Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Развитие представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Характеристика ключевых понятий: математическое развитие, средства математического развития 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Формирование представлений о порядковом счете у детей среднего дошкольного возраста 15
Глава 2. Исследование влияния сюжетно-дидактической игры на формирование представлений о порядковом счете у детей 4-5 лет 18
2.1 Исследование уровней развития представлений о порядковом счете дошкольников 18
2.2. Анализ и обобщение развития представлений о порядковом счете у дошкольников 22
Заключение 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность данной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в области математики. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Ребенок впервые годы жизни усваивает огромное количество информации. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. А также, велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. И на многие вопросы он находит ответы, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности, например: в узкое и маленькое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет, или чтобы мяч укатился дальше, нужно его посильнее пнуть. Подобных примеров в жизни очень много и встречаются они чуть ли ни на каждом шагу.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным и неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
В данной работе будет рассмотрена самостоятельная математическая деятельность у детей дошкольного возраста, а так же сами условия, которые необходимы для самостоятельной деятельности, исходя из которых можно будет сделать вывод об успешном развитие способностей и мышления детей.
Проблемам математического развития детей дошкольного возраста посвящены исследования: Т.В. Лусс [10], Е.В. Фешиной [17], А.А. Столяра [15], Е.И. Щербаковой [18].
Анализ научно-исследовательских и программно-методических источников позволил выявить следующие противоречия: – между изученностью сущностных и структурных особенностей дидактических игр, признанием их высокого развивающего потенциала и недостаточной востребованностью дидактических игр в процессе формирования представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста;
Между разработанностью концептуально-теоретических основ формирования представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста и недостаточной изученностью педагогических условий, позволяющих рассматривать дидактические игры в качестве средства их формирования.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей повышения эффективности процесса формирования представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста».
Цель курсовой работы – рассмотреть дидактические игры как средство развития представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1.изучить теоретические основы проблемы формирования представлений о порядковом счете у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии представлений о порядковом счете у дошкольников;
2.выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
3.подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию представлений о порядковом счете у детей средней группы. Апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, эксперимент, педагогическое обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария и перспективного плана проведения с детьми среднего дошкольного возраста дидактических игр, способствующих формированию у них представлений о порядковом счете, что может быть использовано в практической деятельности воспитателей средних групп дошкольных организаций.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для детей среднего дошкольного возраста характерны следующие закономерности развития: смена форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно ранее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.
Математическое развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый во время образовательной деятельности в детском саду процесс умственного воспитания. Математическое воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию количественных представлений детей дошкольного возраста средствами сюжетно — дидактических игр в исследуемой группе. Формирование количественных представлений дошкольников осуществлялось в ходе организации сюжетно — дидактических игр, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей.
Изучив проблему формирования количественных представлений средствами сюжетно-дидактических игр в психолого-педагогической литературе, мы убедилась, что сюжетно-дидактические игры является эффективным средством формирования количественных представлений и имеет существенное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В опытно-экспериментальной работе мы формировали количественные представления у детей среднего группы средствами сюжетно-дидактических игр.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию количественных представлений детей среднего дошкольного возраста достаточно эффективен. По итогам работы можно сделать вывод: будет высокий уровень количественных представлений детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.
По итогам работы можно сделать вывод: использование сюжетно – дидактических игр положительно влияет на формирование порядкового счета детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика ключевых понятий: математическое развитие, средства математического развития
Методология формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана помочь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики, одного из важнейших учебных предметов в школе, и способствовать воспитанию детей, как всесторонне развитой личности.
Основа для интерпретации понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена в работах Л. А. Венгера и сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике детей дошкольного возраста [2, с. 3].
Из исследований Е. И. Щербаковой под математическим развитием дошкольников необходимо понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности человека, возникающие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [15].
В трудах В.В. Абашиной дается определение понятия «математическое развитие дошкольника — это процесс качественного изменения интеллектуальной сферы личности, которое происходит в результате формирования математических представлений и понятий у ребенка» [9, с. 27].
В начале 90-х гг. XX в. выделилось несколько основных научных направлений в теории и методологии развития математических представлений у дошкольников.
Первое направление, содержание обучения и развития, методы и приемы были разработаны на основе идеи преимущественного развития у дошкольников и интеллектуального творчества (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддяков, А. А. Столяр) [11]:
— наблюдение, познавательные интересы;
— научный подход к явлениям и объектам окружающей среды (умение устанавливать связи, определять зависимости, делать выводы);
— умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
— прогнозирование изменений в деятельности и результатах;
— четкое и точное выражение мысли;
— выполнение действий в форме «мысленного эксперимента» (В. В. Давыдова и др.) [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы