Курсовая с практикой Педагогика/Психология Технология

Курсовая с практикой на тему Развитие пространственных представлений младших школьников средствами оригами на уроках технологии по УМК «Перспективная начальная школа»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 4

1.1. Вопросы развития пространственных представлений разных педагогов 4

1.2. Особенности развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста 8

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 11

2.1. Конструирование и моделирование как средство развития обучающихся 11

2.2. Виды конструирования 14

2.3. Оригами в программе «Технология» по УМК «Перспективная начальная школа» 18

2.4. Оригами как средство развития пространственных представлений младших школьников на уроках технологии 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

Формирование и развитие пространственных представлений и воображения – необходимый аспект общего развития, обеспечивающего эффективную деятельность человека в различных областях науки и практики. Кроме того, такое развитие играет специфическую и решающую роль в формировании математических, в частности геометрических представлений и понятий, а также важнейших умений и качеств, необходимых при овладении самым широким кругом предметных знаний, учебных и трудовых умений. Пространственное мышление является жизненно важным навыком, без которого человеку сложно решать задачи, требующие проведения пространственного анализа, ориентироваться в пространстве.

Особое внимание развитию этого вида мышления необходимо уделять в младшем школьном возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются восприятие, память, мышление, речь, воображение. Значительный вклад в развитие пространственного мышления может внести такой учебный предмет как технология, способствующий развитию мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

Изучением проблемы развития пространственного мышления школьников занимались такие педагоги и психологи, как И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Е.В. Знаменская и другие. В психолого-педагогической теории и практике разработаны теоретические основы развития пространственного мышления, раскрываются сущность и содержание пространственного представления как структурного элемента пространственного мышления, освещаются основные способы работы с геометрическим материалом, способствующие формированию пространственных представлений как основы пространственного мышления младших школьников.

В работах М.Н. Конышевой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Герноимус и других методистов рассмотрены основы организации деятельности младших школьников по конструированию и моделированию.

Однако, несмотря на исследования в данной области, в настоящее время существует противоречие между необходимостью развития пространственного мышления и недостаточной разработанностью приемов конструирования и моделирования, направленных на его развитие у младших школьников в процессе освоения техникой оригами на уроках технологии.

Цель исследования: определить условия развития пространственных представлений младших школьников на уроках технологии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития пространственных представлений у младших школьников.

2. Выявить особенности развития пространственных представлений у младших школьников.

3. Определить особенности организации конструирования и моделирования на уроках технологии в начальных классах.

4. Проанализировать возможности предмета технология по УМК «Перспективная начальная школа» для развития пространственных представлений младших школьников.

Объект исследования: развитие пространственных представлений младших школьников.

Предмет исследования: организация уроков технологии, направленных на развитие пространственных представлений младших школьников.

Теоретическое значение данного исследования заключается в определении педагогических условий формирования пространственных представлений младших школьников. Практическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа принципов организации конструирования в начальных классах были обобщены приемы обучения младших школьников технике оригами, разработан план урока для УМК «перспективная начальная школа».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования была поставлена цель: определить условия развития пространственных представлений младших школьников на уроках технологии. Для решения поставленной цели была изучена педагогическая, психологическая, методическая литература, посвященная проблеме формирования пространственных представлений младших школьников в процессе организации конструкторской деятельности, проанализированы возможности УМК «Перспективная начальная школа» в развитии пространственных представлений младших школьников. В результате анализа указанных материалов были сделаны следующие выводы.

Пространственное представление рассматривается учеными и педагогами как элемент пространственного мышления и подразумевает развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве, воспринимать и анализировать пространственные образы, их взаимное расположение, структуру, вычленять конструктивные элементы этих образов. В ходе развития пространственных представлений младших школьников организуются занятия, направленные на формирование указанных умений.

Развитие пространственных представлений младших школьников основывается на произвольном восстановлении в сознании пространственного образа определенного объекта. В дальнейшем развивается умение оперировать этим объектом в воображаемом пространстве. Развитие пространственных представлений является необходимым условием для успешного овладения учащимися знаниями по большинству школьных предметов, начиная от математики (изучение геометрических фигур), заканчивая письмом (умение ориентироваться на листе бумаги).

Одним из видов деятельности младших школьников, способствующих развитию пространственных представлений, является конструирование и моделирование. В начальной школе учащиеся, в основном, овладевают такими видами конструирования как конструирование по заданному образцу, по модели, по заданным условиям. На этих уроках учащиеся учатся анализировать представленный образец, вычленять его характерные признаки и особенности, планировать свои действия, проверять полученный результат путем сравнения с образцом.

Конструирование из бумаги – один из наиболее доступных и интересных для младших школьников видов продуктивной деятельности. В УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрены занятия по овладению детьми техникой оригами. Обучение младших школьников оригами позволяет развивать такие компоненты пространственных представлений как умение ориентироваться в пространственных изображениях, анализировать пространственную модель, распознавать геометрические фигуры, их признаки и особенности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1.1. Вопросы развития пространственных представлений разных педагогов

Формирование и развитие пространственных представлений младших школьников – необходимое условие формирования геометрических представлений и понятий при обучении в старших классах, а также важнейших умений и качеств, необходимых при овладении самым широким кругом предметных знаний, общеучебных умений.

Проблема развития пространственных представлений младших школьников изучается в психологических и педагогических исследованиях И.С Якиманской, Е.С. Кириленко, Е.В. Знаменской, А.В. Василенко и др.

Пространственное представление в современной педагогике рассматривается в качестве одного из структурных компонентов пространственного мышления наряду с пространственным восприятием, пространственным воображением. Уровень развития пространственного мышления оказывает влияние на умение младших школьников решать практические задачи ориентации в пространстве, а также теоретические задачи, требующие пространственного анализа.

Е.С. Кириленко рассматривает пространственное мышление как специфический вид образного мышления, для которого характерна опора на образы и представления и суть которого совершение мыслительных операций с такими образами и представлениями. Ученый обращает внимание на то, что пространственное мышление является средством познания ребенком окружающего мира, влияет на его общее умственное развитие.[13, С. 458-466]

Под пространственным мышлением И.С. Якиманская понимает вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач. [28, С. 28] Ученым рассматриваются следующие уровни развития пространственного мышления:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы