Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Развитие познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.. 7

1.1 Особенности формирования
познавательной деятельности  детей
дошкольного возраста в современный период. 7

1.2 Использование художественной
литературы в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста. 19

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

2.1 Диагностика уровня
сформированности познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 26

2.2 Реализация
опытно-экспериментальной программы по формированию познавательной деятельности
детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.. 31

2.3 Анализ и итоги
опытно-экспериментальной работы.. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

ПРИЛОЖЕНИЯ   44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дошкольное детство
— главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного,
физического, интеллектуального, эмоционального и коммуникативного развития. Это
период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда
он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. В связи
с вступлением в силу 1 сентября 2013 года нового Закона «Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование стало первой ступенью общего образования,
и в этой связи отношение к дошкольному образованию как к ключевой ступени
обучения ребенка развитие существенно меняется.

Требования к поступающим в первый класс
повысились, поэтому портрет выпускника детского сада предполагает изменение
характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Согласно ФГОС
ДО, образовательное направление «Познавательное развитие» предполагает развитие
у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, формирование сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других
людях, предметах окружающего мира [6, с. 10].

В требованиях к результатам основной
образовательной программы дошкольного образования указаны целевые ориентиры на
этапе завершения дошкольного образования: ребенок старшего дошкольного возраста
должен иметь «базовые знания о себе, о себе. природный и социальный мир, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы … »[6].

Появление этих документов говорит о том, что в
настоящее время задача стимулирования интереса к школе становится проблемой
государственной важности уже на начальном этапе общего образования в Российской
Федерации.

В связи с этим решаются задачи воспитания у
старших дошкольников интереса к школе; обогащение представлений о школе и жизни
школьников, воспитание у детей стремления к новой социальной роли и позиции
ученика.

Интерес важен при осуществлении любой
человеческой деятельности. Это один из важнейших стимулов к познанию,
мировоззрению и важнейшее условие творческого отношения к работе. Интересы
формируются в процессе игры, работы, учебной деятельности и зависят от условий
жизни и воспитания человека.

Интерес к дошкольникам выражается в глубоко
эмоциональном отношении к окружающей среде, в желании познавать неизведанное, в
радости открытий, в зарождающемся любопытстве. ”

Многие ученые, преподаватели и психологи
посвятили свою работу развитию интереса к школе и получению знаний. Только на
этот вопрос можно смотреть с разных сторон. Например, учителя М. Безруких, С.П.
Ефимов, С.А.Козлова, Т.А. Куликова, Н.Я. Кушнир и др. Обратите внимание на
личность шестилетнего ребенка с точки зрения воспитания и обучения. Психологи,
такие как Э.А. Бондаренко, Р. Буре, Л. Выготский, Г. Годин, В.А. Крутецкий
обращал внимание на развитие мыслительных процессов: восприятия, мышления,
внимания, памяти.

В произведениях М. Безруких и С.П. Ефимова
обращают внимание на особенности воспитания интереса к знаниям в школе.

Одним из средств пробуждения интереса к школе
у ​​старших дошкольников может быть детская художественная литература.

В Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) также указывается на важность
решения проблемы приобщения дошкольников к художественной литературе [50]. В
частности, одной из важнейших задач, обозначенных в образовательной сфере
«Развитие речи», является — ознакомление с книжной культурой, детской
литературой; восприятие на слух различных жанров детской литературы. В
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обозначены
похожие, тесно связанные задачи, а именно — восприятие художественной
литературы, фольклора; стимуляция сопереживания персонажам произведений
искусства.

Исследованию данной проблемы посвящены
психолого-педагогические исследования (З.А. Гриценко, П.М. Гурович, А.В.
Запорожец, А.А. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А.
Флерина). По мнению М. Алексеева, знакомство с художественной литературой
обеспечивает литературное развитие дошкольников, но потенциал средств
формирования познавательного интереса к художественной литературе отсутствует.

Объект исследования — процесс развития
познавательных способностей дошкольников.

Предмет исследования — Развитие
познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста
посредством художественной литературы.

Цель исследования — обнаружить потенциал
развития познавательных способностей, используя художественную литературу.

Гипотеза исследования: Между уровнем развития
познавательных интересов и успешной учебной деятельностью посредством
художественной литературы дошкольников существует прямая связь.

Задачи исследования:

— Изучить психолого-педагогическую литературу
по проблеме развития познавательных способностей дошкольников;

-Проанализировать теоретические и практические
аспекты познавательных способностей дошкольников.

 Методологическая база исследования:

В практику и теорию работы легли научные
положения педагогов, психологов: Л. С. Выготского, А.М. Матюшкина, Г.И.
Щукиной, Ф.Я. Байкова, М.И. Бойцова, А.И. Денисова, Ананьев Б.Г по изучению
проблемы познавательных способностей и творческой активности дошкольников.

Экспериментальная база исследования –
дошкольное учебное заведение № 208 Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ —
Югра, Россия.

Практическая значимость данной работы
заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению
условий активизации познавательной деятельности детей средствами художественной
литературы.

Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, можно сделать следующие выводы:

Развитие психологических факторов успешности, внутренние
функциональные изменения в структуре познавательной сферы дошкольника, динамика
информационного веса психических функций учебной успешности дошкольников
зависит от эффективности развития их познавательных интересов.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к
обучению в школе. Он является основой всей учебно-воспитательной работы с
детьми в период их подготовки к школе. Знание способствуют возникновению, расширению
и углублению заинтересованности к действительности. Важно возбуждать
познавательную активность дошкольника, оказывается в вопросах, действиях.

-Имея сформированые познавательные интересы, ребенок успешно учиться,
у него появится интерес к учебной деятельности.

-В детском саду ребенок углубляет и расширяет свои познавательные
интересы. Он испытывает желание содержательного и досконального изучения
определенных учебных дисциплин. Такой интерес имеет устойчивый характер.

-Познавательная активность дошкольника проявляется в будущем в учебной
деятельности. Дошкольник применяет приобретенные в дошкольном возрасте знания и
активно действует, делает соответствующие выводы, способен выполнять сложные
мыслительные операции.

Важной проблемой современного ДОУ является формирование познавательной
активности воспитанника и воспитателя. Творчество воспитателей особая: она
зажигает в детском сердце огонек любознательности, вызывает удивление
окружающим миром, интерес к обучению, делает его внутреннее постоянно действующим.

В народе говорят: счастливый человек, который имеет ясный и острый ум;
вдвойне везет тому, кто еще и душу добрую, сердце чуткое. Его сущность, как
подсолнух к солнцу, всегда возвращается к человеческой боли, добра,
порядочности. И втройне благославен тот, у кого ум проницательный и сердце
человеческое.

Развитие познавательных способностей и самостоятельности дошкольников
является надежным эффективным средством осуществления развития ребенка,
полноценного усвоения всеми детьми конечных результатов.

Только непосредственное вовлечение детей в познавательный процесс,
требует применения самостоятельных усилий ума, воли, чувств, обеспечивает
приобретение каждым ребенком познавательной активности.

Особое место у детей дошкольного возраста, занимают познавательные
способности, для которых характерно собственная высокая общая мыслительная
активность, склонность к умственному напряжению необычная по степени
выраженности, умение легко оперировать логическими операциями —
систематизацией, классификацией, обобщением, творческие проявления в выполнении
различных задач, стремление успеха. Такой повышенный интерес к умственной
нагрузке, усиленная потребность в познавательной деятельности ребенка
рассматриваются большинством специалистов как общий фактор и условие развития
высокого уровня познавательных способностей. Существенным при этом является
роль и место психолого-педагогических, прежде всего, игровых условий и развития
творчески игрового потенциала ребенка дошкольного возраста.

В развитии познавательной активности основное внимание нужно уделять
обогащению и развитию сенсорного (чувственного) восприятия, речи и речи,
формированию общих развивающих умений и навыков, созданию у каждого ребенка
индивидуального опыта выполнения творческих заданий.

Сказка — это природный простор для огромного детского потенциала,
среда, где компенсируется недостаток действия в реальной жизни. Используя
ресурсы сказки педагоги смогут положительно влиять на формирование характера
ребенка. Хорошая, добрая сказка научит ребенка правильному поведению, привьет
важные для успешной жизни качества и справится с детскими страхами. Характер —
дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и
целеустремленным, то есть, настоящим человеком, способным к рефлексии.

С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать
преодолеть негативные стороны его личности, которые формируются. Сказочный жанр
развивает мышление каждого ребенка, способствует созданию интеллектуальной
атмосферы в детском коллективе.

Анализируя вышесказанное, отметим, что в результате целенаправленного
обучения, применения разнообразных методических приемов и видов работы со
сказкой, поговорками и пословицами мы непринужденно подвели дошкольников к
пониманию того, почему именно следует вести себя хорошо, с уважением относиться
к окружающим; научили их анализировать конкретную ситуацию, делать нравственные
выводы, находить оригинальные пути решения конфликтов.

В дошкольном возрасте восприятие сказки, поговорок и пословиц
становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно
притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При
этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая
реальность, которая позволяет расширить рамки обычной жизни, столкнуться со
сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной
форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Работая над развитием
познавательной активности дошкольников, формированием умения передавать
чувства, движения, действия, характерные черты героев во время создания или
драматизации сказок, мы удачно повлияли на снижение уровня тревожности,
агрессивности детей.

Итак, используя сказку, поговорки и пословицы, как средство развития
познавательной активности дошкольников, я считаю, что нужно учитывать
индивидуально-психологические особенности, то есть темп усвоения знаний,
особенности эмоций, регуляцию поведения; формировать положительное
эмоциональное отношение к любой деятельности; использовать интеграцию разных
видов детской деятельности. Работа со сказкой — не новая и не единственная
форма детской терапии и диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их
на различные симптомы дает удивительные результаты.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ
ТВОРЧЕСТВУ 1.1
Особенности формирования познавательной деятельности  детей дошкольного возраста в современный
период На современном этапе реформирования образования одна из главных задач
— создание необходимых условий для полноценного развития и самореализации
каждого гражданина России. Это возможно осуществить, раскрыв новые
педагогические технологии, которые бы предусматривали особенности психического
развития подрастающей личности с учетом ее индивидуальных особенностей.

Поэтому залогом эффективности учебной деятельности и процесса учения
дошкольников является результативность познавательной деятельности, от которой
зависит целеустремленность умственной активности, развитие интеллектуальной
рефлексии и врожденных задатков детей [11].

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется
тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются
взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия
постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком указаний взрослого;
появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в
определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение);
внутренняя позиция дошкольника в отношении других людей характеризуется
осознанием своего ―Я и своих поступков, интересом к миру взрослых, их
деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме
сюжетно-ролевой игры [23,c.90].

Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития является
сюжетно-ролевая игра деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых
людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их
действия и отношения между ними. На протяжении дошкольного возраста в психике
ребенка возникают особенно важны для ее дальнейшей жизни психологические
новообразования: начинает развиваться творческая деятельность, которая
выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать
новое.

Проявляется это в конструкционных играх и художественном творчестве;
познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой
интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних
действий; возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как
средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное
поведение; ребенком осознаются нормы и правила, они начинают управлять его
поведением, превращать ее действия в произвольные и нравственно регулируемые
поступки; возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что
является хорошим и плохим [44].

Повседневная жизнь дошкольника проходит в соответствии с нравственными
представлениями. Руководствуясь ими, ребенок выполняет моральные действия,
решает конфликты, проявляет эмоциональную направленность на окружающих. Однако
даже хорошо усвоенные моральные нормы не сразу определяют его поведение.

Сначала он выполняет их по требованию взрослого или в его присутствии
и легко нарушает других обстоятельств, не замечая этого. Отрицательно оценивая
подобное поведение, ребенок считает, что конкретная негативная оценка ее не
касается. Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной
стороны с познавательными процессами, а, с другой, с этическими
представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными
переживаниями, приобретая тем самым для ребенка особой ценности.

Открывая новые свойства предметов, находя объяснения для таинственных
и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытия,
удивление и сомнение, что становятся достоянием его опыта на всю жизнь.

Итак, проанализировав социально-психологические особенности детей
дошкольного возраста можем сделать вывод, что это период, когда идет
интенсивное развитие всех составляющих познавательной деятельности ребенка, в
частности развитие психологического и физического состояния ребенка его
социальное, нравственное и эмоционально-нравственное развитие [16,c.128].

Авторы психологического словаря определяют «дошкольный возраст» – это
период, в течение которого происходит колоссальное обогащение и упорядочение
чувственного опыта ребенка, овладение формами восприятия и мышления, бурное
развитие речи, воображения, формирование начатков произвольного внимания и
смысловой памяти. Познание ребенком внешнего мира включено в основные виды ее
деятельности, и развитие познания происходит внутри этих видов деятельности.

Исследовательница А. Авраменко предоставляет такое понятие «дошкольный
возраст – это период для формирования личности ребенка, приобретение им первого
социального опыта. В этом возрасте она овладевает общими знаниями и умениями, в
обретении психических качеств, необходимых для жизни (овладение речью,
восприятием, воображением, мышлением, ориентацией в пространстве и времени).
Все новообразования дошкольного возраста являются не суммой знаний, а определенным
уровнем познавательной активности, самостоятельности и творчества» [2].

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребенка. Я.А.
Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Же. Руссо определяли познавательную
активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского
мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и
А. В. Запорожца, привели к выводу, что у детей дошкольного возраста, с
нормальным уровнем развития начинает формироваться познавательная деятельность,
как таковая, то есть деятельность, направляемая на познание окружающей среды
[27]. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста
происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У
одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое»
направление. В других она больше связана с практической активностью ребенка.
Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных способностей
дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми
знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную
активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон
окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и
закрепления устойчивых познавательных интересов и способностей.

2. Данную линию развития познавательных способностей составляет
постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той
же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень
выраженности, содержательная направленность познания [28,c.300].

Психолог Т. Ткачук в своей книге «Радость познания» говорит о том, что
«феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения
постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку взаимодействие человека
с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.

Под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную
деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как
проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи,
которые встают перед ним в конкретных жизненных ситуациях» [20].

Психолог Н. Марусинец отмечает, что познавательная активность является
природным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется
четкими параметрами, а именно об интересах ребенка и интенсивности его
стремления познакомиться с определенным предметом или явлением свидетельствуют:
внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление,
обеспокоенность, смех и тому подобное); действия, направленные на выяснение
строения и назначения предмета (здесь особенно весят качество и разнообразие
действий, пауз); постоянное притяжение к этому объекту [31]. Дети дошкольного
возраста хорошо понимают мораль сказки, дифференцируют, где добро, а где зло, и
активно принимают сторону добра. Также Н. Марусинец в своей книге «Развитие
познавательной активности» рассказывает, что познавательное развитие детей от
трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое
позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он
их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с
которой имеет дело, строить ее описание. Она делает это с помощью сказки.
Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления.

Л.В. Артемова отмечает: «Чтобы обучение было легким и желанным, важно
предлагать такое содержание знаний, который ребенок на данном этапе развития
своей психики может воспринять наиболее оптимально — заинтересованно, с
наименьшими трудностями». Поэтому важно влияние познавательного интереса на
результативность обучения в ДОУ. Известно, что в состоянии заинтересованности
ребенок все усваивает быстро и основательно. Умственная деятельность под
влиянием интереса становится все более сосредоточенным, появляются размышления,
побуждающих определенные действия [33].

В познавательной деятельности особое значение приобретают
наглядно-образное и образное мышление, а также творческое воображение.

Передавая русским языком, для этого служит развитие восприятия,
который осуществляется по трем основным направлениям: представление детей о
предметах, явлениях и их свойства расширяются и углубляются в соответствии с
общепринятыми эталонами способы использования предметов становятся значительно
более точными и целесообразными; ознакомление с предметами приобретает
систематизированность и последовательность [5,c.214].

Таким образом, возрастает осмысленность восприятия. Развитие
восприятия и наглядно-образного мышления обеспечивает ребенку понимание
свойств, предметов и различных связей между ними.

В процессе повышения эффективности учебной деятельности дошкольников
важным является выявление в них динамики внутренне функциональной структуры
познавательной сферы и изменения в ней соотношений доминирующих факторов,
обусловливающих успешность по учебным предметам.

Познавательные интересы не являются продуктом замкнутой природы
ребенка, они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их
развитие имеют люди, которые их окружают [38.c.275]. Познавательный интерес дошкольников –
выразительная интеллектуальная направленность на поиск нового в предметах,
явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже познать их особенности,
почти всегда осознанное отношение к предметам, явлениям, событиям. Этот интерес всегда
эмоционально окрашенным (удивление, восхищение, радость от поиска, переживания
успеха, разочарование от неудачи), проявляется в волевых действиях, в познании
новых сторон окружающей действительности.

Интерес ребенка к различным видам деятельности (речь, рисование,
занятия музыкой, лепка и т.д.) обусловлен не только доступностью и
привлекательностью этих занятий, но и возрастными особенностями детей.

Интерес дошкольников с возрастом растет. Этот рост зависит не только
от возраста детей, но и от содержания и методов обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы