Курсовая с практикой на тему Развитие познавательных интересов младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Познавательный интерес и его значение в образовательном процессе 6
1.2 Возможности развития познавательного интереса у младших школьников 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у младших школьников 19
2.2 Разработка проекта, направленного на развитие познавательного интереса младших школьников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Введение:
Актуальность темы исследования. В условиях демократизации и национального развития система образования должна обеспечить качественно новый уровень общеобразовательной, профессиональной, научной подготовки, всестороннее развитие каждого человека как личности и наивысшей ценности общества. В связи с этим, главная задача современной школы — повышение эффективности учебно-познавательного процесса с целью содействия всестороннему и гармоничному развитию человека, его интеллектуальному и познавательному росту.
Одним из современных направлений национального образования является формирование и развитие познавательного интереса, способностей, наклонностей и навыков учащихся в процессе изучения учебных предметов. Становится необходимым создание благоприятных условий для познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы, которые способствовали бы формированию потребности личности в получении знаний и развития их познавательных интересов.
Перед начальной школой стоит задача научить детей учиться, привить интерес к знаниям, стремление самостоятельно обогащаться ими. Решение данной задачи требует от каждого учителя начального звена общеобразовательной школы добиться того, чтобы каждый урок и внеурочная работа способствовали развитию познавательного интереса детей. Познавательный интерес является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов, важнейшим мотивом познавательной деятельности человека, которая возбуждает его к поиску истины, способствует овладению учащимися опытом поисковой деятельности в атмосфере всеобщего восхищения интересным делом.
Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности учащихся. Ведь дети должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А достичь этого можно только средствами, которые активизируют познавательную деятельность. Вместе с тем, развитие познавательных интересов ребенка позволит лучше усвоить новые понятия, сформировать устойчивые мыслительные системы, которые обеспечат работу памяти и внимания.
Внеурочная работа обладает большими возможностями для развития познавательных интересов младших школьников. Развитие у младших школьников познавательных интересов является условием развития познавательных способностей; укрепление умений и навыков самостоятельно усваивать и осмысливать учебный материал; формирование основных интеллектуальных умений. От того, как происходит развитие устойчивых познавательных интересов учащихся, зависит активность и самостоятельность младших школьников на уроке, а значит и эффективность всей работы учителя. В связи с этим, развитию познавательных интересов в начальных классах должно уделяться особое внимание.
Проблема формирования и развития познавательных интересов личности всегда привлекала внимание психологов, педагогов, методистов, учителей-практиков. Эта проблема рассматривалась в трудах И.В. Дубровиной, О.В. Киричук, О.В. Скрипченко, В. А. Сухомлинского, Т. И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других.
Объектом исследования является – развитие познавательного интереса в школе.
Предмет исследования – развитие познавательного интереса в школе.
Целью работы является разработка проекта по развитию познавательного интереса младших школьников.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить проблему формирования познавательного интереса;
2) охарактеризовать основные средства развития познавательного интереса у учащихся начальной школы;
3) разработать методику использования средств развития познавательного интереса.
С целью реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) теоретический анализ методической литературы;
2) наблюдение за учебно-воспитательным процессом начальной школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Тема данного исследования актуальна, потому что новые социально-педагогические условия и актуальные запросы самой педагогической науки создают объективную необходимость для осмысления роли познавательного интереса в новой ситуации функционирования национальной школы. Изменение парадигмы целей, функций и вклада начального звена в систему непрерывного образования обусловили переориентацию во взглядах на ученика — теперь как субъекта обучения, изучения его отношение к знаниям, к окружающей среде, формирования познавательного интереса не только как ведущего мотива обучения, но и как личностного качества.
На основании всего вышесказанного можно прийти к выводу, что интерес – активная деятельность человека, направленная на изучение и познание не только самого себя, но и окружающего мира, способствующая более высокому уровню развития целостной личности индивида.
Своеобразие познавательного интереса заключается в стремлении углубляться в суть изучаемого предмета, в стремлении искать и выделять существенные признаки предмета, в стремлении искать решение познавательных задач при помощи поисковой и творческой деятельности.
Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Для поддержания и развития у обучающихся познавательного интереса следует использовать разнообразные формы, методы и технологии. В нашей работе мы выделили нетрадиционные формы организации современного урока: урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка и так далее.
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности.
Исходя из этого, у нас возникла идея разработки исследовательского проекта для детей.
Работа над проектом, стимулирует учеников к открытию новых знаний, потому, что она в первую очередь личностно ориентирована при работе используется множество дидактических подходов, происходит мотивация учащихся. Проект позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовольствие ученикам, когда они видят результаты своей деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Познавательный интерес и его значение в образовательном процессе
Проблема развития познавательных интересов обучающихся давно занимает у учителей лидирующую позицию. Еще в Древней Греции Сократ учил своих учеников выискивать истину и мыслить логически. Жан-Жак Руссо создавал такие условия для обучения, которые побуждали учеников к познавательной деятельности так, чтобы каждый смог найти ответ на вопрос, рассуждая нестандартно. Песталоцци и другие педагоги придерживались принципа самостоятельного обучения, то есть, чтобы ученик получал не только готовые знания, но и самостоятельно добывал их. Более широкое рассмотрение этой проблемы произошло в педагогике XX века.
Прежде чем разбираться в таком понятии как «познавательный интерес», следует раскрыть два ключевых определения, из которых оно состоит, а именно «познание» и «интерес».
Определение «познание» можно рассматривать в нескольких видах:
— «способность к умственному восприятию и переработке внешней информации» [18, с. 13];
— «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [19, с. 46];
— «процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающий воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире» [11, с. 38].
Познание – это активная деятельность индивида, носящая творческий и интеллектуальный характер, необходимая для развития и становления человека как личности, которая способна воспринимать и перерабатывать информацию из окружающего мира.
Термин «интерес» в переводе с латинского языка обозначает «иметь значение».
Психолого-педагогический словарь понятие «интерес» рассматривает в следующих значениях:
— «эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности» [19, с. 18];
— «это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней» (А.Н. Леонтьева);
— «это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение» (Б.И. Додонов);
— «под интересами понимаются динамические тенденции, определяющие структуру направленности личности и развивающиеся вместе с ней» (Л.С. Выготский);
— «форма проявления интереса, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности» [20];
— «особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять занимательность, значительность» (Д.Н. Узнадзе).
Проанализировав значения понятия «интерес», мы пришли к выводу, что интерес – особая психическая единица, побуждающая индивида изучать какой-то предмет или явление, приносящая при этом эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.
Рассмотрев два этих понятия, можно прийти к выводу, что определение «познавательный интерес» — более узкое, суть которого заключается в побуждении индивида получать и углублять знания из окружающего мира, уметь ими пользоваться, находить пути для решения задач, при этом получая удовлетворение от проделанной работы.
Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения личности.
По мнению Г.И. Щукиной, «познавательный интерес – одна из важнейших составляющих интереса в целом. Предмет интереса проявляется в познании индивидом не только окружающего мира, но и с целью биологической и социальной ориентировки в мире» [27].
Проблема изучения познавательного интереса у обучающихся изучается уже огромное количество времени. Она получила многостороннее освещение в трудах не только ученых прошлого, но и современного мира.
Анализ литературы по психологии и педагогике по данной проблеме позволяет подчеркнуть следующие его направления и ответвления:
— проявление умственной и эмоциональной активности человека (Е.А. Аркин);
— избирательная направленность внимания человека (А.К. Работнов, Т. Хидделстоун);
— сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (М.В. Гордиенко);
— активное познавательное отношение человека к миру (А.П. Мясников, Г.А. Кузнецов, А.А. Сафонова);
— специфическое отношение личности (индивида) к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (П.Е. Бурмантов);
— ведущий побудитель и активатор деятельности человека (А.В. Орлов).
Теоретико-методологическое изучение проблемы познавательного интереса с взгляда российских и иностранных педагогов и психологов дает возможность выделить суть, конструкт и положение познавательного интереса.
И.П. Павлов кооперирует познавательный интерес с постепенным использованием мотивации.
В.С. Дерябин исследует познавательный интерес по большей части в области реализации.
Г.И. Щукина сравнивает познавательный интерес с врожденной необходимостью для личности познавать окружающий мир, его многогранность, отражать в сознании его реальные стороны. Автор предполагает, что познавательный интерес в слитном определении можно назвать конкретной направленностью человека на познание предметов, процессов, деталей и реалий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность и работоспособность человека, его познавательные предрасположенности [27].
А.Г. Ковалёв источником формирования познавательного интереса рассматривает: структуру учебного материала, которому обучаются школьники младших классов, разнообразный и всесторонний процесс учебного воспитания и диалог между коллективом учебного процесса.
Используя данный процесс, познавательный интерес — деятельность, постоянно работающая и действующая в обучении школьника и взаимодействующая с потребностью, устойчивыми видами самовыражения, которые «все более и более закрепляясь, образуются, отличительной чертой характера индивида, его личности» [10].