Теория и технология воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие познавательных интересов младших школьников посредством игровых технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников
посредством игровых технологий. 5

1.1. Сущность
понятия «познавательный интерес», «игровые технологии». 5

1.2.
Особенности использования игровых технологий в младшем школьном возрасте. 11

1.3.
Классификация и виды игровых технологий. 14

Выводы по 1 главе. 19

Глава 2.
Методические аспекты использования игровых технологий в развитии познавательных
интересов младших школьников. 20

2.1. Анализ
педагогического опыта по развитию познавательных интересов младших школьников посредством
игровых технологий. 20

2.2. Перечень
мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников посредством
игровых технологий. 26

Выводы по 2
главе. 30

Заключение. 31

Список использованных источников. 32

Приложения. 36

 

 



  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Усовершенствование нынешнее системы образования, которое активно
происходит в последнее время, ориентировано на воспитание индивидов нового
образца. К качествам, которые нынче хотят привить детям, относятся:
образованность, предприимчивость, возможность самостоятельно принимать решения
и брать на себя ответственность в разнообразных ситуациях, а также проводить
прогнозы своей работы. Для развития таких качеств необходимо развитие
познавательных процессов. Именно поэтому, сейчас актуальная проблема развития
познавательного интереса среди младших школьников.

Данная проблема, по
развитию познавательного интереса, изучалась такими известными учеными как:
З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, М. И. Лисина и А.А.
Люблинская и других. В трудах таких авторов отечественной науки как Л.А.
Венгер, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина, Н.Н.
Поддъякова, Б.Д. Эльконина и других, было показано, что младшие школьники  имеют обширное поле деятельности для развития
ума. Были сделаны выводы, что их, возможно научить формировать и проводить
полноценные логические операции, но только в том случае, если проводить
обучение, основываясь на теориях поэтапного формирования умственных действий.

Одним из возможных
средств развития познавательного интереса у младших школьников являются игровые
технологии, так как они имеют важнейшее значение в психическом и
интеллектуальном развитии. Игра является неотъемлемой составляющей урока в
начальной школе. Использование игровых технологий в процессе обучения младших
школьников соответствует их естественным потребностям, направленное на
повышение качества образования, развитие познавательной активности и творческой
индивидуальности учащихся. Особенность игровых технологий заключается в
создании учителем учебных ситуаций, которые помогают ученикам начальных классов
достичь успеха, они стимулируют тягу к знаниям, желание познавать новое, найти
способы решения нестандартного задания и т.п. Именно во время игровой
деятельности обучающиеся младших классов чувствуют себя действительно
свободными, развивается их интеллектуальные способности и познавательные
интересы.

Цель исследования:
изучить особенности развития познавательных интересов младших школьников
посредством игровых технологий.

Объект исследования:  развитие познавательных интересов младших
школьников.

Предмет исследования:
особенности развития познавательных интересов младших школьников посредством
игровых технологий.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность
понятия «познавательный интерес», «игровые технологии».

2. Рассмотреть
особенности развития познавательных интересов младших школьников посредством
игровых технологий.

3. Проанализировать
педагогический опыт по развитию познавательных интересов младших школьников
посредством игровых технологий

4. Разработать комплекс
мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников посредством
игровых технологий.

Методы исследования:
изучение научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
исследования, педагогическое наблюдение.

Структура и объем работы
определен логикой и последовательностью решения поставленных задач. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных
источников и приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Познавательный интерес –
это выборочная направленность человека на познание объектов, явлений, событий
окружающего мира, запускающий психические процессы, деятельность человека, а
также его познавательный потенциал.

Можно составить такую
схему развития познавательного интереса: от любопытства к удивлению, от него к
активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и
научному поиску. Поддержание и развитие познавательного интереса обучающихся,
также во многом зависит от обстановки ведения занятий в целом. Очень важно,
чтобы в классе царил дух оптимизма, доброжелательности и хорошее настроение
обучающихся и педагога.

Для формирования у
младших школьников познавательного интереса посредством игровых технологии
педагог в своей деятельности должен принимать к сведению индивидуальные
личностные особенности младшего школьника, а также интересы каждого
обучающегося и уровни развития.

В результате исследования
был проанализирован опыт использования дидактических игр на уроках в начальной
школе с целью развития познавательного интереса у учащихся. В результате
анализа было выявлено, что применение игровых педагогических технологий требует
специальных психолого-педагогических знаний со стороны учителя о специфике игры
как деятельности. Этот вид деятельности направлен на формирование личности
ребенка, его социализации, развитие познавательных интересов, закрепление и
совершенствование приобретенных знаний, умений и навыков. Использование
различных видов игр создает благоприятные условия для реализации актуальных
потребностей младших школьников, адаптации к новой социальной среде, воспитания
самостоятельного интереса к учебе.

Таким образов, в
результате проведенного исследования все поставленные задачи были решены, цель
исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы развития познавательных интересов младших школьников посредством игровых
технологий

 

1.1. Сущность понятия «познавательный
интерес», «игровые технологии»

Процесс школьного
обучения – важнейшее и центральное средство систематического влияния на
обучающегося, на его мышление и на его душу, причины поведения и его обучения,
область мышления и так далее. С помощью всего этого, в учебном процессе
появляются и развиваются познавательные интересы и потребности, образуется
сфера мотивации и система познавательных ценностей.

По мнению Г.И. Щукиной,
познавательная потребность — форма выражения познавательного интереса, которая
направленна на осмысление целей деятельности и формирование личности,
способствует ознакомлению с новыми фактами и глубокому воспроизведению
действительности. Его область — познавательная деятельность, в ходе которой
происходит усвоение содержания учебных предметов и необходимыми умениями и
навыками, с помощью которых ученик получает образование [
33].

А.Ю. Дейкина утверждает,
что познавательная деятельность — это активное изучение окружающей
действительности человеком, в процессе которого ученик может получать знания,
познавать принципы, по которым существует окружающий мир, который может
воздействовать конкретно на него. Любая личность должна изучать тот мир, в
котором она существует [
11].

Познавательный интерес
начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, главное
предназначение которой заключается в изучении объекта, в добыче различной
информации, которая нужна разрешения задач. Ориентировано – исследовательская
деятельность – это первый шаг, который отражает любознательность личности.

Б.Г. Ананьев полагает,
что познавательный интерес – существенное развитие личности, которое
формируется в ходе жизнедеятельности человека, формируется в общественных
условиях его жизни и практически никаким способом не считается свойственным
человеку с рождения [
1].

Младший школьный возраст
считается периодом впитывания, накапливания знаний о находящемся вокруг
обществе и взаимоотношении к нему лица. Характерной чертой здоровой нервной
системы считается познавательная динамичность. В создание своей картины
общества и знания о окружающем мире постоянно ориентирована любознательность.
Развитие интересов происходит непосредственно в младшем школьном возрасте. И
самое основное не пропустить вероятность создать познавательный интерес.

Известно, что
познавательные интересы появляются у детей достаточно рано. Малыш часто
приходит в среднее учебное заведение с обширным кругозором и с той информацией,
которая превосходит те данные, включающие в учебных пособиях. Однако познания,
приобретённые ребятами в дошкольный период детства, не представляют системы, их
изменение в здравую и абсолютную картину мира совершается непосредственно с
участием педагога. По этой причине существует крайне значительная угроза того,
что с поступлением в среднее учебное заведение познавательные интересы ребенка
будут удовлетворяться вне школьного преподавания, что приведет его к
безразличию в отношении самого процесса преподавания, невозможно будет
прогнозировать его результат. Отталкиваясь из этого, возможно отметить, что
вопрос управления формированием познавательного интересам младшего ученика
считается довольно важной в нынешней психологии образования [3].

Сложное и в то же время
важное для личности формирование предполагает заинтересованность. Представление
«интерес» имеет огромное число разных трактовок. По мнению А.Н. Леонтьева,
«…интерес представляет как селективная нацеленность лица, его интереса, его
идей и помыслов…» [
22].

Т.В. Матвеева показывает
интерес как «стремительно-познавательное и чувственно-познавательное отношение
лица к обществу» [
23].

Главный тип интереса –
это познавательный, который несет в себе все без исключения функции
заинтересованности как психологического образования: целостность объективного и
субъективного, его предпочтительный характер, присутствие в нем базового сплава
как умственных, таким образом и эмоционально-волевых действий.

Анализ познавательного
интереса в младшем школьном возрасте, выполненный А.Н. Леонтьевым, говорит о
том, что развитие познавательного интереса у учеников младших классов процесс
непростой, введенный в общую черту развития детей [
22].

Л.С. Выготский полагал,
что познавательный интерес – это «природный двигатель детского действия», он
считается «правильным формулированием невольного желания; указанием на то, что
работа ребенка имеет схожесть с его базисными нуждами» [
7].

А.Г. Ковалев, в свою
очередь, устанавливает познавательный интерес как первопричину, обрисовывая ее
как «немаловажную индивидуальную характеристику ученика и как накопленную
познавательно-психологическую позицию ученика к учению». Автор полагает, что
интерес — это отображение сложных действий, совершающихся в мотивационной
области работы [
18].

Большинство специалистов
по психологии как иностранных, так и российских объединяют интерес с
необходимостью и зачастую их сопоставляют. Крайне непростая связь между
потребностями и познавательным интересом, и нет причин их уравнивать.

Н.Г. Морозова указывает
на этот факт следующим образом: интерес отображает потребность, однако не
сводится к ней [
24].

К развитию интереса
возможно также причислить и те случаи, когда познавательный интерес переходит в
учебный. П.И. Пидкасистым изучена специфика учебного интереса, а именно, его
отличие от других типов познавательного интереса [
29].

Г.И. Щукина устанавливает
«познавательную активность» как свойство личности, которое содержит стремление
личности к пониманию, высказывает интеллектуальный отзыв на процесс постижения.
Качеством личности «познавательная активность» становится, по их взгляду, при
крепком проявлении желания к постижению. Эта структура индивидуального
свойства, в которой необходимости и интересы означают массивную характеристику,
а желание подразумевает форму [
33].

В обстоятельствах
реформирования образования задача активизации познавательной деятельности
по-прежнему жизненна для нынешней школы. Ключевыми компетенциями в
характеристике познавательных способностей и экспериментальных умений учеников
выделяем последующие умения, приобретаемые ребенком в учебной деятельности:
искать – это значит, обладать способностью находить необходимую информацию в
разных источниках: опрашивать окружение (товарищей сверстников, старших друзей,
отца с матерью, одноклассников и др.), консультироваться с учителями, работать
с ПК и со справочной литературой [
26]; думать – это
определять связи между прошлым и реальным, прибегать к собственному личному
опыту, скептически относиться к тому либо другому предложению, мероприятию,
выражению, обладать способностью противодействовать робости и трудности,
выражать собственное мнение, отстаивать собственную позицию в дискуссиях,
высказывать собственную точку зрения [10]; планировать собственные воздействия
– в ходе исполнения задачи видеть цель, последовательность операций, логику,
обдумывать правильность и осознанность шагов, обладать способностью
рассчитывать личные возможности [56]; сотрудничать – функционировать в
коллективе, решать разногласия и инциденты, слушать мнение иных, обладать
способностью создавать собственное доказательство, принимать критику других,
обладать способностью слушать и приходить к соглашению со всей группой [5];

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы