Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие познавательных УУД на уроках литературного чтения в 3 классе через преобразование информации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий на
уроках литературного чтения. 6

1.1
Содержание понятия «познавательные УУД». 6

1.2
Характеристика учащихся 3 класса. 11

1.3 Способы
развития познавательных УУД на уроках литературного
чтения. 14

Глава 2.
Методические основы развития познавательных УУД на уроках литературного чтения
в 3 классе через преобразование информации. 23

2.1 Анализ
УМК «Школа России» на предмет заданий по преобразованию информации. 23

2.2 Анализ
деятельности учителя в МОУ СОШ № 16. 27

2.3 Обобщение
выявленных проблем. 29

Заключение. 38

Список
литературы.. 40

Приложения  45  

Введение:

 

Формирование
универсальных учебных действий (далее УУД) в современной системе образования
является основной задачей, которая обеспечивает учащимся умения учиться,
присвоения им социального опыта путем саморазвития и самосовершенствования.

Начальная ступень
образования – значимый этап развития личности ребенка. У детей младшего
школьника начинает формироваться целеустремленность, неравнодушное отношение к
своему делу, трудолюбие, ценностное отношение к главной «работе» школьника —
учебной деятельности. Младшие школьники учатся работать в команде,
согласовывать и аргументировать свои действия, корректировать их при
необходимости. Другими словами, младшие школьники учатся «умению учиться»,
которое является ключевой компетенцией НОО, обеспечивающей формирование всего
комплекса УУД.

Концепция развития
универсальных учебных действий, авторами которой являются А.Г. Асмолов Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов,
делает акцент на роль самого школьника в процессе обучений, его активность
расценивается как платформа, фундамент для реализации развивающего обучения.

Среди метапредметных
универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют
познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность
всего последующего образования человека. М.А. Кирилина считает, что
«познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные
действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем
готовят школьника к решению любой проблемы-задачи» [
14].

В рамках реализации
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, основной целью образования является формирование и развитие
метапредметных результатов обучения – регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий. Сегодня важно обеспечить
освоение школьниками обобщенных знаний, умения осознавать познавательную
задачу, извлекать нужную информацию и делать выводы, все это является
результатом развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся
[
1].

Предмет «Литературное
чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он
формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.

В Примерной
образовательной программе указано, что на уроках литературного чтения учащиеся
научится: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы
в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты [
2].

На уроках литературного
чтения они познают окружающий мир через понимание прочитанного. В настоящее
время интерес учащихся к чтению угасает. Телевидение, фильмы, видео вытесняют
литературное чтение и вследствие этого у учащихся возникают трудности в обучении,
смысловом анализе текстов различных жанров, развитии воображения и логического
мышления.

Проблема исследования
— каковы практические способы формирования познавательных универсальных учебных
действий у обучающихся третьего класса в на уроках литературного чтения?

Объект исследования
– процесс формирования познавательных УУД младших школьников.

Предмет исследования
– способы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения в 3
классе.

Цель исследования
– рассмотреть способы формирования познавательных УУД на уроках литературного
чтения в 3 классе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть содержание
понятия «познавательные УУД».

2. Охарактеризовать
познавательных УУД у учащихся 3 класса.

3. Изучить способы
формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения.

4. Проанализировать УМК
«Школа России».

5. Изучить деятельности
учителя в МАОУ СОШ № 16.

6. Обобщить выявленные
проблемы.

При проведении
исследования были использованы следующие методы: теоретическое изучение
и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ программ и
учебников, опыта учителей начальных классов по проблеме исследования;
наблюдение и анализ учебного процесса на уроках литературного чтения; обобщение
материала.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В работе был проведен теоретический
анализ понятия, сущности и критериев УУД. Универсальные учебные действия представляют
собой совокупность способов действий учащихся, формирующих способы самостоятельного
усвоения новых знаний.

Выделяют 4 группы универсальных
учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые
находятся в тесной взаимосвязи.

Период обучения на
ступени начального образования является временем интенсивного развития детей,
благоприятным для формирования у них познавательных универсальных учебных
действий. Обучение должно осуществляться с опорой на наглядность. К концу
обучения на начальной ступени общего образования у обучающихся должны быть
сформированы общеучебные, логические учебные действия и навыки постановки и
решения задач. 

Для развития
познавательных УУД на уроках литературного чтения учитель должен использовать
такие методические приемы как творческих заданий, «тонкие и толстые вопросы»,
выразительное чтение, оценка произведений и поступков героев, работа над
образом персонажа, прием словесного рисования, инсценировка или театрализация,
дидактические игры, вопрос к тексту, составление кластера, диалог с автором,
«идеальное задание».

В результате анализа УМК
«Школа России» было выявлено, что задание на развития обще учебных умений и на
умения постановки и решения проблемы в УМК представлены в большом разнообразии:
комментирование, пересказ, анализ сюжета и поступков героев, выразительное
чтение, драматизация, изобразительная деятельность, игровые приемы, заучивание.
Применяются разные формы организации работы на уроке: индивидуальные, работа в
паре, групповые, совместная работа с родителями. Но при этом стоит отметить,
что в учебники мало заданий на развития логических УУД.

В результате анализа
опыта развития познавательных УУД было выявлено, что педагоги уделяют мало
внимания на развития логических УУД и на развитие умений постановки и решения
проблемы на уроках литературного чтения.

Серьезным препятствием в
развитии познавательных УУД на уроках литературного чтения выступают
репродуктивный характер предъявляемых знаний, невыявленность их связи с
реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также
несвязанность их с ведущими потребностями возраста. Также в результате
исследования выявлено, что педагоги уделяют незначительное внимание на развитие
логических УУД на уроках литературного чтения. Одним из методов решения проблем
развития познавательных УУД на уроках литературного чтения являются творческие
задания. Использование творческих заданий на уроках литературного чтения
положительно влияет на развитие гибкости и подвижности мышления, умения творчески
подходить к проблемам, мыслить, самостоятельно делать выводы способствуют
успешному обучению детей.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
развития познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

 

1.1 Содержание понятия «познавательные
УУД»

В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, далее ФГОС НОО, который
принят и действует в настоящее время, зафиксированы требования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, в которые входит
освоение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения [6].

Каждому учителю на своем предмете
необходимо обеспечить всем обучающимся их самостоятельную деятельность, построенную
таким образом, что она приведет их к овладению необходимых универсальным учебным
действиям, другими словами, в школе должны быть созданы условия для полноценного
формирования и развития личности всех обучающихся.

Из ФГОС НОО следует, что к
личностным результатам обучения относиться самоопределение учащихся, их смыслоопределение;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
способность ставить цели и строить жизненные планы.

Предметные результаты, включающие
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для
данной предметной области.

Метапредметные результаты,
включающие в себя универсальные учебные действия и межпредметные понятия, самостоятельное
планирование учебной деятельности.

 В стандарте прописано, что одной из задач современного
образования является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия
– это умение самосовершенствоваться по средствам усвоения новых видов деятельности.
Выделяют четыре вида универсальных учебных действий такие, как личностные, познавательные,
коммуникативные и регулятивные [11].

К личностным УУД относиться
личностное самоопределение, жизненные ценности, следование своим целям. Соотношение
своих поступков и поведения с принятыми этическими нормами общества [25].

К регулятивным УУД относится:
целепологание, планирование целей, прогнозирование, коррекция целей и задач, их
оценка, саморегуляция. Регулятивные УУД обеспечивают организацию своей учебной деятельности
учащимися [11].

Коммуникативные универсальные
учебные действия включают в себя обеспечение социальной компетентности. Учёт позиции
других людей, умение слушать и вступать в диалог. Строить продуктивные взаимодействия
и сотрудничать с группами сверстников и группами взрослых.

К познавательным УУД относятся:
общеучебные и логические универсальные действия, постановка и решение проблем [36].

Формирование познавательных
универсальных учебных действий (ПУУД), развитие каждой отдельной личности в комплексе.
Прежде всего, обобщение действий, направленных на, саморазвитие и самосовершенствование
путем сознательного и активного присвоения учеником нового опыта. Таким образом,
можно обобщить, что познавательные универсальные учебные действия в рамках решений
важных задач для ученика решают задачи общекультурного и ценно-личностной ориентации
в целом. В психологическом смысле, познавательные универсальные учебные
действия – это комплекс способов, обеспечивающий самостоятельное усвоение новых
знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, сам процесс обучения
и умение применять полученные знания в повседневной жизни учащихся [14].

Рассмотрим функции познавательных
универсальных учебных действий. К ним относятся такие функции как:

• постановка учащимися учебных
целей;

• умение самостоятельно находить
и использовать средства и выделенные способы достижения поставленной цели;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы