Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно -исследовательской деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АКСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1 Подходы к изучению проблемы речевого развития в
отечественной и зарубежной литературе. 5
1.2 Особенности речевого развития дошкольников. 10
1.3 Педагогические условия в формировании
исследовательской деятельности дошкольников. 21
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 28
2.1 Организация и методы исследования. 28
2.2 Программа развития речи дошкольников. 31
2.3 Анализ результатов. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ. 39

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Наиболее активным периодом усвоения детьми
разговорного языка и развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Полноценное
владение родным языком устанавливает нравственное, эстетическое и умственное
воспитание малышей в максимально сенситивный период их развития.

Именно в этом периоде начинает расширяться круг общения. Впервые, выходя
за рамки узкосемейных связей, малыши становятся более самостоятельными,
начинают больше взаимодействовать со сверстниками. Начиная с младенческого
возраста у ребенка формируется пассивная речь, которая впоследствии переходит в
активную. Формирование речи и ее развитие связано непосредственно с общением со
взрослыми. Именно с речевым развитием ученые связывают развитие мышления и
знакомство детей со всем историческим опытом человечества.

Проблемы возникновения и развития речи привлекают внимание многих
исследователей: Н.М Аксарина, Л.С. Выготский, Е.К. Каверина, А.Н. Леонтьев,  А.Р. Лурия, Е.И. Тихеева, Т. Бауэр, К. Бюлер, Дж.
Брунер, А. Валлон, В. Штерн и др. Общепринятым в отечественной психологии
является подход к исследованию речи в контексте общения, поскольку речь
возникает в процессе общения и выступает как его средство (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн).

Цель данного исследования – теоретически обосновать, разработать и
апробировать программу речевого развития дошкольников через
познавательно-исследовательскую деятельность.

Объект – речевое развитие дошкольников.

Предмет – программа речевого развития дошкольников.

Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:

1. Проанализировать
подходы к изучению проблемы речевого развития в отечественной и зарубежной
науке.

2. Определить
особенности речевого развития дошкольников.

3. Проанализировать
возможности познавательно-исследовательской деятельности как средства речевого
развития дошкольников.

4. Разработать
и апробировать программу речевого развития дошкольников через
познавательно-исследовательскую деятельность.

5. Проанализировать
результаты.

Гипотеза: познавательно-исследовательская деятельность является
эффективным средством речевого развития дошкольников, так как её организация
обеспечивает развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и
коммуникативных умений.

Теоретические методы: анализ литературы.

Эмпирические диагностические методы:

— наблюдение;

— методика
обследования по О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Структура работы: включает введение, две главы, заключение, список
использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью исследования было выявить, что речь дошкольников активно развивается
с помощью применения на практике программы познавательно-исследовательской
деятельности.

При анализе литературы по изучению теоритических аспектов развития речи
дошкольников были рассмотрены идеалистическая, бихевиористская, когнитивная и
интегративная теории. В отечественной теории существует концепция, что речь
возникает и развивается посредством общения. Важную роль в этом играют
взрослые.

Был сделан вывод: что речь ребенка формируется под влиянием общения со
взрослыми и зависит от духовного характера связи, является важнейшим условием
умственного развития в определенном возрасте. Темп и качество овладения речью
зависит от окружающего мира.

При рассмотрении выдвинутых в теории проблем развития речи нами
определены закономерности развития речи у детей:

1. Способности
восприятия речи зависят от тренировки мускулатуры ее органов.

2. Осознание
ребенком смысла напрямую зависит от освоения лексических и грамматических
значений речи.

3. Качество
выразительности речи формируется при развитии у ребенка восприимчивости к
выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики.

4. Овладение
нормами речи ребенком зависит от развития чувства языка.

5. Овладение
письменной речью зависит от развития осознания взаимосвязи между активной
устной и письменной речью.

6. Темп
обогащения речи зависит от степени совершенства структуры речевых навыков и
может увеличиваться благодаря специальным занятиям с детьми.

Познавательная деятельность является одновременно средством и условием,
помогающим ребенку активно познавать окружающий его мир и самому становиться
частью мира. Познавательная деятельность обеспечивает ребенку возможность
усваивать знания, проявлять свое отношение к усвоенному, приобретать
практические навыки взаимодействия с окружающим миром.

Разные воспитательные условия задают различный уровень сотрудничества
ребенка со взрослыми, это определяет процесс овладения речью ребенком. На
основании изучения теоретического материала следует сделать вывод, что при
правильном формировании педагогом развивающего потенциала образовательной среды
в ДОУ, т.е. разработкой и проведением педагогом специализированной
познавательно-исследовательской программы мы получим более высокий темп и
качество овладения речью детьми.

Разработанная познавательно-исследовательская программа «Кружок
любознательных» была включена в процесс воспитания детей на базе МБДОУ «ДСКВ№36»
г. Юрги.

На первоначальной стадии эксперимента проведенными замерами развития речи
посредством методике Ушаковой, Струниной установлено отсутствие существенных
различий между экспериментальной и контрольной группами.

Ребятам был предложен комплекс игр-исследований из занятий с природными
материалами, наблюдения за явлениями природы, взаимодействия предметов и др.

После проведения формирующего эксперимента были проведены замеры речевого
развития по той же методике Ушаковой, Струниной для детей 5-6 лет.

Результатом стало лучшее владение родной речью ребятами экспериментальной
группы по всем 4 критериям.

Все это позволило сделать вывод о возможности речевого развития
посредством введения познавательно-исследовательской программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЯЕЛЬНОСТИ 1.1 Особенности развития
речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
образования 1.2 Роль познавательно-исследовательской
деятельности в процессе развития речи детей дошкольного возраста В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления
развития ребенка: художественно — эстетическое, речевое развитие, социально —
коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие [16, с.
32].

В русле нашей темы мы рассмотрим познавательное развитие. Актуальность
нашей темы в том, что в процессе познавательного развития дошкольником
формируется в осваивание окружающего мира. Главная цель данного развития — это
ознакомление ребенка с опытом, набравшим человечеством в целом. Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет
образовательную область «Познавательное развитие», которая еще не представлена
в современных программах [26].

Дошкольный возраст — важнейший этапом становления образованности
личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением
педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников
является познавательное развитие. Проблема развития познавательных процессов
актуальна в этом возрасте в связи с тем, что скорость развития современного
ребенка очень отличаются от скорости развития детей, наблюдавшихся 5 — 15 лет
назад. Значительно меняется поток и содержание информации, которую получает
ребенок. Меняются источники

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы