Курсовая с практикой на тему Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста средствами загадки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы исследования проблемы развития речевого творчества в
старшем дошкольном возрасте. 5
1.1
Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. 5
1.2 Методы
развития речи у детей дошкольного возраста. 18
1.3 Понятие
«речевое творчество», особенности развития речевого творчества в дошкольном
возрасте. 28
Глава 2
Специфика использования загадки в работе по развитию речевого творчества
старших дошкольников. 31
2.1. Эмпирическое исследование уровня
развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. 31
2.2 Понятие
«загадка», специфика ее применения в работе с дошкольниками. 39
2.3
Особенности использования загадки как средства развития речевого творчества
детей старшего дошкольного возраста. 43
Заключение. 48
Список
литературы.. 49
Введение:
Одной
из значимых целей современного дошкольного образования выступает формирование у
дошкольника полноценной речевой деятельности как средства коммуникации и
необходимого элемента мыслительной деятельности. Развитие речи необходимо
активно развивать в дошкольном возрасте по той причине, что именно этот период
является сензитивным для формирования данной стороны психики. Однако
недостаточная речевая активность, скудная речевая среда, чрезмерное увлечение
гаджетами и виртуальной реальностью приводят к тому, что развитие речевой
деятельности ребенка страдает. В том числе страдает формирование творческого
компонента речевой активности: способность ребенка самостоятельному речевому
творчеству, умение пользоваться образными средствами речи, самостоятельно
составлять творческие рассказы, описания и т.д. В дальнейшем это оказывает
негативное воздействие на учебную деятельность ребенка в школе, эффективность
его коммуникации с окружающими.
Эффективным
средством развития речевого творчества в старшем дошкольном возрасте является
загадка. Проблема формирования образной детской речи нашла
отражение в трудах известных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.
Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца и педагогов О.С. Ушаковой, Л.И.
Айдаровой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкиной, М.М. Алексеевой, В.И.
Яшиной и др. Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в
результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только
понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные
средства, как сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты и с их помощью ярко,
точно и убедительно выражать свои мысли и чувства.
Цель
исследования: изучить особенности использования загадки как средства развития
речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Объект
исследования: речевое творчество старших дошкольников.
Предмет
исследования: загадки как средство развития речевого творчества детей старшего
дошкольника.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития
связной речи в старшем дошкольном возрасте;
2. Проанализировать понятие «речевое
творчество»;
3. Эмпирически исследовать уровень развития
речевого творчества старших дошкольников;
4. Рассмотреть понятие «загадка», специфику
использования загадки в работе с дошкольниками;
5. Проанализировать особенности применения
загадки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного
возраста.
Методы
исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и
обобщение полученной информации.
Заключение:
Таким
образом, развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой одно из
наиболее значимых направлений работы педагога ДОУ. При этом одной из важных
задач, которые решаются в данной области, выступает формирование речевого творчества
детей. Достижение творческого уровня
речевой деятельности позволяет ребенку свободно использовать все формы
речевой деятельности как средства коммуникации и общения. В связи с этим
возникает необходимость поиска эффективных методов и средств развития речевого
творчества детей.
Эмпирическое
исследование подтвердило низкий уровень развития речевого творчества старших
дошкольников. Исследователи предлагают в качестве эффективного средства
развития речевого творчества работу с детьми над загадками. Загадка
представляет собой малую фольклорную форму. При этом разгадывая загадку,
ребенок вынужден проанализировать представленные в ней метафорические средства
выразительности, передачи образа, что активизирует его мышление, внимание.
Также ребенку необходимо аргументировать собственный ответ. В дальнейшем
задания усложняются, например, ребенку предлагается придумать загадку
самостоятельно.
При
выборе загадок следует учитывать ряд факторов: тема загадки должна быть знакома
ребенку, у него должен быть сформирован определенный запас знаний по данной
теме и представление о конкретном объекте.
Систематическое
и регулярное включение работы над загадками в работу по речевому развитию
дошкольников позволяет эффективно развивать у них речевое творчество.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
исследования проблемы развития речевого творчества в старшем дошкольном
возрасте
1.1 Особенности развития
связной речи в старшем дошкольном возрасте Дошкольный
возраст – это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и
развития всех сторон речи. В этом возрасте круг общения детей значительно
расширяется. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых является речь.
В
3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются
свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик – сёнтик). В 4
года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения. В начале
5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также
на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. В
первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро
русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н].
Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р] [3, c. 29].
А.
Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский указывают, что специфической характеристикой
воспроизведения звуков на начальном этапе овладения ими выступает
нестабильность артикуляции и воспроизведения звуков. Однако посредством
слухового контроля моторный образ звука ассоциируется, с одной стороны, с
произношением взрослого (с эталоном), а с другой – с собственным произношением.
Дифференциация этих двух образов становится базой для развития артикуляции и
воспроизведения звуков дошкольником. Корректное произношение формируется в том
случае, когда оба образа отождествляются (Д. Б. Эльконин) [9, c. 33].
Онтогенез
речевой деятельности в период от 3 до 6 лет протекает достаточно бурно. Речь
ребенка на данном этапе не только накапливает количественные элементы, иными
словами, расширяется словарный запас. Речевая деятельность в данное время
начинает выполнять разнообразные функции и активно развиваться также в
качественном измерении.
Так,
ребенок от 3 до 6 лет осваивает все семантическое поле значений слов:
происходит усвоение первоначально денотативного элемента значения слова, а
именно понимание, какой предмет или действие обозначается конкретным словом,
затем семантическое поле слов расширяется за счет сигнификативного компонента,
а именно, понятийный смысл слова и вместе с тем появляется возможность
дифференциации обобщающих, родовых понятий и отнесения конкретного предмета к
определенной категории (например, штаны – это и джинсы, и шорты, и брюки).
Наконец, ребенок осваивает коннотативный компонент значения слова, т.е. слово
обретает эмоциональную и социальную окраску.
Также
речь становится предметом творчества ребенка. Ребенок начинает различать части
слова (морфемы) и активно применять их для образования новых слов, подходящих,
с его точки зрения, для обозначения определенного объекта или явления. Многие
авторы (К.И. Чуковский, Н.А. Гвоздева, В. Штерн и др.) выделяют в рамках
дошкольного периода особый период детского словотворчества, когда ребенок не
только создает новые слова, но и объясняет, почему они должны звучать таким
образом (лопатка – копатка, потому что копают).
Кроме
того, речь ребенка развивается внутри ведущей деятельности и, соответственно,
начинает использоваться им для решения тех задач, которые поставлены данной
деятельностью: социальных, коммуникативных, познавательных и других. Активное
применение речи обуславливает то, что к завершению дошкольного периода ребенок
осваивает фонетическую систему, развивает фонематическое восприятие,
грамматический и лексический аспекты [12, c. 82].
Если
остановиться более подробно на особенностях речевого развития ребенка внутри
периода от 3 до 6 лет, то можно отметить следующее.