Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие профессионально-значимых качеств в деятельности учителя начальных классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 6

1.1 Развитие
в теоретической педагогике представлений о профессионально-значимых качествах
учителей начальной школы.. 6

1.2 Роль
профессионально-значимых качеств учителя при внедрении инновационных технологий
в педагогический процесс. 13

Выводы по 1-й
главе. 17

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.. 18

2.1
Определение педагогических условий для реализации модели воспитания
профессионально-значимых качеств будущего учителя начальных классов. 18

2.2 Опытно-экспериментальная
работа. 19

Выводы по 2-й
главе. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

ЛИТЕРАТУРА   26

  

Введение:

 

Актуальность выбранной
темы исследования обусловлена предельной важностью для ребёнка-ученика периода
его обучения в начальной школе, так как в этот период происходит переход
ученика от игровой к учебной деятельности, в этот период идёт формирование
отношения ученика к знаниям. В числе прочих, вопросами характеристик
профессионально-значимых качеств педагогов начальных классов занимались такие
учёные XX-го и XXI-го вв., как П.Ф. Каптерев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинина,
Е.П. Ильина, А.Г. Ковалёва, В.А. Крутецкий, Л.М. Митина. В
соответствии с их исследованиями, можно сделать выводы, что
профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов можно
определить, как профессиональные особенности личности или такие её
индивидуальные качества, что отвечают за успешное получение профессии и
дальнейшее выполнение профессиональной деятельности. Подобные качества
предусматривают подготовленность учителя к педагогической деятельности как в
теоретической, так и в практической составляющей, в том числе, предполагающую
выполнение различных педагогических функций, таких, как организационная,
мотивационная, обучающая. Но наиболее проработанным вопрос составляющих
комплекса профессионально-значимых качеств учителя начальных классов мы находим
у Л.М. Митиной, которая выделила более пятидесяти подобных качеств.

Цель исследования – сформулировать
актуальный в настоящее время комплекс развития профессионально-значимых
качеств, исследовать педагогические условия его развития и сформулировать
методики подобного процесса.

Задачи исследования:

1. Определить
представления о профессионально-значимых качествах учителей начальной школы в
трудах различных учёных.

2. Выявить
роль профессионально-значимых качеств учителя при внедрении инновационных
технологий в педагогический процесс.

3. Сформулировать
педагогические условия для реализации профессионально-значимых качеств будущего
учителя начальных классов.

4. Подтвердить
достоверность предложенной гипотезы на основании проведённого педагогического
эксперимента.

Объект исследования –
личностные качества учителя начальных классов.

Предмет исследования – профессионально-значимые
качества учителя начальной школы.

Гипотеза исследования –
комплекс профессионально-значимых качеств можно развивать более активно в
педагогическом процессе при целенаправленном развитии у студентов таких
ключевых качеств, как ответственность, активность и креативность.

База исследования –
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский
педагогический колледж №1». В педагогическом эксперименте принимали участие 120
студентов второго курса колледжа.

Этапы исследования: I. Аналитический (март 2021 г.) На данном
этапе осуществлялась теоретическая проработка темы, определялись востребованные
элементы научного аппарата, формировались стратегия исследования, его
программы, было начато сотрудничество с базой исследования. II. Эмпирический (апрель 2021 г.) На этом
этапе осуществлялся детальный теоретический анализ особенностей развития
профессионально-значимых качеств у учителей начальных классов, продолжалось
сотрудничество с базой исследования, где продолжался констатирующий
эксперимент, по итогам промежуточной педагогической диагностики был осуществлён
промежуточный анализ и получено предварительное подтверждение работоспособности
гипотезы. III. Обобщающий (май 2021 г.) На последнем
этапе были подведены итоги опытно-эмпирического исследования, сформулированы
выводы по итогам проделанной работы и выработаны рекомендации, завершено
оформление работы.

Практическая значимость
работы заключается в возможности дальнейшего применения выработанных
рекомендаций в педагогическом процессе подготовки учителей начальных классов.

В исследовании были
применены следующие методы:

· Теоретические – изучение и анализ
психолого-педагогической и методической литературы;

· Эмпирические – наблюдение и тестирование;

· Методы качественного (сбор, обработка)
анализа полученных результатов исследования.

Методология исследования
представлена общенаучными методами: анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование; специальными методами: сравнительно-правовой метод,
формально-юридический метод.

Практическое значение
исследования выражается в формировании конспекта урока по теме «Признание
истинности всего не сущего в благо бренности небытия».

Структура курсовой
работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выбранного
анализа в ходе настоящего исследования выбранной темы можно сделать следующие
выводы:

· В нашей стране вопросами необходимости
развития у учителей начальных классов профессионально-значимых качеств стали
заниматься ещё в XIX-м веке, когда П.Ф. Каптерев сформировал первый, на его
взгляд, необходимый набор качеств педагога, позволяющих ему вести успешную
профессиональную деятельность. Здесь мы можем отметить, что подбор
профессионально-значимых качеств был определён достаточно хорошо, большинство
из них являются актуальными и в настоящее время, правда, они уже
рассматриваются под немного другими углами и, зачастую, имеют другие названия. В
течение всего XX-го века ведущие советские и российские педагоги занимались
проблемой определения необходимых учителю профессионально-значимых качеств при
работе в начальной школе. Дальше всего в этом вопросе продвинулась Л.М. Минина,
выделив более пятидесяти подобных профессионально-значимых качеств. На основе
их исследований, а также в условиях имеющихся современных педагогических
технологий и технических возможностей, уже в десятых годах XXI-го века был принят
новый ФГОС, который рассматривает профессионально-значимые качества, как
совокупность профессиональных и гуманистических качеств педагога.

· В основе всех инновационных педагогических
технологий лежит творческий подход учителей-гуманистов к реализации дидактического
процесса. Тем не менее, в основе любых эффективных педагогических инноваций
лежат профессионально-значимые качества учителя, позволяющие ему применять
педагогические технологии с учётом всех психологических особенностей детей, что
особенно важно для начальной школы.

· Для реализации модели воспитания
профессионально значимых качеств будущего учителя начальных классов в
учебно-воспитательном процессе вуза определены педагогические условия и
механизмы. К педагогическим условиям отнесены ряд условий, предполагающих
интенсификацию процесса формирования у будущих учителей начальных классов
профессионально-значимых качеств как сугубо профессиональной направленности,
так и гуманистического характера. Механизмами воспитания при этом становятся
коллективное обсуждение, фиксирование эмоциональных состояний, обмен мнениями,
дискуссионные качели, ротационные тройки.

· В процессе проведения констатирующего
эксперимента показало значительное приращение проявленности качеств в
экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что дает основание
утверждать, что аксиологическая, личностно-ориентированная, деятельностная
направленность учебно-воспитательного процесса подготовки студентов в вузе,
реализованная принципами, моделью, педагогическими условиями и механизмами,
актуализируя потенциал самостоятельной учебно-познавательной деятельности,
обеспечивает воспитание профессионально значимых качеств будущего учителя
начальных классов. Таким образом, можно утверждать о влиянии разработанного
педагогического обеспечения на воспитание профессионально значимых качеств
будущего педагога в учебно-воспитательном процессе подготовки студентов в вузе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ 1.1 Развитие в теоретической педагогике представлений о
профессионально-значимых качествах учителей начальной школы Первые
научные исследования, посвящённые изучению вопросов развития
профессионально-значимых качеств учителей, появились ещё в XIX-м веке, и связаны они с именем
выдающегося российского психолога и педагога П.Ф. Каптерева, который в рамках
своих работ выяснил, что одним из определяющих факторов успешности проводимой
педагогической деятельности являются личностные качества учителя. В своих
работах он выделял следующие, как бы мы теперь сказали,
профессионально-значимые качества учителя [8, с. 35]:

· Целеустремлённость
– активная направленность учителя на сознательное достижение поставленных
целей, и в настоящее время является одним из важнейших личностных свойств
педагога, стоящих в основе развития всех остальных качеств педагога [6, с. 272],

· Настойчивость
– качество педагога, предполагающее его умение доводить до завершения стоящие
перед ним, в том числе, педагогические задачи, невзирая на существующие
объективные и субъективные препятствия для подобной деятельности [15, с. 148],

· Трудолюбие
– качество учителя, предполагающая уважение к трудовому процессу и усердную
деятельность, которое проявляется через старание и усердие [16, с. 19],

· Скромность
– качество педагога, предполагающая отсутствие у него мыслей о наличии тех или
иных исключительных качеств, предоставляющих ему исключительные условия по
сравнению с учениками или другими учителями [3, с. 81],

· Наблюдательность
– профессиональное качество педагога, позволяющее ему выявлять существенные, но
незаметные либо малозаметные для других людей элементы в поведении ученика, на
основании которых он может сделать определённые выводы о его состоянии и
особенностях восприятия им дидактического материала [25, с. 263], в качестве
составляющих к наблюдательности следует отнести педагогическую рефлексию,
остроту восприятия, психологическую зоркость, что позволяет педагогу видеть
пути и особенности его педагогической деятельности с данным коллективом или
данным ребёнком в частности, педагогическая наблюдательность и в настоящее
время является системообразующим компонентом личности педагога [24, с. 283],

· Остроумие
– наличие у педагога хорошего чувства юмора является очень желательным
качеством и в настоящее время, так как, с одной стороны, педагог должен уметь
вовремя разрядить обстановку в классе или в коллективе в случае её обострения,
а с другой стороны, ученики должны воспринимать своего учителя, как живого
человека, способного и умеющего, в том числе, смеяться [13, с. 279],

· Ораторские
способности – безусловно, подавляющая часть времени работы учителя состоит в
передаче своим ученикам теоретических и практических знаний, умений и навыков,
являющихся, зачастую, очень скучными, если не уметь их преподнести ученикам,
что и должен уметь сделать учитель, соответственно, наличие у учителя
ораторских способностей – очень важная вещь и в настоящее время [7, с. 240],

· Артистичность
– это можно определить, как разновидность ораторских способностей, тем не
менее, артистичность можно определить, как способность подавать как искусство
даже самые повседневные и бытовые вещи [19, с. 102],

· Эмпатия
– способность к идентификации психологического состояния школьников, сочувствию
и стремление к высокой социальной активности [10, с. 40].

В XX-м веке большое количество педагогов
так или иначе уделяли внимание в своих исследованиях вопросам зависимости
успешности профессиональной деятельности педагогов от спектра
профессионально-значимых качеств, их сформированности, а также исследовали
особенности применения учителями собственного стиля в преподавании. В настоящее
время большинство специалистов профессионально-значимые качества учителя
начальных классов определяют, как индивидуальные и личностные качества
индивидуума, которые позволяют ему выполнять свою профессиональную деятельность
на высоком уровне.

Согласно
современным исследованиям, профессиональные-значимые качества, необходимые в
профессиональной деятельности учителям начальной школы, формируются у
индивидуумов отчасти от природы, то есть, являются заложенными изначально и
передаются по наследству, а отчасти формируются при нахождении в
соответствующей социальной среде. Из категории профессионально-значимых
качеств, передающихся по наследству, наиболее важными являются
психофизиологические качества учителя, в том числе, его темперамент, который,
как известно, обуславливается особенностями нервной системы человека [18, с.
116].

В числе
прочих, вопросами характеристик профессионально-значимых качеств педагогов
начальных классов занимались такие учёные XX-го и XXI-го вв., как Б.Г. Ананьев, В.Н.
Дружинина, Е.П. Ильина, А.Г. Ковалёва, В.А. Крутецкий и, конечно же,
многие другие. В соответствии с их исследованиями, можно сделать выводы, что
профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов можно
определить, как профессиональные особенности личности или такие её
индивидуальные качества, что отвечают за успешное получение профессии и дальнейшее
выполнение профессиональной деятельности. Подобные качества предусматривают
подготовленность учителя к педагогической деятельности как в теоретической, так
и в практической составляющей, в том числе, предполагающую выполнение различных
педагогических функций, таких, как организационная, мотивационная, обучающая.
Но наиболее проработанным вопрос составляющих комплекса
профессионально-значимых качеств учителя начальных классов мы находим у Л.М.
Митиной, которая выделила более пятидесяти подобных качеств, в числе которых
можно назвать [12, с. 69]:

· Самообладание,

· Выдержка,

· Дисциплинированность,

· Вдумчивость,

· Внимательность,

· Вдумчивость,

· Гуманность,

· Гибкость
поведения,

· Вежливость,

· Воспитанность.

Базируясь на
исследования рассмотренных нами учёных, в настоящее время система подготовки
учителей начальной школы продолжает развивать и совершенствовать теоретические
и практические методологии и подходы к подготовке новых специалистов в
соответствии с изменяющимися условиями, а также появляющимися новыми возможностями.
В том числе, отталкиваясь от концепции, что именно в начальной школе, как
первой ступени обучения, закладывается процесс становления и формирования
личности ученика, сформировались более современные требования к комплексу
профессионально-значимых качеств ученика, которые нашли своё отражение в
действующем в настоящее время ФГОС. В данном нормативном документе выделяют
следующие необходимые профессионально-значимые качества учителя начальных
классов [1]:

· Понимание
сложности социальной ситуации формирования ученика первого класса в контексте
смены преобладающего вида деятельности с игровой на учебную, в связи с чем
необходимо формирование у учеников нацеленности на учёбу;

· Обеспечение
у учеников развития способности к обучению и самообучению в понимании данных
терминов, как универсальных учебных действий, на уровне, необходимом для их
дальнейшего обучения в средней школе;

· Обеспечение
достижения учениками в процессе учебной деятельности таких важнейших для
младшего школьного возраста новообразований, как метапредметные образовательные
результаты;

· Готовность
к роли, предполагающей повышенное доверие учеников к учителю, ка одного из
самого значимого взрослого в конкретной социальной ситуации развития учеников
первых классов;

· Готовность
к реагированию на обращения детей к учителю, непосредственные по форме, но
обусловленные теми или иными серьёзными личностными проблемами школьников;

· Готовность
быть ответственным за личностное развитие и учебные результаты своих
школьников;

· Понимание
необходимости учитывать при произведении оценки достижений в учебной
деятельности учеников неравномерность личностного психического,
психологического и физического развития учеников, а также особенности развития
в данном возрасте мальчиков и девочек.

Мы не
отмечали в настоящей работе при анализе исследований разных авторов указание
ими о необходимости наличия у учителей начальных классов таких
профессионально-значимых качеств, как более развитые гуманистические качества,
так как практические все авторы их упоминают именно как более развитые
гуманистические качества, но не заостряя на этом внимания, но тем не менее, они
это упоминали. Гораздо больше внимания данному вопросу уделяется в современном
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах. В данном ФГОС выделяются следующие требования к наличию у
учителя начальных классов таких гуманитарно-ориентированных
профессионально-значимых качеств, как:

· Способность
к пониманию психологии младшего школьника и его возрастных особенностей;

· Способность
к общению с детьми в возрасте 7-11 лет, являющихся учениками 1-4 классов
начальной школы;

· Способность
к изложению ученикам начальной школы материала на доступном для них языке;

· Способность
к преобразованию научных материалов в дидактические материалы на доступном для
младших школьников языке;

· Способность
к использованию особого стиля общения с младшими школьниками во время учебной и
внеурочной деятельности, который предполагает сочетание демократического стиля
и элементов авторитаризма;

· Способность
к сочетанию в процессе своей педагогической деятельности таких качеств, как
доброта, строгость и справедливость;

· Способность
быть в курсе последних научных достижений как в области естественных наук, так
и в гуманитарной сфере;

· Способность
к изучению новых педагогических разработок и готовность к их широчайшему
применению в своей педагогической деятельности;

· Способность
к принятию ученика таким, какой он есть, без оказания давление на его восприятие
мира, но умение при необходимости производить его мягкую корректировку и
направлять его мыслительную, исследовательскую и познавательную деятельность в
нужное русло;

· Способность
быть честным, инициативным, коммуникабельным, доброжелательным и творческим
человеком.

Итак, в нашей
стране вопросами необходимости развития у учителей начальных классов
профессионально-значимых качеств стали заниматься ещё в XIX-м веке, когда П.Ф. Каптерев
сформировал первый, на его взгляд, необходимый набор качеств педагога,
позволяющих ему вести успешную профессиональную деятельность. Здесь мы можем
отметить, что подбор профессионально-значимых качеств был определён достаточно
хорошо, большинство из них являются актуальными и в настоящее время, правда,
они уже рассматриваются под немного другими углами и, зачастую, имеют другие
названия [20, с. 106].

В течение
всего XX-го века ведущие советские и российские педагоги занимались проблемой
определения необходимых учителю профессионально-значимых качеств при работе в
начальной школе. Дальше всего в этом вопросе продвинулась Л.М. Минина, выделив
более пятидесяти подобных профессионально-значимых качеств. На основе их
исследований, а также в условиях имеющихся современных педагогических
технологий и технических возможностей, уже в десятых годах XXI-го века был принят новый ФГОС,
который рассматривает профессионально-значимые качества, как совокупность
профессиональных и гуманистических качеств педагога.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы