Курсовая с практикой на тему Развитие познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности 5
1.1 Сущность понятия «познавательная активность» младших школьников 5
1.2 Особенности досуговой деятельности в младшем школьном возрасте 8
1.3 Роль досуговой деятельности в развитии познавательной активности младших школьников 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Практическое исследование особенностей развития познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности 17
2.1 Описание проводимого исследования по развитию познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности и анализ первичных результатов 17
2.2 Формирующий этап исследования 21
2.3 Анализ повторных результатов исследования 25
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 33
Введение:
Сегодняшнее время можно назвать временем перемен. Поэтому, современное общество остро нуждается в людях, способных к самостоятельному решению возникающих проблем, а так же творческому подходу к своей деятельности, т.е. не пассивно воспринимающих происходящие в обществе изменения, а самостоятельно принимающими в них активное участие. А это невозможно без стремления к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, что необходимо формировать уже на ранних этапах обучения, определяющих результативность обучения в последующем.
Безусловно, познавательная активность ребенка – это один из главнейших факторов успешности учения. Если педагог не сможет заинтересовать учащегося предметом рассуждения, то возможно с уверенностью говорить, что все его дальнейшие усилия по формированию у него каких-либо представлений или понятий окажутся напрасны. Это и обуславливает интерес педагогического сообщества к изучению познавательной активности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь именно на протяжении этого возрастного периода берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей и интересов учащихся.
В качестве одного из способов позволяющих сформировать познавательную активность младших школьников выступает включение учащихся в процесс досуговой деятельности.
Данное обстоятельство подчеркивается работами множества авторов (И.А. Игошевым, В.И. Казаренковым, Ю.Я. Левковым, П.Н. Манаевым, Т.И. Сущенковым, Ю.С. Фильковым и др.).
Несмотря на большое количество работ, раскрывающих особенности организации внеурочной и внешкольной работы в целях формирования познавательной активности, их авторами ставится цель: изучить эффективные условия формирования познавательной активности у подростков и учащихся старшего школьного возраста. Исследованию же особенностей развития познавательной активности в личности младшего школьника, уделяется совсем незначительное количество работ.
Цель исследования – изучить возможности процесса досуговой деятельности для развития познавательной активности младших школьников.
Объект исследования: познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников в условиях досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование досуговой деятельности позволит создать эффективные условия для развития познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательная активность» в младшем школьном возрасте.
1.2 Охарактеризовать особенности досуговой деятельности младших школьников.
1.3 Обозначить роль досуговой деятельности в развитии познавательной активности.
1.4 Провести практическое исследование особенностей развития познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности.
Методы исследования: в работе использован комплекс общенаучных методов построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ литературы) и практики (анкетирование, наблюдение)).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Данная работа посвящена исследованию особенностей развития познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности.
В процессе теоретического изучения данной темы было определено следующее.
Познавательная активность является важнейшей составляющей учебной деятельности, т.к. позволяет учащимся достичь более высоких результатов в учебе, за счет проявления интереса к учебным предметам и эмоционального отношения к ним.
Особенностью досуга в младшем школьном возрасте является творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое педагогами-специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.
Использование этой деятельности в развитии познавательной активности младших школьников представляет большие возможности, по углублению и закреплению получаемых ими знаний и развитию приобретенных навыков. При этом, это происходит в игровой форме, незаметно для самих младших школьников, в процессе увлеченности самим процессом действа.
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности показала эффективные результаты.
Таким образом, цель, и задачи, поставленные в начале работы могут считаться достигнутыми, а выдвинутая гипотеза доказанной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности
1.1 Сущность понятия «познавательная активность» младших школьников
По мнению Шамовой Т.И., познавательная активность, проявляется в движении самого мотива человека (особенно младшего школьника) к освоению нового, непривычного; в чувстве именно самостоятельного эвристического поиска, даже при разрешении уже известной задачи [21].
Бордовской Н.В. и Реан А.А. называются основные характеристики познавательной активности человека: яркость в сравнении со среднестатистическими показателями и неудовлетворенность стереотипностью обыденной жизни. То есть, когда человек, и особенно, младший школьник, удовлетворен своей жизнью, стремление к высокому уровню познавательной активности не подкрепляется внутренними мотивами [3, с. 115].
Согласно Пастушковой Р.А., «познавательная активность – это сомнение, постоянно поднимающее вопрос о возможности конечных причин и следствий в обозримом мире» [12, c. 75].
Однако Талызина Н.Ф. говорит, что не всякая активность человека, может характеризовать стремление к познанию. Возможно, познавательная активность связана со специфическим, и присущим далеко не каждому, интеллектуальным бесстрашием, желанием двигаться вперед, предчувствием и желанием быть, которое уже выше желания понять [18].
Познавательная активность представляет собой «деятельное состояние личности, что может быть охарактеризовано стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» [9, с. 20].
Давыдов В.В. связывает познавательную активность с качеством учебной деятельности учащегося, проявляемым в отношении к содержанию и процессу обучения, обеспечивающим эффективное овладение знаниями и умениями; мобилизацию нравственно-волевых усилий для достижения цели и получение эстетического наслаждения, при ее достижении [4].
Бабанский Ю.К. настаивает на том, что «познавательная активность связана с основным вектором взросления в школе и выступает как самостоятельность, проявляемая в ответственном, инициативном поведении, независимом от посторонних воздействий, совершаемом собственными силами» [2, с. 214].
Каждый возрастной этап обладает своими формами поведенческих проявлений познавательной активности, что требует особых условий своего формирования. Непосредственной познавательной активностью, является любознательность, как генетически ранняя форма познавательной активности, свойственная, по большому счету дошкольному возрасту, но проявляющаяся и в школьном детстве [14, с. 162].
Внешне это связано с непосредственным интересом к новому (фактам, явлениям), что выражается в задаваемых вопросах взрослым и позитивным эмоциональным переживанием от получения новой информации. В этом выражена ориентированность младших школьников на внешнюю действительность, их чувственное и преимущественно практическое отношение к окружающему миру.
Согласно Селиванова В.С. основным условием, достижения познавательной активности, выступает «насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности в ней» [17, с. 93].
Петровский А.В. связывает познавательную активность с приобретением знаний и умений, что необходимы для решения задач, стремление к интеллектуальным достижениям [14].
Такая активность хорошо заметна у учащихся и выражается в:
• стремлении к решению интеллектуальных задач;
• стремлении к получению средств, необходимых для решения указанных задач;
• потребности интеллектуального достижения;
• установке на овладение предложенным способом деятельности;
• позитивным эмоциональным переживанием, от усвоения новых знаний, приемов, способов деятельности, отработки операций, нахождения решения поставленных задач;
• интересе к новому;
• ситуационном характере познавательного интереса (получение новых сведений завершается исчерпанием интереса, появлением симптомов пресыщения).
Неверным будет сведение познавательной активности к «репродуктивно-подражательному» уровню. Когда усвоение образцов действий приобретает самоценность, ребенком часто проявляется интеллектуальная пассивность. Один из ярких признаков данного явления состоит в том, что учащийся затрудняется выделить собственную интеллектуальную задачу из осуществляемых видов деятельности. Иными словами, можно сказать, что для «него аккуратно переписать условие задачи оказывается более важным, по сравнению с ее решением» [3, c. 170].
Особое, главное содержание познавательной деятельности, именно интеллектуальная задача, чем обеспечивается овладение в сотрудничестве с взрослым образцами предметных действий, формами речевого взаимодействия и т.п., т.е. реализуется зона ближайшего развития. Поэтому проявление познавательной активности нельзя путать у младшего школьника со стремлением механически воспроизвести образец (прием, способ, содержание знания), что предлагаются взрослым [18].
Мнимая познавательная активность младшего школьника, часто выражается в выполнении требований, формальной активности на уроке и к прилежанию. Тогда как подлинная – это любознательность и стремление понять, как и почему необходимо делать правильно [17, с. 65].
С особой яркостью это прослеживается в начальной школе, когда познавательная активность, нацелена на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Что характеризуется сочетанием присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельным выбором способа и средства для ее достижения.
В качестве внешних признаков такой активности, характерных для младшего школьника можно назвать:
• интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений, которые выходят за пределы школьной программы;
• свобода и заинтересованность в оперировании знаниями и умениями связанными с интересом;
• стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
• поиск самостоятельного решения поставленных задач;
• применение собственных примеров по осваиваемой теме;
• желание делиться с окружающими усвоенными знаниями;
• относительная устойчивость интереса (проявление интереса не связывается с отдельными учебными ситуациями).
Проявления познавательной активности этого уровня наиболее характерны для учащихся 5–8-х классов.
Таким образом, познавательная активность – это цель учебной деятельности, средство ее достижения и результат. В последнем случае познавательная активность обладает рядом внешних проявлений, а именно: проявление внимания и особого интереса к учебным предметам (приобретаемым знаниям и умениям); эмоциональное отношение к этому.