Курсовая с практикой на тему Развитие представлений о сенсорных эталонах на основе дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1 Содержание
понятий: сенсорное воспитание, сенсорное развитие, сенсорный эталон. 5
1.2 Дидактические
игры как метод формирования представлений о сенсорных эталонах детей среднего
дошкольного возраста. 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 18
2.1 Организация и
методы исследования уровня сформированности сенсорных представлений детей
среднего дошкольного возраста. 18
2.2 Результаты
констатирующего этапа исследования. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Актуальность исследования.
По прогнозам ученых третье тысячелетие знаменуется информационной революцией,
которая предусматривает ценность образованного человека как истинное
национальное богатство. В связи с этим важность ориентации в постоянно
возрастающем объеме знаний выдвигает ряд требований к умственному воспитанию
подрастающего поколения. Это говорит о том, что современная система образования
на первом плане имеет задачу формирования у подрастающего поколения
способностей проявлять активную умственную деятельность. При этом следует
отметить, что зарубежные и отечественные педагоги предлагают рассматривать
именно игру одним из наиболее эффективных средств организации деятельности
детей.
Сенсорное развитие предполагает становление процессов
восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях
окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала
воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования
сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной
работы.
Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за
определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о
том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка,
которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического
восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников.
Недостаточное сенсомоторное развитие ребенка-дошкольника
приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня
образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса
развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.
Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением
дошкольников, имеют множество практического материала, который способствует не
только достижению целей развития сенсомоторных функций, но и общему
оздоровлению ребенка. При этом, коррекционная работа, которая начинается
вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений.
Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с
нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую
эффективность и вызывают познавательный интерес у детей дошкольников. Важно
заметить, что в процессе развития сенсомоторных функций детей особое внимание
уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать
наиболее оптимальную и результативную методику, среди которых выделяется
использование дидактических игр и упражнений.
Так же применение дидактических игр в комплексном
образовательном и воспитательном процессе дошкольников способствует улучшению у
детей внимания и памяти, повышению работоспособности, нормализации состоянию
нервной системы и устранению стрессов и т.д.
Степень изученности темы. Проблема
сенсомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась
преимущественно такими педагогами как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н, Поддьяков,
Н. Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л.
А. Венгер и его ученики и последователи.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители
отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец,
А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное
воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития,
является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Что касается вопросов
теории и практики дидактических игр, то разработкой и исследованием занимаются
такие ученые как А.П. Усова, Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, В.Н.
Аванесова, Л.А. Венгер и др.
Целью исследования является изучение
особенностей формирования представлений о сенсорных эталонах у детей среднего
дошкольного возраста в процессе дидактических игр и упражнений.
Объектом исследования выступает образовательный
процесс детского сада, направленный на формирование представлений детей среднего
дошкольного возраста о сенсорных эталонах.
Предметом исследования являются дидактические
игры как средство формирования представлений о сенсорных эталонах детей среднего
дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих
задач исследования:
1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать дидактические игры как
средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о
сенсорных эталонах.
4. Организовать исследование особенностей уровня
сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о сенсорных
эталонах.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методы
исследования:
—
теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение
психолого-педагогической документации детей;
—
эмпирические методы: анализ уровня развития навыка смыслового чтения детей
(тестирование, эксперимент);
— метод количественного и
качественного анализа результатов.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким
образом, эффективное и полноценное сенсорное развитие ребенка протекает в
процессе сенсорного воспитания, при целенаправленном формировании эталонных
представлений о цвете, форме, величине, различных признаках и свойствах
предметов или материалов, их положении в пространстве и т.п. При сенсорном
воспитании происходит развитие всех видов восприятия, памяти и мышления, что в
свою очередь дает основу для развития умственной деятельности ребенка, в
частности речевого развития.
Определено,
что сенсомоторное воспитание, которое направляется на обеспечение полноценного
сенсомоторного развития, выступает основной стороной дошкольного воспитания
детей. При этом важно учитывать фактор планирования занятий по ознакомлению
детей с цветом, формой и величиной предметов, выявляя их взаимосвязь с другими
видами деятельности. Так же необходимо учитывать принцип последовательности,
систематичности и вариативности.
Сочетание
сенсорных и моторных задач становятся одним из важных условий умственного
воспитания, которое осуществляется в процессе деятельности ребенка. При этом
важно то, что сенсомоторное воспитание является необходимой предпосылкой для
формирования психических функций ребенка, его ручной умелости, которые занимают
важное место для дальнейшего обучения в школе.
Сенсорные
функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя
целостную интегративную деятельность – сенсорно-моторное поведение, лежащее в
основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное
развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
Проведенное
нами исследование теоретических и прикладных аспектов технологии сенсорного
воспитания детей среднего дошкольного возраста связано с одной из наиболее
актуальных для настоящего времени проблем реформирования дошкольного
образования, обусловленной возрастанием потребности социума в повышении
качества подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе.
Совершенствование
процесса сенсорного воспитания детей среднего возраста способствует решению
данной проблемы, оптимизируя формирование специфических для рассматриваемого
периода способов познания окружающего мира, к числу которых относятся
перцептивные действия детей, основанные на использовании предметных
предэталонов.
Одним
из наиболее действенных путей повышения результативности сенсорного воспитания,
осуществляемого в группах среднего возраста дошкольных учреждений, является
реализация дидактических игр.
Возраст дошкольного
детства считается наиболее сенситивным периодом, определяющим большие
потенциальные возможности разностороннего развития детей. В этот период
значительное место в обучении занимает игра. В начале детей интересует только
сама форма игры, а затем тот учебный материал, на котором она строится.
Игры в процессе обучения и
воспитания дошкольников имеют большое значение. Они способствуют развитию
мышления детей, заставляя думать, предоставляя возможность ребенку проверять и
развивать свои способности, включают его в соревнование с другими детьми.
Участие дошкольников в
таких играх помогает развивать самоутверждение, настойчивость, стремление к
успеху и различные мотивационные качества. Посредством таких игр
совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех и выбор альтернатив.
Следует заметить, что
результативность дидактических игр напрямую зависит от методики их организации
и проведения. Положительные результаты в обучении и воспитании дошкольников с
применением игровых методов, могут быть достигнуты только при соблюдении
направленности каждой игры, ответственность за которые лежит на воспитателе.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Содержание понятий: сенсорное воспитание, сенсорное
развитие, сенсорный эталон
Сенсорное развитие
(происходит от лат. слова sensus
и означает чувство, ощущение) предполагает активное формирование у ребенка
новых процессов всестороннего восприятия и различных представлений о предметах,
окружающих объектах и встречающихся явлениях окружающего мира. Каждый человек
рождается на этот свет с полностью готовыми к нормальному функционированию
органами всех чувств. Но это всего лишь предпосылки для чувственного восприятия
окружающей нас действительности. Полноценное сенсорное развитие может
осуществляться только лишь в процессе качественного сенсорного воспитания,
когда у всех детей целенаправленно и четко формируются все эталонные
представления о существующем цвете, форме, величине, о многих признаках и
свойствах различных окружающих предметов и материалов, об их положении в
окружающем пространстве и др., также развиваются все виды восприятия, и тем
самым закладывается новая основа для развития качественной умственной
деятельности [17, 56].
Сенсорное воспитание
детей создает все необходимые предпосылки для качественного формирования
психических функций организма, имеющих важное первостепенное значение для новой
возможности дальнейшего обучения. Оно полностью направлено на полноценное
развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и
других видов существующих ощущений и восприятий.
Каждый ребенок на
абсолютно каждом своем возрастном этапе оказывается, вероятно, наиболее
чувствительным к тем или иным внешним воздействиям. В этой связи абсолютно
каждая возрастная ступень становится очень благоприятной для всего дальнейшего
нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка-дошкольника.
Чем меньше по возрасту ребенок, тем большее значение в его жизни может иметь
чувственный опыт. На первом этапе самого раннего детства идет ознакомление с
различными свойствами предметов и играет оно определяющую роль. Профессор
Н.М. Щелованов называл этот ранний возраст «золотой порой» сенсорного
воспитания [13, 73].
В существующей истории
дошкольной педагогики, а именно на всех этапах ее развития, эта существенная
проблема занимала одно из самых центральных мест. Самыми видными и значимыми
представителями нашей дошкольной педагогики (Я. Коменским, Ф. Фребелем, М.
Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеевой и др.) были разработаны интересные и
разнообразные дидактические игры и различные другие упражнения по качественному
ознакомлению маленьких детей с существующими свойствами и признаками предметов.
Анализ всех дидактических систем вышеперечисленных авторов с существующих
позиций и принципов советской теории качественного сенсорного воспитания
позволяет нам сделать вывод о том, что необходимо разрабатывать новое
содержание и методы ознакомления маленьких детей с различными свойствами и
качествами предметов в свете существующих новейших психолого-педагогических
исследований.
В частности, рассматривая
все психолого-педагогические подходы к качественному сенсорному развитию детей,
отметим некоторых деятелей, которые оказали наиболее значительное влияние на
исследование существующей проблемы.
Так, великий педагог
Фридрих Фребель строго следовал принципу «Будем жить ради наших детей». Он и
сегодня является явным побудительным мотивом к новому поиску и созданию
качественно новых путей и методов воспитания маленьких детей. Близкое
знакомство с системой Пестолоцци, популярные произведения великого Яна Амоса
Каменского «Материнская школа» подтолкнула Фридриха Фребеля к созданию новой
собственной теории. Фридрих Фребель стремился быстро построить свою теорию на
очень прочной методической основе [18].
В 1919 году известным
молодым философом Рудольфом Штейнером было создано новое международное
культурно-образовательное движение, которое назвалось Вольдорфская педагогика.
Автопроцессорный путь нового познания, на котором и была построена эта самая
Вольдорфская педагогика, крайне отличается от обычного пути. Штейнер теперь
предлагает своим ученикам путь самосознания. Первый шаг – упражнения.
Способности теперь называются на этом этапе свободными от всего тела мышлением
и выделяются в качестве:
— мыслительного прочного
контакта;
— волевого и силового контроля;
—
хладнокровия, то есть контроля