Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие речи у младших школьников на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты развития речи у младших школьников на уроках русского
языка. 5

1.1Особенности
развития речевого развития младших школьников. 5

1.2Современные
технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в
условиях реализации ФГОС.. 10

2. Практика
развития речи у учеников 2-го класса на уроках русского языка  19

2.1 Выбор и
обоснование методики развития речи на уроках русского языка  19

2.2
Результаты эксперимента по развитию речи у учеников 2-го класса на уроках
русского языка. 22

Заключение. 26

Список
использованной литературы.. 27

Приложение. 29

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят
глубокие изменения, пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и
содержание обучения, меняются взаимоотношения учитель — ученик, активно
внедряются в учебный процесс новые технологии обучения. Сегодня у школы
несколько иные цели и задачи. Основное содержание образования направлено на
развитие ребенка — его инициативы, стремления к образованию, умения
анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения. Одной
из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации.

Изучение учебного
процесса в школах показывает, что позиция ученика, занимаемая в учебном
процессе, не в полной мере способствует прочному усвоению знаний, умений и
навыков. Для того чтобы знания были прочными, необходимо активное отношение к
учебной деятельности самого обучаемого. Многие ученики во время урока пассивны,
не вникают в содержание урока, вследствие чего они переходят в среднее звено
школы, не овладев требуемыми нормами как устной, так и письменной русской речи.
Значит, необходимы приемы и средства более эффективные, активизирующие
познавательную деятельность младших школьников в обучении русскому языку.

Важность исследования
проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность
межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение
речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно
участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов
недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями,
односложными словами «да» и «нет». Это происходит по разным причинам:
отсутствие мотивированных речевых ситуаций, создаваемых учителем; исключение
потребности в монологе; элементарным неумением грамотно высказать свои мысли.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок —
нужна долгая, систематическая работа учащихся и учителей. Временные неудачи и
срывы не должны пугать ни тех, ни других. Исходя из актуальности данной
проблемы нами была определена цель нашего исследования: определение методов
активизации развития речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Степень разработанности
проблемы. Исследованиям теории речевой деятельности посвящены научные труды
психологов (Л.Л. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р.
Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), педагогов (В.А. Кан-Калик, Ф.Ф.
Советкин,), лингвистов (Л.А. Введенская, Б.Н. Головин, К.З. Закирьянов, Т.А.
Ладыженская), философов (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган,),
психолингвистов (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, М.Р. Львов, Л.В. Сахарный, А.С.
Штерн,).

Цель курсовой работы:
исследовать развитие устной речи у младших школьников на уроках русского языка

Для достижения
поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Выявить особенности речевого
развития младших школьников

2. Рассмотреть современные
технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в
условиях реализации ФГОС.

3. Представить выбор и
обоснование методики развития речи на уроках русского языка

4. Проанализировать результаты
эксперимента по развитию речи у учеников 2-го класса на уроках русского языка

Практическая значимость
исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в
курсе методики преподавания русского языка в начальных классах, а также в
практической деятельности учителя.

Структурными компонентами
данной курсовой работы являются: введение, две главы, заключение, список
используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на основе
анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения
психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности
младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. В
процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических
и методологических основ формирования связной речи младших школьников.

2. Эффективность
работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по
развитию речи.

3. Работа
по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование
общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего
выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность,
вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

Начиная с первого класса,
необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения,
позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение
слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать
за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического
значения.

Только тогда дети будут
стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать
его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть
красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты развития речи у младших школьников
на уроках русского языка

1.1Особенности
развития речевого развития младших школьников У младших школьников
развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно
набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на
котором говорят другие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку когнитивных
процессов (внимания, памяти, воображения и мышления).

К моменту поступления в
школу словарный запас младшего школьника увеличивается настолько, что он может
свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся
повседневной жизни и входящему в сферу его интересов.

 Если нормально развитый ребенок в возрасте
трех лет использует до 500 и более слов, то шестилетний ребенок использует от
3000 до 7000 слов [17, с. 28]. Развитие речи происходит не только за счет тех
лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого младшего
ученика по отношению к языку.

 Младший ученик слушает звучание слова и дает
оценку этому звучанию. Младшие школьники ориентируются на системы своего
родного языка. Звуковая оболочка языка является предметом активной, естественной
деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ученик уже
овладел сложной грамматической системой разговорной речи до такой степени, что
язык, на котором он говорит, становится его родным языком. Потребность в
общении определяет развитие речи. [5, с. 77]

На протяжении всего
детства ребенок интенсивно учится речи. Овладение речью превращается в речевую
деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден переключаться со своей
"собственной программы" обучения речи на программу, предлагаемую
школой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы