Курсовая с практикой на тему Развитие речевого общения у детей с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.Теоретические
аспекты развития речевого общения у детей с ОНР. 5
1.1.Обшая
характеристика детей с ОНР. 5
1.2.Особенности методики к развитию
речевого общения у детей с ОНР. 11
2.
Опытно-экспериментальное исследование
развития речевого общения у детей
с общим недоразвитием речи. 21
2.1.
Организация и методы исследования. 21
2.2. Коррекционая работа по развитию речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи……………………………………24
2.3.
Анализ результатов исследования. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….36
Введение:
Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом
«общая недостаточность речи» показало, что довольно много детей в этот период
испытывали трудности в общении со своими сверстниками и нуждались в особой
психологической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники
характеризуются как дети, испытывающие трудности с адаптацией к новым условиям,
установлением контактов со сверстниками, участием в совместной деятельности
детских коллективов.
Психологическое состояние таких детей часто
характеризуется как тревожное, а проявление социально значимых поведенческих
моделей невелико. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать
существенное негативное влияние на личность человека на последующих стадиях
канцерогенеза, что определяет актуальность нашего исследования.
Объект
исследования – коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста
с ОНР. Предмет
исследования – факторы и характеристики личности, влияющие на коммуникативную
деятельность детей с ОНР.
Цель
исследования – изучение особенностей общения у детей с ОНР.
Задачи
исследования:
1.Теоретически обосновать проблему
особенностей общения и коммуникативной деятельности у детей с ОНР.
2.Определить
основные понятия исследования.
3.Эмпирически
изучить особенности общения у детей с ОНР.
Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы,
теоретический анализ литературы. В
выборочную совокупность исследования составили 5 детей старшего дошкольного
возраста Детского сада комбинированного
вида № 2318 г. Москва.
В
отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с ОНР
рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как Т.Г. Визель, И.И.
Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. В
исследованиях этих и других ученых в большей степени рассматриваются
особенности речевого развития и коррекции детей с подобными нарушениями речи.
Структура
курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Работа посвящена актуальной, но еще не до
конца понятой проблеме — изучению состояния речевых процессов у дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Теоретическая
и практическая части данной работы позволяют сделать ряд выводов.
В
дошкольном возрасте речь является одним из основных факторов развития ребенка.
Речь оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие всех ключевых сфер
личности детей (познавательные, интеллектуальные, коммуникативные, творческие и
др).
Ученые определили, что к концу дошкольного
образования и до поступления в школу уже должны быть сформированы
лексико-грамматическая структура, слоговая структура слов, произношение,
интонация, диалогические и монологические функции речи, фразовая речь, понимание
речи, фонематическое восприятие и речевая координация. быть найденным. … В
возрасте 5-6 лет словарь достигает приблизительного уровня в 3000 слов.
Для
большинства дошкольников характерны некоторые отклонения в речевом развитии.
Патологические особенности этого явления получили название «дефекты речи».
Общее недоразвитие речи — это нарушение
формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковая
структура, фонематические процессы, лексика, грамматическая структура,
смысловая сторона речи) у детей с нормальным слухом и первичным интеллектом.
При ОНР наблюдаются задержка речи, невнятная лексика, аграмматизм, дефекты
произношения и фонем, нарушения чтения и письма.
Отсутствие речевых структур у этих детей
влияет на все аспекты дошкольного развития. Речевые функции у этих детей
формируются с запаздыванием и негативно влияют на их развитие: двигательные и
оптико-пространственные навыки, общие двигательные и рабочие навыки,
когнитивные процессы (память, внимание, восприятие) и эмоциональные качества,
области интересов и потребностей.
В
работе по развитию общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
большую роль играет работа с родителями дошкольников. Родители наряду с
логопедами должны придерживаться единой методической базы. В рамках
консультаций, собраний, информационных блоков, индивидуальных бесед,
анкетирования, домашних заданий, посещения семей, логопеды знакомят родителей с
задачами, методами и приемами работы по обогащению коммуникативного опыта у
детей с речевыми нарушениями, предлагают различные формы сотрудничества, обмен
опытом. Профессиональное общение логопеда — это
сложная система коммуникативного взаимодействия, направленная на эффективное
решение речевых задач, которая осуществляется с использованием различных
средств коммуникации и действует в рамках существующих норм педагогической
этики. Логопед должен проанализировать речевую ситуацию, спрогнозировать
речевое поведение участников, сделать высказывание в соответствии с целью,
использовать диалогические приемы общения в соответствии с правилами речевого
этикета. В зависимости от состояния общения проводить интроспекцию речевая
деятельность.
Выполнение
исследования позволило выявить уровень
коммуникативных навыков дошкольников с
ОНР: повышенное внимание к социальным аспектам жизни, изменение объема и
содержания диалогической речи, точный выбор средств речи, повышенное желание
для однорангового взаимодействия. Эффективность реформирования логопеда в
развитии навыков речевого общения у дошкольников с ОНР достигается за счет
использования сюжетно-ролевых игр при следующих условиях:
—
регулярное использование ролевых игр в соответствии с возрастом и уровнем
речевого развития дошкольников с ОНР; — создание ситуации затруднений в процессе
проведения ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у
дошкольников с ОНР;
—
разработка совместного плана коррекционно-логопедической работы с педагогом по развитию речевого
общения у дошкольников с ОНР.
Таким образом, в контексте образовательной
интеграции необходимо проделать особую работу по развитию навыков речевого
общения, которые позволят ребенку с OHP стать участником социальных
взаимодействий, независимо от количества языковых инструментов. Построение дидактической системы должно
основываться на стратегии взаимосвязанного диалога и социального развития
дошкольника, в том числе его включения в систему социальных отношений в
естественной среде ребенка. Основная задача педагогов дошкольного образования —
обогатить речь дошкольников, развить понимание окружающего мира и развить
умение усваивать устные нормы языка. Дальнейшее образование детей в начальной
школе больше зависит от выполнения этих задач.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические аспекты развития
речевого общения к детей с ОНР
1.1.Обшая характеристика
детей с ОНР Общее
недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, которые
нарушают формирование всех компонентов нормальной речевой системы слуха и
интеллекта, связанных со звуковыми и смысловыми аспектами детей.
Впервые
комплексное исследование различных форм
патологии голоса у детей дошкольного и школьного возраста привело к разработке
общего, недостаточно развитого теоретического доказательства голоса
расмотренных в трудах Г.А.Кашет, Р. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др. в
50-60-е годы ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как
нарушения развития, прогрессирующие в соответствии с иерархическим законом
высших психических функций [4].
Левина
Р.Е. разработала периодический цикл недоразвитых признаков общей речи: от
полного отсутствия коммуникативных речевых средств до развернутых форм связной
речи с неразвитыми элементами голосовой фонологии и лексико-грамматики. [12]. В
последние годы Т. Филичева описывает четвертый уровень ОНР — неразвитый
остаточный феномен голоса [6].
Жаренкова
Г.И. выделяет три уровня их понимания, учитывая проблему понимания
грамматических отношений детьми с недоразвитой общей речью.
Первый уровень характеризуется тем, что
грамматические элементы слова не имеют никакого отношения к пониманию фразы.
Второй уровень характеризуется тем, что при
правильных условиях он опирается на символы, которые не важны для правильного
понимания голоса, и начинает приобретать значение слова и грамматические
изменения как носитель определенного значения. Можно сделать.
Третий
уровень характерен тем, что в некоторых грамматических формах есть четкие и
хорошо реализованные различия.
По мнению Г.А.Гашек у детей с OHP отсутствует
формирование звукового произношения [14]. Мастюкова Е.М. освещает вопрос о
статусе внутреннего высказывания у слаборазвитых студентов. Авторы установили,
что нарушения внутренней речи при речевой недостаточности зависят не только от
выраженности локальных речевых нарушений, но и от общих характеристик корковой активности
и, в первую очередь, от развития регуляторной функции в лобной коре.