Курсовая с практикой на тему Развитие речи дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста 6
1.1 Изучение процесса развития речи с позиции исторических и психолого-педагогических исследований 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста 11
1.3 Особенности развития речевых функций у дошкольников 18
Вывод по Главе 1 22
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная деятельность по выявлению уровня развития речи дошкольников 23
2.1 Особенности речевого развития 23
2.2 Методика и организация обследования речи дошкольников 26
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
Вывод по Главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
На современном этапе развития очень высоко оценивают речевую функция, так как она является одной из самых важных психических функций. Если ребенок владеет речью, то ему не составляет труда участия в разных формах деятельности и тем более социализации, следовательно, он может осознавать действительность, уметь планировать и регулировать свое поведение [21 с. 50].
В программах дошкольного образования этому посвящена целая образовательная область «Речевое развитие». В ней дается описание направлений развития, в которую включены овладение речью как средством общения, в частности это обогащение активного словаря, развития связной, грамматически правильной речи, в том числе как с монологической, так и диалогической, а также развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Однако, несмотря на это, уровень развития речи многих дошкольников оставляет желать лучшего, так как большинство дошкольников продолжают затрудняться в четком и ясном выражении своих мыслей, не умеют строить высказывания, зачастую их высказывания несвязные. Актуальность данной проблемы имеет место быть и по сей день, вызывает большой интерес со стороны общества и государства.
Известные педагоги и психологи в лице Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Гвоздева, Е. И. Тихеевой раскрыли в своих трудах основные концепции речевого развития у дошкольников [23 с. 15].
Теоретические основу работы составили исследования особенностей речевого развития, которые изучались в трудах таких исследователей и ученых как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн. В своих трудах они уделяли внимание тому, что практическая деятельность детей оказывает огромное влияние на развитие всех высших корковых функций, а также пространственных отношений, в том числе особенно важное влияние получается на развитие познавательной деятельности, в том числе и речи [5, c.6].
Но все же одним из первых, кто начал изучать значение речи для развития психики ребёнка считается советский психолог Л.С. Выготский. Позже, его поддержали коллеги и продолжили его труды по проведению исследований в данном вопросе, это психологи А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин и др. В своих исследованиях они отметили, что чем старше дети, тем более ярче будет оказывать воздействие речи на все стороны их психической деятельности. Особое значение они подчеркнули, что ребенок, который владеет речью намного проще и быстрее приспосабливается к требованиям общества, и ему не составляет больших трудностей в налаживании контакта с другими детьми [5 с. 12].
Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость обеспечения условий для развивающей и коррекционной работы с детьми в каждой дошкольной образовательной организации.
Речь есть специфически человеческий способ, с помощью которого человек может использовать языковые средства и формулировать мысли. Трудность овладения речью заключается в наиболее полном и совершенном овладении знаками языковой культуры [4, с.10].
Являясь непосредственным воплощением мышления, речь позволяет учитывать все познавательное богатство человека как в индивидуальном, так и в социальном аспектах, что позволяет зафиксировать его индивидуальное и общественное сознание. При таком подходе речь можно понимать, как систему, в которой закодировано восприятие мира, как культуру данного народа.
Объектом исследования – особенности развития речи дошкольника.
Предмет исследования – изучение сторон речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование особенностей структурных компонентов речи старших дошкольников.
Задачи формируются следующим образом:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) определить особенности и направления речевого развития;
3) выявить актуальное состояние уровня развития речи;
5) подобрать методику для организации обследования по проблеме;
6) проанализировать и оценить полученные результаты эксперимента.
В качестве рабочей гипотезы было взято предположение о том, что речевое развитие осуществляется в онтогенезе через структурные компоненты.
Для достижения поставленных в работе целей мы использовали следующие методы: метод анализа информации, изучения документов, литературы. Были использованы и общенаучные методы такие как анализ, синтез, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении содержится обоснование актуальности работы, цели, задачи, методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста. В главе описан процесс развития речи с позиции различных исследований, рассмотрены особенности развития речи и периоды становления речи. Во второй главе идет описание экспериментальной работы по исследованию уровня речевого развития дошкольников, анализ результатов констатирующего эксперимента.
Заключение:
Речевое развитие ребенка дошкольника происходит наряду с овладением родного языка. В программах дошкольного образования уделено значительное место для создания условий для формирования у детей речевых навыков.
В ходе написания курсовой работы нами были подробно рассмотрены теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста, изучен процесс развития речи с позиции психолого-педагогических исследований, и развитие речевых функций, изучена методика и организовано обследование по выявлению уровня развития речи у детей дошкольного возраста.
Задачами предложенной темы курсовой работы послужили: 1) изучить научную литературу по теме исследования; 2) определить особенности и направления речевого развития; 3) выявить актуальное состояние уровня развития речи; 5) подобрать методику для организации обследования по проблеме; 6) проанализировать и оценить полученные результаты эксперимента.
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф. Г. Даскаловой был направлен на изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Для изучения состояние вербальных и невербальных функций, мы использовали в работе анализ медицинской и педагогической документации, наблюдения, беседы с педагогами и детьми, эксперимент, анализ полученных результатов.
Были использованы: методы теоретического исследования — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез. Методы эмпирического исследования — изучение результатов деятельности детей, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, обследование, количественный и качественный анализ полученных данных.
По результатам теоретических исследований сделаны выводы:
— исследования по проблеме развития речи и понятия «речь» были изучены и рассмотрены разными авторами, но при разных трактованиях данного определения суть его остается единой и требует внедрения новых методик для ее развития;
— анализируя особенности развития речи дошкольников, у всех детей развитие происходит по-разному, и у всех находится на разных уровнях;
— исследования ученых подтвердили необходимость подбора эффективных методик для проведения успешной работы в данном направлении;
— речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
— возникают предпосылки для освоения грамоты.
Вторая глава была посвящена описанию экспериментальной работе по выявлению уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, по результатам проведенной работы сделали выводы:
— имеются проблемы нарушения языковых систем;
— возникают трудности в составлении предложения по картинке и серии картинок;
— затруднения и ошибки в логико-грамматических конструкциях и грамматических формах.
Таким образом, проведенные исследования показали:
— у большинства детей имеются проблемы в подборе и употреблении имен существительных и глаголов, прилагательных;
— с использованием различных типов заданий выявили ряд особенностей, которые характеризуются состоянием речи детей, что следует учитывать при проведении коррекционной работы;
— при формировании у ребенка лексики должны быть решены ряд определенных задач.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста
1.1 Изучение процесса развития речи с позиции исторических и психолого-педагогических исследований
Проблемы речевого развития дошкольников изучали такие ученые, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и др. [11 с. 25].
Все же как рассматривают понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и каково ее значение в развитии детей, рассмотрим далее.
В записях С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь есть деятельность общения – выражение, воздействие, общение с помощью языка. Речь считается формой существования мыслей и чувств для другого, которая служит средством общения с ним, и форма, которая обобщает действительность, а также форма реализации мышления. По его мнению, речь, слово это и есть специфическое единство, как чувственного, так и смыслового содержания» [5, с. 18].
В своих исследованиях Р.С. Немов так определяет речь: Он считает ее системой звуковых сигналов, а также системой письменных знаков и символов, которые человек использует для того, чтобы передать информацию, обработать ее или же хранить [5, с. 21].
Деятельность, которая состоит в «раздаче» действительности с использованием средств языка познавательных задач, которые выделяются ходом социальной практики называется деятельностью познания – так рассматривал речь А.А. Леонтьев. Такую деятельность он называет коммуникативной, потому что она выступает как инструмент планирования речевых или неречевых действий» [15, с. 33].
Выявляя структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает ряд навыков, среди них: быстрая ориентация в условиях общения, навык планирования собственной речи и выбор ее содержания. В связи с этим появляется необходимость найти такие языковые средства, чтобы передать информацию и иметь обратную связь. Если этого не произойдет, тогда общение будет малоэффективным, и не принесет тех результатов, которые ожидает собеседник. В то же время важнейшим средством приобретения речевых навыков является легкость перевода языковых единиц в новые сочетания, еще не встречавшиеся. Здесь вступает в силу чувство языка, которое позволяет ребенку использовать в речи навыки на незнакомом языковом материале, а также позволяет отличать верные грамматические формы от неверных. Если у ребенка развито чувство языка, то он очень быстро ориентируется в языковом материале и может быстро соотнести новое слово с известными ему явлениями языка, например, когда определяет род или число.
Рассматривают несколько аспектов речи. Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, которая объясняет механизм формирования речи. Речевая деятельность формируется разными и достаточно сложными физиологическими механизмами, которые напрямую зависят от содержания, например, называние предметов, понимание слов, фразовая речь и др. Когда происходит восприятие и воспроизведение речи в первую очередь происходит неосознанный выбор слов в зависимости от их значения. С точки зрения физиологии слово рассматривают как сигнал, который заменяет прямые сигналы: ощущения, восприятия и представления, при этом язык рассматривают как вторую сигнальную систему [15, с. 50].
Учение о языке как о знаковой системе считают основой лингвистического развития, но при этом рассматривают вопрос о том, чтобы разграничить понятия «язык» и «речь».
Язык лучше рассматривать как знаковую систему, которая помогает кодировать действительность, которая окружает человека.
Речь может провялятся в разных формах и в разных ситуациях общения. Она объясняется как деятельность, которая входит в общую систему жизнедеятельности человека.
Поскольку психологический аспект развития речи основывается на положении Л.С. Выготского, о том, что оно тесно связано с развитием мышления и сознания. Поэтому изучая проблему образования понятий, Выготский говорил, о том, что накопление ассоциаций и групп представлений не ведет к их образованию, поскольку само «понятие невозможно без слов, а мышление в понятиях, в свою очередь, невозможно вне речевого мышления» [5, с. 28].