Курсовая с практикой на тему Развитие практических умений туристической подготовки в системе ДО (дополнительное образование) как компонента ГТО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты проблемы развития практических умений туристической
подготовки в системе дополнительного образования как компонента ГТО.. 6
1.1.
Воспитательный потенциал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.. 6
1.2. Норматив
«Туристский поход с проверкой туристских навыков» в комплексе ГТО.. 11
1.3.
Формирование туристических навыков в системе дополнительного образования. 15
Глава 2.
Методика формирования туристских навыков в рамках ГТО (на примере МБОУ СОШ №3
г. Сургута) 18
2.1.
Организация и проведение педагогического эксперимента. 18
2.2.
Интерпретация результатов. 19
2.3.
Особенности планирования и реализации программы подготовки к выполнению
норматива ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» (на примере
обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Сургута) 24
Заключение. 32
Список
литературы.. 35
Приложение 1 42
Введение:
Актуальность темы. Недостаточная
физическая активность подрастающего населения обусловлена перегрузкой
образовательного процесса учебными дисциплинами, малоподвижным образом жизни,
нерациональным питанием, скептическим отношением к здоровому образу жизни,
неблагоприятной экологической обстановкой, доступностью алкогольных и
наркотических веществ, бесконтрольному проведением времени за компьютером.
ВФСК
ГТО является важным государственным социальным проектом, направленным на
создание эффективной системы физического воспитания широких слоев населения с
целью мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом [17]. С 1
января 2016 года началась реализация комплекса ГТО в системе Министерства
образования и науки. Значимым аспектом при внедрении ВФСК ГТО в систему образования
является не только подготовка к выполнению нормативов, но и формирование
физической культуры личности, осуществление которой целесообразно через
духовно-нравственное и патриотическое воспитание, а также
туристско-краеведческую деятельность.
Норматив
ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» относится к
нормативу по выбору, а раздел туристской подготовки не является обязательным в
программах по физической культуре для образовательных организаций разного
уровня, что дополнительно осложняет его интеграцию в систему образования и
подготовку обучающихся к его выполнению. Возникает необходимость оптимизации
образовательного процесса и разработки модели формирования туристских навыков
обучающихся, которая была бы доступной, и одновременно эффективной, учитывающей
специфику режима жизнедеятельности современных школьников, а также отвечала
требованиям ВФСК ГТО.
Объект исследования: учебно-воспитательный
процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: развитие
туристских навыков обучающихся как компонента ГТО в системе дополнительного
образования.
Целью исследования
является разработка программы развития туристских навыков обучающихся как
компонента ГТО в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования
состоит в предположении, что для повышения мотивации обучающихся к сдаче
норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» необходима
реализация программы дополнительного образования.
Для
достижения поставленной цели и подтверждения/опровержения гипотезы были
определены следующие задачи исследования:
— выявить
воспитательный потенциал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
— рассмотреть
норматив «Туристский поход с проверкой туристских навыков» в комплексе ГТО;
— определить
особенности формирования туристических навыков в системе дополнительного
образования;
— организовать
и провести педагогический эксперимент;
— осуществить
интерпретацию полученных результатов;
— разработать
рекомендации по планированию и реализации программы подготовки к выполнению
норматива ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» (на примере
обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Сургута).
Методологическая база исследования.
В исследовании использовался комплекс теоретических (общение, систематизация,
дедукция и индукция) и эмпирических (наблюдение, опрос) методов. Такие
общенаучные методы исследования, как общение, систематизация, дедукция и
индукция использовались при изучении теоретических источников по проблеме и
интерпретации результатов теоретического анализа. Эмпирические методы –
наблюдение и опрос – использовались при проведении анкетирования школьников.
Эмпирическая база исследования:
обучающиеся МБОУ СОШ №3 г. Сургута (выборка составила 50 человек, обучающихся 9
А и 9 Б классов).
Цель эмпирического исследования – выявить отношение обучающихся к занятиям физической культурой и
выполнению норматива ГТО «Туристский поход с проверкой туристских
навыков». В ходе исследования были проанализированы ответы обучающихся по вопросам
нормативных требований комплекса ГТО, а также владения практическими умениями
туристической подготовки.
Теоретическая база исследования
представлена работами таких авторов, как И.И. Болдырев, И.Ф.
Бережная, Э.П. Вебер, А.М. Жолобов, Е.Ю. Кизиляева, И.В. Корнев, А.С. Машичев,
Е.А. Николаев, К.М. Сильченко, А.В. Фурсов, И.О. Черепанова и др. Структура работы.
В соответствии с поставленными целью и задачами была определена следующая
структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая),
заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель –
определен потенциал дополнительного образования для подготовки обучающихся к
сдаче испытаний ГТО в нормативе «Туристский поход с проверкой туристских
навыков», выявлены особенности планирования и реализации программы подготовки к
выполнению данного норматива ГТО, реализованы задачи исследования, гипотеза
подтвердилась.
По итогам анализа литературы по исследуемой тематике было выявлено, что комплекс
ГТО содержит нормативы испытаний, позволяющие оценить уровень развития
двигательных способностей, сформированность прикладных двигательных умений и
навыков у обучающихся. Результаты исследования, представленные в литературе,
свидетельствуют о низком проценте обучающихся, способных выполнить нормативы
ГТО на знаки отличия, где проблемными испытаниями являются прикладные навыки.
Обучающиеся не справляются при выполнении нормативов по стрельбе, в плавании,
метании снаряда на дальность, лыжной подготовке, туристическом походе с
проверкой туристических навыков.
Адекватность содержания и организации процесса формирования физической
культуры личности индивидуальным особенностям организма, гармонизация
показателей физического состояния, соответствие форм двигательной активности
способностям и возможностям каждого человека необходима для реализации новой
стратегии развития физической культуры, так как с возрастом интересы, мотивы,
половые различия и спортивные пристрастия меняются.
Особенностям физического воспитания и закономерностям совершенствования
физических качеств и готовности выполнять нормативы ВФСК ГТО у детей школьного
возраста уделено достаточно внимания в литературе. Однако, современными
научными исследованиями тема в подавляющем большинстве случаев рассматривается
лишь фрагментарно и в констатирующем формате. При оценке эффективности
внедрения ВФСК ГТО в сферу физической культуры работ, касающихся методики
подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО учащихся общеобразовательных организаций
на уроках физической культуры явно недостаточно. Несмотря на то, что с момента
возрождения ВФСК ГТО прошло уже более 5 лет, единой рекомендованной системы
подготовки к выполнению испытаний еще не существует.
По итогам проведенного экспериментального исследования (анкетирования
обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Сургута) был сделан вывод, что обучающиеся 9-х
классов при положительном отношении к внедрению комплекса ГТО не готовы
выполнять нормативы в связи с низким уровнем физической подготовленности. В
результате опроса было установлено, что 24% юношей и 8% девушек выполнили
нормативы ГТО. Количество не участвующих и не сдавших нормативы комплекса ГТО
обучающихся составило 72%.
Туристский поход с проверкой туристских навыков является одним из наиболее
ёмких и интересных испытаний комплекса ГТО, выявляющих не только двигательную
подготовленность участников, но и уровень безопасности их жизнедеятельности.
Полученные результаты подтвердили важность организации занятий в дополнительном
образовании, направленных на подготовку обучающихся к туристскому походу с
проверкой туристских навыков.
Процесс подготовки к испытаниям ВФСК ГТО следует планировать на базе
подготовки к наиболее популярным испытаниям, которые являются, прежде всего,
выгодными и рациональными в плане разработки, организации и проведения физкультурно-оздоровительной
работы.
Планировать и реализовывать физкультурно-оздоровительную работу, подготовку
к проведению испытаний комплекса ГТО следует в соответствии с выявленными
приоритетными видами испытаний.
Проведенные нами исследования позволяют сформировать технологию разработки
и оценки региональных испытаний (тестов) и нормативов ВФСК ГТО, в следующей
последовательности:
— проведение социологического опроса;
— выбор наиболее популярных тестов;
— составление целенаправленных программ.
Предложенная технология разработки дополнительной образовательной программы
может быть использована для реализации подготовки в других ступенях комплекса
ГТО и всевозможных тестированиях в различных регионах страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
проблемы развития практических умений туристической подготовки в системе
дополнительного образования как компонента ГТО 1.1. Воспитательный
потенциал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО В
современных условиях Российского общества одной из стратегических задач государства
является воспитание подрастающего поколения с целью всестороннего развития
личности, становления ее физического и нравственного здоровья, способности
адаптироваться к меняющимся условиям жизни, личности, способной достойно
выполнять одну из важнейших обязанностей гражданина России – быть патриотом,
готовым к труду и защите Отечества [9]. Проблема воспитания подрастающего
поколения в нашей стране берет свое начала в трудах выдающихся педагогов: В.Г.
Белинского, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и
др. [16]. В настоящее время мы наблюдаем значительный интерес государства и
общества к проблеме воспитания подрастающего поколения. В стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, воспитание детей
рассматривается как стратегический, общенациональный приоритет.
По
мнению ряда авторов [22], сегодня у значительной части школьников отсутствуют
патриотические чувства, нарушены нравственные устои и культура поведения.
Исследования педагогов показывают, что для современных школьников, которые в
недалеком будущем будут представлять основную часть социально активного
населения страны, присущи, к сожалению, негуманные качества личности, такие как
цинизм, алчность, жестокость, бессердечие, неуважительное отношение к
историческому прошлому страны, героическим и трудовым подвигам народа и т.д. [36].
Потеря духовно-нравственных ориентиров и пересмотр системы ценностей оказывает
отрицательное влияние на воспитание школьников.
Регулярные
спортивные тренировки и занятия физической культурой способствуют не только
формированию умений и навыков, развитию физических качеств, но и оказывают
влияние на психические качества личности. Так, по мнению П.Е. Герасимова,
«занятия физической культурой и спортом способствуют не только улучшению
физического состояния, но и психологической разгрузке» [11, с. 76].
Физическая
культура и спорт как пространство формирования личностных качеств имеет
огромные ресурсы для воспитания подрастающего поколения. Однако на сегодняшний
момент в нашей стране существует масса препятствий для занятий физической
культурой и спортом. Во-первых, остро стоит вопрос о коммерческой составляющей
данной проблемы, практически отсутствуют бесплатные секции, и не все родители
могут себе позволить отдать ребенка в спорт, зная, что ежемесячно нужно платить
за тренировки, оплачивать спортивные сборы, стартовые взносы соревнований и
т.д. Во-вторых, у населения отсутствует
мотивация к занятиям спортом. Если спорт высших достижений является
профессиональной деятельностью спортсменов, то физкультурно-спортивная
деятельность в нашей стране никак не поощряется и заниматься ею могут позволить
себе не все слои населения.
Указ
Президента о возрождении ВФСК ГТО [1], несомненно, является значимым событием
для нашего государства. С одной стороны, возрождение комплекса ГТО обусловлено
ухудшением здоровья населения, с другой стороны, реализация комплекса
предполагает повышение эффективности использования средств физической культуры
и спорта в процессе воспитания личности [11]. Отчет федерального оператора ГТО
за 2019 год [22] показывает, что к числу участников проекта уже присоединилось
более 8,6 млн россиян, и с каждым днем число участников увеличивается по мере
осознания того, что подготовка и выполнение испытаний комплекса – гражданский
долг каждого человека нашей страны.
Рассмотрим
воспитательный потенциал комплекса ГТО через его отдельные компоненты. На
сегодняшний момент в педагогической литературе нет единого определения
воспитательного потенциала, однако общие черты данного феномена заключаются в
возможности для развития личности в определенной деятельности. В самом широком
смысле под «воспитательным потенциалом» будем понимать средства, источники,
имеющиеся в наличии и способные к эффективному решению поставленных задач.
Отсюда – «воспитательный потенциал Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса ГТО (Готов к труду и обороне)» можно определить как взаимосвязь,
объединение, интегрирование всех компонентов комплекса ГТО (история развития,
выдающиеся значкисты ГТО, подготовка к сдаче испытаний, фестивали ГТО,
волонтерство ГТО и т.д.), направленных на воспитание личности.
Духовное
и нравственное воспитание, в контексте ВФСК ГТО, осуществляется путем
воспитания у участников физкультурно-спортивного движения ряда морально-волевых
качеств, присущих спортсменам, таких, как честь, долг, справедливость и т.д.; воспитания
у школьников системы ценностей и взглядов, необходимых для гармоничного
развития личности, содействия формированию у детей позитивных жизненных
ориентиров и планов – от знака ГТО к олимпийским медалям. Приобщение к
культурному наследию может происходить через внедрение комплекса ГТО в систему
национальных праздников [37]. Культурное наследие – совокупность всех
материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт,
хранящийся в общественном сознании.
В процессе реализации
одного из основных направлений стратегии развития воспитания, а именно
физического развития и культуры здоровья, стоит отметить, что одной из главных
целей комплекса ГТО является укрепление и поддержание здоровья населения всех
возрастов. Разделение населения, сдающего комплекс, на возрастные категории, а
именно на 11 ступеней, позволяет проводит работу с гражданами от 6 до 70 лет и
старше