Курсовая с практикой на тему «Развитие пространственного мышления учащихся 7-8 классов посредством обучения моделированию из бумаги»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
развития пространственного мышления учащихся 5
1.1. Психолого-педагогические условия
развития пространственного мышления учащихся. 5
1.2.Методика развития
пространственного мышления учащихся 7-8 классов. 12
Глава 2. Анализ развития
пространственного мышления учащихся посредством моделирование из бумаги. 18
2.1. Формирование пространственного
мышления школьников через моделирование из бумаги. 18
2.2. Общеобразовательная программа
«Бумажное моделирование» для учащихся 7-8 классов. 21
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 31
Введение:
Актуальность работы. Окружающий
мир человек познает с помощью мышления. Мышление позволяет человеку выявить в
познаваемых объектах не только отдельные их свойства и стороны, что возможно
установить с помощью чувств, но и отношения и закономерности связей и отношений
между этими свойствами и сторонами. Тем самым с помощью мышления человек
познает общие свойства и отношения, выделяет среди этих свойств существенные,
определяющие характер объектов. Ориентация человека во времени и пространстве
является необходимым условием его социального бытия, формой отражения
окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования
действительности
Формирование
у школьников научных представлений и понятий о пространстве – одна из важнейших
задач интеллектуального развития учащихся в процессе обучения. Этому посвящены
труды ученых-методистов В. А. Далингера, Н. С. Подходовой, Л. М. Фридмана и др.
Развитие пространственного мышления в процессе обучения школьников необходимо с
первых дней пребывания детей в школе и имеет особую значимость. Это важно не
только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя тем или иным
техническим профессиям, но и для тех, кто изберет себе другие специальности:
художника, астронома, географа или химика.
Использование
метода проектов позволяет создавать такие условия, при которых учащиеся смогут
самостоятельно добывать знания и применять ранее приобретенные знания на практике.
Основной акцент направлен не только на развитие пространственного мышления, но
и творческое развитие личности школьника.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах Знаменской
Е. В., Ломова Б. Ф., Федосеевой З. Р., Фетисовой Л. М., Якиманской И. С. и многих др.
Объект исследования – учащиеся
7-8 классов.
Предмет исследования – развития
пространственного мышления учащихся 7-8 классов.
Цель исследования – изучить
особенности развития пространственного мышления учащихся учащиеся 7-8 классов
посредством обучения моделированию из бумаги.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить психолого-педагогические
условия развития пространственного мышления учащихся;
2.
рассмотреть методику развития пространственного мышления учащихся 7-8 классов;
3.
проанализировать особенности формирования пространственного мышления школьников
через моделирование из бумаги;
4.
составить общеобразовательную программу «Бумажное моделирование» для учащихся
7-8 классов.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что пространственное мышление, является
разновидностью образного мышления, по определению И. С. Якиманской,
пространственное мышление – это вид умственной деятельности, обеспечивающей
создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения
различных практических и теоретических задач.
Cтруктура
пространственного мышления включает:
1.
создание образа (пространственное представление);
2.
оперирование образом;
3.
ориентацию в пространстве (как в видимом, так и в воображаемом).
Выделены
три типа оперирования пространственными образами: движение, реконструкция и
композиция.
Практика
обучения в школе свидетельствует о наличии возрастных различий в
пространственном мышлении учащихся, что проявляется в следующем. С возрастом по
мере накопления знаний, умений и навыков обогащается запас пространственных
образов. Они становятся богаче по содержанию, динамичнее, что облегчает их
перекодирование.
Если
учащиеся VI – VIII классов оперируют в основном теми геометрическими объектами,
их графическими изображениями, которые использует на уроке учитель или задаются
учебником, то ученики IX-XI классов нередко используют несколько вариантов
изображения, самостоятельно осуществляют выбор того или иного наглядного
материала.
Особую роль в формировании пространственного
мышления школьников играют задачи на построение и моделирование из бумаги.
Именно
сейчас, в век технологического процесса, общество остро нуждается в смелых,
творческих, перспективных, инициативных личностях. Развитие творческих
способностей можно развить только в рамках творческой деятельности. Способности
не могут развиваться сами по себе, они формируются благодаря закреплению того
нового, что несет в себе жизненный опыт. Чем раньше этот опыт придет к ребенку,
тем будет лучше для развития творческого начала.
Развитие
творческих способностей детей – это одна из важнейших задач, которое
обусловлено тем, что традиционное обучение
— это репродуктивный процесс передачи информации, передача того, что
создано человеком в разных областях науки и культуры.
Основная
цель образования заключается в подготовке подрастающего поколения к будущему,
уметь использовать новые возможности, которые предоставляет тебе жизнь.
Продуктивные
виды художественной деятельности является самым эффективным средством развития
творческого потенциала подростков. Среди огромного разнообразия путей развития
детского творчества можно выделить бумагопластику.
Бумагопластика
– это искусство работы с бумагой.
Бумага
является одним из самых первых материалов, из которого дети начинают создавать
неповторимые, уникальные поделки. Бумага известна всем с раннего детства. Это
универсальный материал. Она легко рвется, скручивается, режется, сгибается,
клеится, при правильной обработке способна длительное время сохранять форму и
качество. Бумага дает большой простор к творчеству, именно поэтому это
обусловлено таким устойчивым интересом к этому материалу.
Исследования отечественных и зарубежных ученых говорят о
тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления
и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего
развития детей.
Воспитание и обучение в объединении осуществляется
«естественным путем», в процессе творческой работы. Участие педагога в
создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка. Ученик получает
от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления
собственного замысла и соответствующих возрасту идей.
Бумажное
моделирование является тем видом деятельности, которая развивает проектное
мышление.
Это
вид обучения, позволяющий реализовать такие принципы проектной деятельности,
как: принцип прогнозирования, ориентированный на будущее состояние объекта;
принцип пошаговости, который предполагает постепенный переход от замысла к
программе действий и ее реализации; принцип продуктивности, подчеркивающий
прагматическую направленность совершаемых действий, направленных на
обязательное получение результата.
Отличительной
особенностью модернизации российского образования в последние годы является
усиление роли профильной дифференциации. Наиболее приемлемым является путь
усиления роли элективных курсов, факультативных занятий и спецкурсов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития
пространственного мышления учащихся
1.1. Психолого-педагогические условия
развития пространственного мышления учащихся Образование
– это процесс субъектно-объектного и
субъектно-субъектного взаимодействия учащихся и педагогов. Образовательный
процесс, как полагает Б. Г. Гершунский[1], специфичен своей
целенаправленностью, и в своем организационном, и в содержательном аспекте он
зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной
деятельности, описывающиеся во ФГОС[2].
Под
пространственным мышлением психологи[3][4][5] и методисты[6] понимают:
—
мыслительный процесс, который представляет по своему содержанию опосредованное
и обобщенное отражение пространственных свойств и отношений объекта, который
включен в данный мыслительный процесс;
—
специфическую разновидность одного из видов мышления, который имеет связь с
представливанием, воображением (образного мышления), основу которого составляют
геометрические образы и основная функция которого заключается в оперировании
образами в математическом (абстрактном) пространстве;
—
многократные мыслительные действия с образами, которые требуют их динамичности,
интуитивное определение какие именно действия целесообразно выполнять для
получения нужного результата.
Структурными
компонентами пространственного мышления являются:
—
пространственное представление (процесс и результат произвольного
восстановления в памяти либо в сознании человека пространственного образа
какого-то объекта, представление о форме, величине, положении, направлении и
иных пространственных соотношениях объектов реального мира);
—
пространственное восприятие (образное отражение пространственных характеристик
окружающего мира, восприятие формы и величины предметов, их взаимного
расположения);
—
оперирование пространственными представлениями;
—
пространственное воображение (умение мысленно моделировать и «представлять» разнообразные
проекты либо конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.
В
основе каждого указанного процесса лежит мысленный переход от реального
пространства к абстрактному геометрическому, который связан с созданием
пространственного образа объекта и его оперированием.
В
своем диссертационном исследовании Н. С. Подходова[7] излагает, что организовать
процесс перехода от реального пространства к абстрактному геометрическому
целесообразнее через практическую деятельность с реальными предметами как
моделями объемных фигур.
Оно
выражается как в постепенном осознании учащимися собственной деятельности, так
и в признании и осознании существования иных взглядов на один и тот же объект либо
явление, несуществования в реальном мире геометрических фигур и возможности
описания изучаемой ими геометрией (евклидовой) лишь части реального
пространства, непосредственно их окружающего.
Это
способствует овладению учащимися способностью смотреть на мир и на себя с различных
позиций и точек зрения, что ведет к становлению целостной картины мира.
Педагогу
не стоит переоценивать роль зрительного восприятия при восприятии реального и
абстрактного пространства, показывая модели геометрических фигур и ожидая
создания учащимися адекватных пространственных представлений. Тем более
проблематична их адекватность в случае восприятия изображений объемных фигур,
когда у наблюдателя отсутствуют глубинные ощущения.
Организуя
восприятие моделей геометрических фигур, можно сформировать у учащихся
динамичные представления, адекватные соответствующему понятию о форме данных
геометрических фигур, опираясь на следующие условия формирования динамичных
представлений:
—
при зрительном восприятии, наблюдая предмет с одной позиции и в одном
положении, можно сделать вывод о том, что он обладает объемом, однако, нельзя
точно определить его форму, а потому, и говорить о создании пространственных
образов, адекватных наблюдаемому предмету;
—
применение лишь зрительных ощущений может привести к созданию образа,
неадекватного формируемому понятию, в связи с тем что:
а)
зрительные сигналы имеют связь с определенными элементами субъектного опыта
ребенка, у каждого своими;
б)
специфика механизма константности восприятия может способствовать созданию
неверных в метрическом отношении образов;
— предмет, модель фигуры
либо ее изображение в горизонтальном [1] Гершунский Б. С. Педагогические
аспекты непрерывного образования // Вестн. высш. шк. 1987. № 8. [2] Концепция федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под
ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. [3] Ломов Б. Ф. Опыт
экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы
восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г.
Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 185–191. [4] Ломов Б. Ф. Формирование
графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 270 с. [5] Якиманская И. С. Развитие
пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. [6] Подходова Н. С. Теоретические
основы построения курса геометрии 1-6 классов: дис. … д-ра пед. наук. СПб.,
1999. [7] Подходова Н. С. Теоретические
основы построения курса геометрии 1-6 классов: дис. … д-ра пед. наук. СПб.,
1999.