Качественные и количественные методы педагогических и психологический исследований. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления 6
1.2. Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста 13
Выводы к главе 1 19
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 20
2.2. Теоретические основы формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий 25
Выводы к главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

  

Введение:

 

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности: — готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют познавательными действиями. В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает исследовательская деятельность.
Поэтому исследовательская деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: обоснование возможности использования исследовательской деятельности в познавательном развитии детей-дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики использования исследовательской деятельности в познавательном развитии детей-дошкольников.
Объект исследования: процесс познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: исследовательская деятельность будет эффективным средством познавательного развития дошкольников, если соблюдается комплекс педагогических и психологических условий ее проведения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: (поправьте в соответствии с измененным планом)
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольника;
3. Выделить методы и приемы использования возможностей исследовательской деятельности в дошкольном образовании;
4. Разработать и апробировать методы диагностики уровня познавательного развития дошкольников;
5. Экспериментально обосновать использование методики познавательного развития дошкольников средствами исследовательской деятельности;
6. Проверить результативность предложенной методики.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей познавательного развития дошкольников, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
База исследования: исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10» который находится по адресу г.Красноярск. Количество испытуемых 15 человек, это дети младшей группы (от 3 до 4 лет). Участие в исследовании приняли также педагоги и родители. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Исследование проходило в три этапа. На первом из них происходила диагностика познавательного развития детей. Второй этап включал в себя экспериментальное исследование методики использования исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников. На третьем этапе проходила итоговая диагностика и подведение итогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты познавательного процесса дошкольников. Вторая глава посвящена анализу влияния исследовательской деятельности на познавательное развитие дошкольников. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при обогащении знаний о животных на разных возрастных ступенях познавательная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие знаний о животных детей зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к формированию знаний о животных у детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Характерная черта работы со младшими дошкольниками – многоаспектность. Это вызывает определенные трудности организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Так, во время занятий со младшими дошкольниками нами были проведены исследовательские занятия, что, в свою очередь, создают условия для расширения в будущем межпредметных связей в педагогическом процессе. Нами был предложен ряд исследовательских упражнений, которые вместе с развитием знаний о животном мире закрепляют знания и умения, полученные дошкольниками на занятиях по природоведению.
Полученные данные дали нам возможность сделать следующие выводы. Высокий уровень продемонстрировали 9 человек (61% дошкольников), средний уровень – 4 человека (26% дошкольников), низкий уровень – 2 человека (13% учащихся). Для сравнения, на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень продемонстрировали 3 детей (20%), средний – 6 (40%), низкий – 6 (40 %).
Таким образом, успешность выдвинутой гипотезы о благотворном влиянии исследовательской деятельности на формирование знаний о животных у младших дошкольников была доказана качественными показателями воспитанников, которые на контрольном этапе эксперимента были значительно выше, чем на его констатирующем этапе.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления
Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность [3].
Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей. В таких нормативных документах, как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Концепция дошкольного воспитания, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос о познавательном развитии детей.
Согласно ФГОС ДО, регламентирующему образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область, что позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников [2].
Проблема формирования познавательного развития в дошкольном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Поднимаются вопросы использования различных методов по активизации познавательного интереса воспитанников, педагоги делятся опытом использования определенных средств, для развития познавательного интереса воспитанников. Также с целью организации познавательного развития ребенка педагоги предлагают различные виды детской деятельности. В целом можно отметить, что данная проблематика является актуальной для педагогов дошкольного образования [4].
Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Вместе с познавательной сферой у детей формируются и развиваются все психические процессы (память, мышление, восприятие, речь и т.д.). При этом произвольность в психической сфере формируется легче и быстрее, если ребенку интересен конечный результат его усилий и понятны приемы и средства познавательной деятельности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной потребности.
Важно уделять внимание проявлению интересов у ребенка. Проявляя активность к получению новых знаний, интересуясь животными, растениями, окружающим миром, ребенок черпает достаточно эмоций и впечатлений, которые побуждают его к получению новой информации.
В рамках нашего исследования особый интерес представляет младший дошкольный возраст, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения [5].
С трех–четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, лепке, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью.
Н. Поддьяков, анализируя когнитивную сферу ребенка, представляет ее в виде динамической модели обратных переходов от непонятного к понятному, от устойчивого к неустойчивому, в результате чего представление и понятие ребенка приобретают новое качество и достигается умственное развитие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы