Курсовая с практикой на тему Развитие познавательной активности младших школьников средствами интерактивных информационных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
2. Применение информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников 16
3. Интерактивные музеи и их роль в развитии познавательной активности учащихся 28
Заключение 54
Список использованных источников 57
Введение:
Актуальность исследования. В современном обществе от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать и творчески применять их в личной деятельности. XXI век – это эра высоких технологий, формирующая жесткие требования к уровню знаний людей. Современный мир не сможет развиваться без людей, способных принимать нестандартные решения и умеющих творчески мыслить.
Одной из проблем педагогики является проблема развития познавательной активности.
В наше время очень важно выработать у ребенка желание самостоятельно учиться. На каждой ступени развития человечества, в силу своих социокультурных особенностей, педагогическая наука предлагала различные пути решения. Нужно вызвать у современных детей естественный интерес к учебе, заставить их рассуждать, самостоятельно мыслить, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Известные педагоги-психологи Л.М. Аристова, М.А. Данилов, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и другие занимались проблемой развития познавательной активности детей.
Они считали, что для развития познавательной активности детей необходимо обогащать учебный процесс новыми и интересными формами и приемами работы.
В педагогической литературе Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, И.П. Волков уделяют большое внимание средствам развития познавательной активности через оптимизацию, интенсификацию педагогического процесса.
Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В. Ананьева, Л.И. Божович, В.А. Крутецкого, А.Л. Леонтьева, Н.П. Морозовой, Г.И. Щукиной и других. Познавательная активность рассматривается всеми не как раз и навсегда данное свойство личности, не как врожденное качество, а как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию.
Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И. Щукиной и Т.И Шамовой, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе.
В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной активности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности. Психологические аспекты познавательной активности изучались Б.Г. Ананевым, А.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном, и другими.
Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста, так как степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности. Аспектами решения данной проблемы, на основе принципов личностно — ориентированного обучения занимались такие педагоги как, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие.
Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса. Организовать познавательную активность средствами совместных проектов с учениками возможно с помощью мини-музеев.
Мини-музеи являются инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально — организованную предметно — пространственную среду. Известно, что дети в силу своих возрастных особенностей приобретают знания и опыт только в тесном контакте с предметным миром. Приобретение такого опыта станет более глубоким с помощью использования мини-музея как средства познавательной активности. К.Д. Ушинский, активно развивал идею применения наглядности в обучении, что послужило стимулом для создания школьных музеев.
Влияние мини-музеев на развитие познавательного интереса и активности исследовалось такими учеными как Щукина Г.И., Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, А.Н. Острогорский, И.И. Пальсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Илер, А.В. Бакушинский и другие.
Несмотря на то, что данной проблемой занимались многие ученые, на сегодняшней день выявлено противоречие между необходимостью в развитии познавательной активности детей младшего школьного возраста и недостаточной изученностью педагогических условий организации мини- музеев с целью эффективного решения данной задачи.
Проблема исследования: каковы педагогические условия организации мини- музеев с целью развития познавательной активности детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные информационные технологии в развитии познавательной активности младших школьников
Цель исследования: изучение роли интерактивных музеев в развитии познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
2. Выявить возможности информационных технологий для развития познавательной активности школьников.
3. Изучить роль интерактивных музеев в развитии познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, программно-методических и других учебных документов, классификация, обобщение, систематизация, изучение и обобщение передового педагогического, наблюдение, педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
Итак, наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются: — сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»); — ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии; — положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, — эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты). Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями интерпретации. Непосредственная познавательная активность, любознательность — это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для школьного возраста. Внешне она проявляется в следующем:
непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым — родителям, учителям;
позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность школьников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре». Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Сейчас компьютеризация учебного процесса рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений повышения качества образования. Этой проблеме уделяется значительное внимание как на уровне центральных органов управления образованием, так и на уровне учебных заведений. Однако масштабная компьютеризация учебного процесса в заведениях — сложная проблема, требующая длительной целенаправленной работы и постоянного внимания.
Недостаточно ввести компьютеры и программное обеспечение в учебные заведения. Необходимо, чтобы учителя прониклись идеей их использования. Укрепляя веру учителей в высококачественную продукцию, оценка средств программного обеспечения поддерживает их интерес к новым технологиям.
Сегодня музейная педагогика – это интегральная дисциплина, что формируется путем объединения музееведения, педагогики и психологии. Предметом ее изучения являются закономерности, принципы, методы работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к диалоговым процессам, происходящим в музее, главной задачей которого является участие в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником продуктивного диалога.
Основные направления деятельности музейных педагогов на современном этапе должны быть следующими:
1. Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
3. Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
4. Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией осуществлялась бы наиболее эффективно.
5. Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных инновационных методов.
Фрагмент текста работы:
1. Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
На каждой ступени развития человечества педагогическая наука предлагала различные пути решения развития данных качеств личности. Одним из таких решений является развитие познавательной активности.
Н.Ф. Виноградова считает, что познавательная активность — это изучение человеком окружающего его мира, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающей действительности и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни[13].
Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе[53].
Е.И. Щербакова характеризует познавательную активность как проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности. Стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности[46].
Т.А. Платонова, А.М. Матюшкин, А.А. Вербицкий считают, что познавательная активность это, прежде всего, внутренняя мотивация, побуждающая к деятельности[19].
Познавательная активность хорошо влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на улучшение психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую интенсивность и направленность.
Познавательная активность – неотъемлемое свойство личности, избирательно направленное на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется безотрывным стремлением к познанию, к более глубоким знаниям[19].
Познавательная активность — это один из главных мотивов обучения школьников. Её воздействие очень велико. Влияние познавательной активности оказывает плодотворное воздействие на учебную работу даже у слабых учеников. При грамотной, регулярной и целенаправленной педагогической организации учебной деятельности учащихся, познавательная активность становится устойчивой характеристикой личности ученика и оказывает благотворное влияние на его развитие[20].
Систематическое укрепление и развитие познавательной активности является базисом позитивного отношения к учению. Познавательная активность имеет поисковый характер. Под её воздействием у индивидуума постоянно генерируются вопросы, ответы на которые ему приходится постоянно и активно искать. При этом поисковая практика школьника ведется с огромным увлечением. При этом, ученик испытывает эмоциональный подъем, удовлетворение от удачного исхода. Познавательная активность оказывает позитивное влияние не только на сам ход и результат практической деятельности, но и на процесс психических функций — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность[21].
Исследованию познавательной активности учащихся посвящены труды многих ученых, среди которых Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, Н.Ф. Виноградова и другие.