Курсовая с практикой на тему Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста 5
1.1 Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте 5
1.2 Условия и средства обогащения словаря детей дошкольного возраста 9
1.3 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 19
Глава 2. Использование малых форм фольклора для развития речи детей старшего дошкольного возраста (на примере загадок) 23
2.1 Загадки — одно из средств обогащения словаря детей дошкольного возраста 23
2.2 Виды загадок, используемых в работе с детьми дошкольного возраста 26
2.3 Принципы отбора, методика работы с загадками, используемыми для развития словаря 29
Заключение 33
Список литературы 34
Введение:
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой современного общества. Снижается степень культурности населения, широкое распространение получила литература низкого качества, с экранов телевизора все чаще звучит безграмотное «говорение», агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – это все содействует наступлению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, такие как владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи и другими, можно с уверенностью сказать, что дошкольный возраст является сенситивным для речевого развития детей [6].
Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина указывают в своих работах на тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития взаимосвязан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие шестилетнего ребенка проявляется в интенсивном обогащении словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая напрямую связана с общением, то есть постижение лексических значений слов.
В современном детском саду малые формы фольклора используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие малых форм фольклора позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей.
Малые формы фольклора обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В малых формах устного народного творчества в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования – процесс развития словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование малых форм фольклора как средства развития речи детей дошкольного возраста
Цель исследования – изучение особенностей использования малых форм фольклора в процессе работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития речи и словаря детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть условия и средства обогащения словаря детей дошкольного возраста.
3. Доказать, что малые формы фольклора — одно из средств обогащения словаря детей дошкольного возраста.
4. Уточнить виды малых форм фольклора, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
5. Определить принципы отбора, методику работы с малыми формами фольклора, используемыми для развития словаря.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования — изучение научной литературы по теме исследования, сравнительный ретроспективный анализ первоисточников, анализ, синтез.
Заключение:
Общаясь с ребенком в процессе занятий и игр, взрослый постепенно вводит его в большой мир образов устного народного творчества. Особенностями методической указания в работе с детьми дошкольного возраста является непосредственность, эмоциональность общения, наглядность, игровой характер обучения.
В процессе работы было теоретически обосновано и экспериментально проверена эффективность использования загадки в учебно-воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста, ее влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что русское народное творчество, а именно загадка — как неотъемлемая часть практической педагогики народа, на протяжении веков формировала эстетические вкусы ребенка, составляя морально-этическую основу развития личности. В традиции народного воспитания его произведения способствовали физическому и моральному здоровью ребенка, развития его умственных способностей, подготовке к общественно — полезной деятельности. Художественное слово, одновременно с живыми наблюдениями, обогащало знания об окружающем мире, учила доброте и состраданию, помогало самоутверждению, развивало речевые способности.
Итак, речевое развитие у детей этого возраста характеризуется быстрым ростом речевой активности, интенсивным накоплением понятийного и лексического материала, усвоением структуры родного языка, основ ее звуковой культуры и элементов грамматической деятельности. Активизируется восприятие художественного слова. Появляются навыки и умения слушать и понимать произведение детской литературы, появляется заинтересованность и на основании этого — эмоциональное восприятие и желание запоминать и выполнять неоднократно стишки, которые слушали, маленькие сказки, рассматривать рисуночки, разговаривать о ее содержании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста
1.1 Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте
Речевое развитие, по мнению многих специалистов, является ведущим в общем социальном развитии индивида. Развитая речь обеспечивает человеку не только высокий общеинтеллектуальный уровень, но и богатство чувств, разнообразие личностного содержания, сложность и дифференцированность отношений с другими людьми.
Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Исследования по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи, обучению языку. Это формирование у дошкольников:
1) разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);
2) элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);
3) языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);
4) речевой активности, воспитания интереса и внимания к родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.[13, С.12]
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Речь — важное средство самовыражения ребенка. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [16].
Необыкновенная речевая и поэтическая одарённость детей, способность мыслить и высказываться образно, обусловлены их возрастными психофизиологическими особенностями. В.А. Сухомлинский отмечал: «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
По мнению выдающегося педагога, ребёнок мыслит необычно – образами, чувства и переживания становятся органичной частью его мышления. Именно поэтому, «эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества», мало того, «без эмоционального подъёма невозможно нормальное развитие клеток детского мозга» [16, С. 46].
За множеством задач речевого развития, которые обязаны решать педагоги в современном ДОУ, задача развития речевого творчества, и конкретно, образной речи ребёнка, к сожалению, ставится педагогами на второстепенное место или вовсе игнорируется. В результате создаётся ситуация, когда ребёнок, возможно, будет говорить грамотно, правильно, различать звуки, понимать тексты – и этим ограничатся его достижения. А ведь он мог бы говорить ещё красочно, образно, талантливо. Уникальная природа детского ума и восприятия или будет способствовать развитию речевой, словесной одарённости дошкольника, или при неумелом педагогическом подходе останется невостребованной [19].
К сожалению, уникальные возможности развития образной речи в дошкольном детстве далеко не всегда учитываются педагогами современных дошкольных образовательных учреждений. Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста, как предписывает ФГОС, помимо углубления в развитие речевого творчества, включает в себя обязательные компоненты: обогащение активного словаря детей, развитие связной, грамматически правильной диалоговой речью.
Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Известно, что дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию и оперированию образными высказываниями, что связано, в первую очередь, с развитием наглядно-образного мышления, которое включает детскую способность «измерять природу одной вещи свойствами другой» [8, с. 8].
Понимание иносказательной речи предполагает включение сложных психических функций, что обусловливает необходимость проведения специальной систематической работы с дошкольниками по формированию умения использовать выразительные средства языка.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что «общающиеся между собой люди – это не абстрактные интеллекты, сообщающие друг другу лишь отвлеченные мысли, а живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с чувством, со всей их насыщенной различными переживаниями жизнью» [9, с. 28]. Здесь же автор обращает внимание на то, что детский возраст очень сенситивен к развитию осознанной образной речи, что связано, по мнению Л.С. Рубинштейна, с особой детской эмоциональностью и стремлением к использованию выразительных средств в своей речи [13, с. 9].
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и на развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.