Курсовая с практикой на тему «Развитие психических процессов в подростковом возрасте»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 5
1.2. Особенности развития психических процессов в подростковом возрасте 9
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Методика исследования развития воображения как одного из психических процессов подросткового возраста 19
2.2. Анализ исследования развития воображения как одного из психических процессов подросткового возраста 26
Выводы по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
Методика развития воображения у подростков 35
Введение:
Актуальность исследования. Подростковый возраст является одним из самых трудных периодов в развитии человека. В этот период происхо-дит перестройка личности, формируются основы сознательного поведения, появляется направленность в формировании нравственности и социальных установок. Черты характера подростка существенно отличаются от взрос-лого человека. Подросток более чувствителен, неуравновешен, склонен к раздражительности, стремится к независимости, при этом легко поддается влиянию ближайшего окружения. В нем может сочетаться стеснительность с заносчивостью, стыдливость с развязностью. Эти черты отражаются на поведении подростка и общении с окружающими людьми.
Одной из основных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учре-ждениях. В то же время ребенок все больше и больше входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время за-вершается ориентация ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает проявлять успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
В то же время в подростковом возрасте происходит дальнейшее раз-витие психических познавательных процессов ребенка и формирование его личности, в результате чего меняются интересы ребенка. Они становятся более дифференцированными и устойчивыми. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Объект исследования: подростковый возраст.
Предмет исследования: развитие психических процессов в подрост-ковом возрасте.
Цель исследования: изучение развития психических процессов под-росткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую характеристику подросткового возрас-та
2. Определить особенности развития психических процессов в под-ростковом возрасте
3. Составить методику исследования развития воображения как од-ного из психических процессов подросткового возраста
4. Проанализировать исследование развития воображения как одно-го из психических процессов подросткового возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение исследование особенностей развития психических процессов в подростковом возрасте поможет составить методику и исследовать воображение как одного из психических процессов подросткового возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы Д.Б. Эль-конина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
База исследования: подростки общеобразовательной школы г. Че-боксары, 24 человека, возрастом 13-15 лет.
Практическая значимость исследования: данные исследования могут быть полезны в коррекционной работе с подростками
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Подростковый возраст (10-11 лет — 15-16 лет) — это переходный воз-раст, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст поло-вого созревания, параллельно с которым другие биологические системы организма достигают зрелости. В социальном плане подростковая фаза является продолжением первичной социализации.
В исследовании мы решали поставленные нами задачи. Так мы изу-чили психологическую характеристику подросткового возраста и опреде-лили особенности развития психических процессов в подростковом воз-расте. Подростковый возраст характеризуется следующими особенностя-ми:
— половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, вызывающее эмоциональную неустойчивость и резкие перепады настрое-ния;
— изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни;
— смена ведущей деятельности: учебная деятельность сменяется ин-тимным личным общением со сверстниками;
— открытие и утверждение «Я», поиск своего места в системе челове-ческих отношений;
— познание себя через контраст с миром взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти соб-ственные ценности и нормы, сформировать собственное представление об окружающем мире;
— возникновение «чувства взрослости», стремление подростка к при-знанию своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освобо-диться от эмоциональной зависимости от родителей.
Составили методику исследования развития воображения как одного из психических процессов подросткового возраста и проанализировали результаты исследования уровня его развития у поддростков.
Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточ-ное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение вы-водит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. У подростка подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает оконча-тельное оформление деятельность его воображения на фоне общего созре-вания.
Подросток использует свое воображение, чтобы строить планы на свое будущее, «разыгрывает» в своем воображении различные социаль-ные и моральные ситуации, как бы тренируясь перед трудной взрослой жизнью.
С целью изучения особенностей воображения у детей подросткового возраста мы использовали следующие методики исследования:
• Методика «Придумай рассказ» Р. С. Немов
• Методика «Исследование творческого воображения» В. П. Со-ломин, Т. В. Маликова
• Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов
В исследовании принимали участие 24 подростка. По результатам проведенных методик 2/3 исследуемые подростки имеют средний уровень воображения и 1/3 подростков имеет плохое воображение. Это говорит о том, что воображение необходимо развивать для более успешной жизни во взрослом возрасте.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИ-ЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное разви-тие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связы-вают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, ко-гда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда под-ростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе [26].
Отрочество – это период, когда подросток начинает по-новому оце-нивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стрем-ление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе дру-зей, распределении времени. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, советы, дружеское руководство со стороны родителей.
Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает це-нить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, дает возможность смотреть на себя по — новому. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в отроче-стве. Именно через дружбу у подростка усваиваются черты взаимодей-ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя [25].
В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значи-мых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимо-действии «мы» и «я». «Мы» — это умение слиться со всеми в эмоциональ-ных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обре-сти радость в конкретной общности. «Я» — это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пе-режить обе стороны и обрести себя между ними.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток стара-ется выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социаль-ную значимость [13].
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при кон-тактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тре-вога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков яв-ляются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личност-но-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не су-мевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характе-ра, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, не-благоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: — реакция эмансипации, которая представляет со-бой тип поведения, посредством которого подросток старается высвобо-диться из-под опеки взрослых [20].
Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств челове-ка.
Основные черты личности [19]
1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, по-казной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуаль-ное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на соб-ственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплек-сов, постоянно влияющих на самооценку.
2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоя-тельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие довер-чивость и наивность подростка.
4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психи-ки, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивно-стью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плак-сивости и эмоционального возбуждения.
5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особен-ность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушае-мостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен та-кой психологический механизм.
Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.
Подростковый возраст – нормальный и совершенно необходимый период развития человека, этот отрезок жизни не является временем пато-логии. Большинство подростков справляется со всеми возрастными про-блемами [28].
1. Ни один период в жизни человека (разве что только внутри-утробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как под-ростковый.