 % детей – средним и у 5 % – очень низким.
В ходе наблюдения за детьми нам удалось выявить следующие тенденции. Дети с очень низким уровнем развития речи либо вообще не реагируют на просьбы, либо задумываются перед тем, как ее выполнить. На игрушки реагируют нейтрально, практически не берут их в руки и не рассматривают, то есть познавательный интерес у них снижен. Кроме этого, они не умеют обобщать предметы, называть их признаки и действия. Дети с низким уровнем развития речи, которых большинство, перед тем, как выполнить ту или иную просьбу переспрашивают, а то ли они должны сделать. Когда берут игрушки в руки, улыбаются, но быстро их бросают, практически не играют. Предложенные изображения рассматривают без особого энтузиазма. Описывают их отдельными словами. Составить предложения для них представляется сложным процессом. Дети со средним уровнем развития речи откликаются на просьбы. Могут составить одно предложение, используя при этом правильные глагольные и падежные формы. Могут назвать обобщающие слова для предметов, а также по одному, максимум два признака. Действия предмета называют с большим трудом.
В целом диагностика показала, что общий уровень развития речи в исследуемой группе является низким и составляет 22,05 балла.
По результатам эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации по повышению уровня развития речи у детей раннего возраста. Они заключаются, в первую очередь, в повышении культуры и улучшении стиля речи взрослого, в регулярном чтении книг, рассматривании картинок, проведении специальных игр, стимулирующих речь ребенка. Также нами были разработаны рекомендации для проведения занятий с детьми в детском саду. В частности, воспитателям рекомендуется строить занятия таким образом, что коллективные ответы детей чередовались с индивидуальными. Кроме этого, эффективными для развития речи являются занятия, которые предполагают двигательную активность детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности развития детей раннего возраста
Детский ранний возраст — это особенный и очень важный период в жизни маленького ребенка. Это период стремительного развития всех фундаментальных жизненных и важных функций. Ребенок в этот период учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать различными способами с разными предметами, которые его окружают. Именно в этот крайне непростой период очень важна особая внимательность и правильное и качественное воспитание, так как характер и функции всего головного мозга маленького ребенка — это не только, что называется, наследственный процесс, но и следствие взаимодействия его с окружающей средой [12, с. 68].
В первые три года жизни маленького ребенка наблюдаются стремительные и специфические особенности развития комплексного и весьма быстрый темп развития физического организма ребенка. Это тот самый единственный период, в котором можно еще увидеть, как в течение очень короткого времени у совершенно беспомощного и не имеющего никаких особых и специальных навыков существа образуются условные рефлексы, формируются привычки, развивается сенсорика и речь, не говоря уже и о стремительном наборе веса и резком увеличении роста.
Именно в этом коротком промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные важные особенности развития детей выражаются в следующем: крайне стремительно увеличивается активная подвижность ребенка, вначале он начинает ползать, потом ходить и перемещаться по окружающему пространству, исследуя все, что попадается на пути его следования. Активно развивается сенсорика – маленький ребенок плотно взаимодействует с окружающими предметами: переворачивает их, бросает на пол, опрокидывает все возможными способами, старается все вокруг ощупать и попробовать на вкус. Также в этот период появляется интерес к книгам, но тут пока еще просто как к объектам, а не как к источнику какой-либо информации: ребенок внимательно и усердно разглядывает картинки и переворачивает все страницы. Наблюдается также становление памяти. Ребенок уже понимает и запоминает все больше слов и активно реагирует на просьбы. В этом возрасте дети не очень любят оставаться в одиночестве, они тянутся к возможности установить чувственный контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием [16, с. 25].
В этом самом возрасте очень важно дать ребенку ощущение полной заботы и теплоты.
Особенно важно в указанный период объяснить маленькому ребенку, что для него может быть чрезвычайно опасным, и, конечно же, необходимо прятать все предметы, которые могут нанести ему существенный вред. Это делается для того, чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по окружающему пространству. Нужно научить его общаться также и с другими людьми и, конечно же, нельзя оставлять маленького ребенка одного без присмотра.
В промежутке от 1 года до 2-х лет особенности развития заключаются в следующем: у маленького ребенка начинают формироваться крайне важные и очень сложные функции головного мозга, начинает формироваться его повседневное поведение и складываться обычный характер. Он уже начинает ходить безо всякой поддержки, что дает ему особую возможность все больше и больше исследовать окружающий его мир, а также дает возможность непосредственного тесного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные и коммуникативные черты, такие как сочувствие и любовь к близким людям.
Нарастающий интерес к познанию мира усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования маленького ребенка, дает ему больше специальных возможностей и особой выносливости посвящать себя именно изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, что очень важен факт того, что маленький ребенок в возрасте до 2-х лет, начинает совершенствовать свою речь и понимать все больше слов, путем подражания взрослым, которые его окружают. Например, уже появляются первые простейшие словоформы и определения: в частности, корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и так далее. Постепенно маленький ребенок начинает активно подражать фразам и услышанным интонациям взрослых, также начинает увеличивать свой словарный запас.
Кроме этого, в этот важный период маленький ребенок начинает все больше прислушиваться к своим внутренним ощущениям, и учиться различать свое внутренне настроение и чувства [18, с. 45].
Период с 2-х лет до 3-х связан с крайне активным развитием всей нервной системы, вследствие чего маленький ребенок становится еще более подвижным, а весь его организм уже начинает более интенсивно развиваться физически. Именно благодаря этому в маленьком ребенке проще успешно сформировать навыки правильного поведения. Он уже учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Также он уже начинает понимать течение окружающего времени, с ним теперь можно обсуждать уже не только данный конкретный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он уже учиться определять свою цель. Например, «Я буду играть», «Я буду строить дом». Маленький ребенок уже начинает понимать некоторые свойства и назначение многих окружающих предметов, также различает их цвета и форму. Понимает следующие дефиниции: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко». Кроме этого, формируется представление о количестве (имеется в виду: «мало – много»).
На протяжении всего третьего года жизни важно позволить маленькому ребенку наблюдать и исследовать все вокруг. Если он чем-то крайне заинтересован, то обязательно следует его поддержать в этом.
Общение со своими сверстниками в этом возрасте — крайне необходимая потребность, малыш уже начинает интересоваться другими окружающими его людьми. Тут следует использовать различные ролевые игры (например, «больничка», «дочки-матери»), они, что называется способствуют приобретению необходимых социальных навыков общения [20, с. 60].
Как правило, педагоги рекомендуют обратить внимание такие аспекты.
Не следует также ограничивать окружающее пространство, в котором находится маленький ребенок, так как обычно маленькие дети, находящиеся в одном и том же узком пространстве постоянно, заметно отстают в своем развитии.
Кроме этого, соблюдайте режим, и будьте крайне твердыми в своих требованиях дисциплины и предъявляемых правилах поведения, но не переусердствуйте сильно. Нужно давать ребенку понять, что он окружен особой заботой и сильной любовью.
Нужно помнить, что игры способствуют развитию маленького ребенка, поэтому обязательно следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая хорошую игру под его сегодняшнее настроение, которая будет также учитывать его индивидуальную и особенную специфику и общие особенности развития.
Когда малыш начнет приобретать специальные социальные навыки, следует также увеличить возможность общения со сверстниками [21, с. 93].
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям и педагогам важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности [25, с. 145].
У маленьких детей возрастом 3-4 лет память пока что еще непроизвольная. Они лучше всего запоминают именно то, что вызвало у них какие-то сильные эмоции, то есть, маленький ребенок быстрее запомнит очень яркую картинку или привлекательный смешной видеоролик, чем грустные монотонные наставления.
Но уже к семи годам у маленьких детей формируется так называемая механическая или произвольная память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления — например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 6-7 годам это уже 2500 — 3000 слов.
Активное развитие речи и памяти тесно связано и с развитием мышления. И если в три-четыре года малыш, сперва, что-то делает, а только потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А вот в шесть-семь лет маленький ребенок уже различает и причину, и следствие и способен даже переносить такие подобные логические цепочки и на другие похожие ситуации в жизни [27, с. 47].
В период от 3 до 7 лет у маленьких детей закладывается и самосознание. Они уже учатся оценивать себя с самых разных позиций — насколько они добры или нет, внимательны ли они, старательны ли и послушны. И вот здесь очень огромную роль играет его семья и окружение. Поскольку именно от поведения окружающих его взрослых зависит, каким вырастет маленький ребенок, поэтому очень важно научиться поощрять и принимать его таким, какой он есть.
Кроме того, растет и огромная палитра эмоций. Помимо сильного страха и большой радости маленький ребенок может уже сердиться, грустить и даже ревновать. Все эти ощущения для него непривычны, так что его стоит помочь — проговорить о том, что он чувствует и научить маленького ребенка осознавать все свои эмоции. Очень важно заполнить жизнь малыша очень яркими эмоциональными впечатлениями. То есть дать ему больше общаться со своими сверстниками, чаще ходить с ним в цирк или театр на детские постановки, или, например, в музеи и экспериментариумы [34, с. 193].
Физическое развитие тоже не стоит на месте в этом возрасте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех абсолютно систем организма. Растут все мышцы и скелет, а также органы дыхания и кровообращения, идет активное развитие головного мозга. Для такой мощной и глобальной стройки маленькому организму нужны и необходимые строительные материалы, то есть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Именно, поэтому важно позаботиться о правильном и сбалансированном питании, чтобы маленький ребенок получал все крайне нужные ему элементы.
Кроме того, нужна и физическая активность. Например, активные игры на свежем воздухе и частые прогулки. Однако чрезмерные физические нагрузки и, так называемый, профессиональный спорт могут реально негативно сказаться на физическом состоянии маленького ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто на просто не готовыми к такому [17, с. 78].
Таким образом, дети раннего возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Мир ребенок познает через слова и речь взрослого человека. Буквально за несколько лет ребенок полностью овладевает родным языком. Развитие речи в раннем возрасте происходит наиболее активно.