Курсовая с практикой на тему Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в разных видах творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Формирование познавательного интереса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста 10
1.3. Условия формирования и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Организация и планирование исследования 25
2.2. Экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательного интереса старших дошкольников 31
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Введение:
На сегодня значительно возросли требования к становлению творческой, активной личности, способной к выполнению сложной познавательной деятельности, к охвату широкого круга вопросов, к поиску альтернативных путей решения проблемы. Основу таких возможностей человека определяет динамика ее сферы познания, сформированность познавательных интересов. В нормативных документах, в частности ФГОС ДОО познавательное развитие личности определено как приоритетное.
В этом контексте старший дошкольный возраст рассматривается как начальный этап становления личности. Здесь формируются основы интеллектуальной сферы, закладывается основа направленности ребенка 5-7-ми лет на познание, появляется любознательность, интерес к отдельным сферам окружающего мира, возникает и развивается познавательный интерес.
Проблема развития познавательного интереса во время учебно-воспитательной деятельности дошкольников не является новой, ею занимались Л.К. Антипова, Н.М. Бибик, В.Б. Бондаревский, В.А. Камышная, В.А. Кульчицкая, Л.В. Лохвицкая, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие.
Рассматривая учебно-воспитательный процесс в ДОУ, в соответствии с возрастной периодизацией, большой интерес, по нашему мнению, следует уделять детям старшего дошкольного возраста. Ведь именно в этот период происходит целый ряд переломных моментов, которые определяют дальнейшее развитие ребенка и его предпочтения. Развитие познавательного интереса в этом возрасте является наиболее благоприятным и ключевым для успешного развития личности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно рассматриваются теоретические и практические проблемы целенаправленного формирования познавательных интересов как основы самопознания и саморазвития старших дошкольников.
Цель – выявить особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности использования различных видов творческой деятельности в процессе формирования познавательного интереса старших дошкольников.
Задачи исследования:
изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
рассмотреть особенности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
выявить пути и особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
предложить диагностику и методику развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа. Анализ литературных источников по проблеме активизации познавательного интереса дошкольников показал, что учеными исследовались: психологические аспекты познавательного интереса (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, И.П. Подласый, А.А. Реан); пути развития познавательного интереса у (В.Ф. Паламарчук, Г.И. Щукина, М.И. Алексеева и др.); связь познавательного интереса и творческих видов деятельности (Л.П. Аристова, Н.Г. Морозова, В.О. Онищук, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) и т.д.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение, эмпирические – обработка данных, анализ документов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы – 41 стр. Список использованной литературы составляет 33 позиции.
Заключение:
Результаты проведенного исследования позволили сделать обобщающие выводы.
1. Анализ философских, психологических и педагогических аспектов исследуемой проблемы позволил установить, что познавательный интерес ребенка дошкольного возраста формируется и развивается на базе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире и характеризуется имеющейся познавательной ориентацией ребенка, инициативой, интересом, самостоятельностью и оригинальностью дошкольника.
2. Установлено, что различные виды творческой деятельности предусматривают наличие противоречий и затруднений, которые в свою очередь усиливают познавательные интересы, вызывают исследовательские познавательные действия, самостоятельный вариативный поиск способов достижения результата, стимулируют открытие нового, оживляя познавательные процессы, усиливая познавательные интересы, познавательную активность.
3. Как показывает анализ научно-педагогической и психологической литературы и собственный опыт работы развитие познавательного интереса в различных видах творческой деятельности детей дошкольного возраста возможен при следующих условиях: обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия; педагогическое стимулирование познавательного интереса в процессе творческой деятельности, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды; поэтапность включения дошкольников в творческую деятельность (интерпретация, импровизация) введения элементов интеграции искусств в учебно-воспитательный процесс; соблюдение принципов системности и вариативности; применение разработанных форм, методов и средств обучения; соблюдение технологии проведения занятия.
4. В курсовой работе были определены условия организации учебно-педагогического процесса, которые обеспечивают формирование и развитие познавательного интереса старших дошкольников в различных видах творческой деятельности, апробированные организация, методы и приемы педагогического стимулирования учебной деятельности на занятиях в ДОУ.
4. На базе МБ ДОУ Детский сад №7 была организована опытно-экспериментальная работа для повышения познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в различных видах творческой деятельности.
На констатирующем этапе были подобраны и апробированы методики выявления познавательного интереса у дошкольников: «Таинственный лист», «Дерево желаний» (В. Юркевич). В ходе диагностики было установлено, что 20% детей имеют низкий уровень развития познавательного интереса, 68% средний уровень, и только 12% исследуемых имеют высокий уровень развития познавательного интереса.
На формирующем этапе была предложена методика развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в различных видах творческой деятельности, которая включает: игры с творческими заданиями, занятия с ориентировкой в пространстве, игры с ориентировкой во времени, игры с геометрическими фигурами, конструктивные игры, музыкальные занятия, исследовательская деятельность в природе.
Теоретические положения и экспериментальные результаты исследования не исчерпывают проблему развития познавательного интереса у старших дошкольников во всей ее сложности и многомерности. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении проблемы познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование познавательного интереса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Проблема формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса – одна из сложных проблем психологии и педагогики, и одна из важнейших задач современного образования. Главным источником возникновения интереса является переживание радости от сделанного задания, чувство уверенности в своих силах, в творческих способностях. Поэтому в психолого-педагогической литературе должны быть осуществлены серьезные разработки по выявлению сущности познавательного интереса и основных факторов, которые его обусловливают.
Понятие «интерес» в педагогике и психологии трактуют как форму проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентации, ознакомлению с новыми фактами в более полном и глубоком отражении действительности. Удовлетворение интереса не влечет к его угасанию, наоборот – вызывает новые увлечения, которые соответствуют более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонности как проявление потребности в осуществлении деятельности, которая вызывает интерес [1, c. 2].
В основе современных исследований познавательного интереса лежат труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, В.Н. Мясищев, Л.В. Занкова, Д.Н. Узнадзе, Г.С. Щукиной и других известных психологов.
Сущность понятия «интерес», его возрастные характеристики и различные аспекты формирования познавательных интересов у детей раскрывают работы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С.Ф. Русовой, К.Д. Ушинского, С.А. Ананьева, П.П. Блонского, В.В. Зенковецкого, Т.Г. Лубенца, А.П. Нечаева и др.
Познавательные интересы являются разновидностью интересов, которые активно изучаются психологами. Интерес принадлежит к движущим силам человеческого поведения. Во многих психологических исследованиях он рассматривается как своеобразный показатель стремлений личности, ее активного отношения к жизни.
В отечественной психологии понятие «познавательный интерес» прочно связан с понятиями «познавательная потребность» человека и «познавательная деятельность». Известно, что устойчивые учебные мотивы формируются у школьников именно на основе познавательной потребности и познавательных интересов [15, c. 211]
Несмотря на достаточную изученность проблемы познавательного интереса, однозначного подхода к его определению в психолого-педагогической науке не существует, что говорит, как о его чрезвычайной важности, так и о трудности понимания.
Подчеркиваем и то, что категория «интерес» исследовалась различными науками: педагогикой, экономикой, философией, социологией, психологией, юриспруденцией и др. Учитывая сложность и многоаспектность категории «интерес», наличие в каждой науке соответственно различных методов изучения, восприятие понятия под своим углом зрения, свидетельствует о том, что сформулировать исчерпывающее понятие фактически невозможно.
Одним из первых, кто обратил внимание на важность в обучении и роль интереса как положительного фактора, который влияет на него, был Я.А. Коменский. Он считал, что обучение должно быть понятным и доступным для ребенка. Методы и приемы обучения должны приносить детям радость и успех, чтобы у учащихся появлялось желание и стремление к обучению [8, c.126].
Л.А. Иванова в своей работе определяет «интерес» как мощный возбудитель активности личности, под влиянием которого психические процессы протекают очень интенсивно и напряженно, а деятельность становится продуктивной и увлекательной [7, c. 16].
Г.И. Щукина [31, с. 47] считает, что ведущим звеном общего феномена «интерес» является познавательный интерес. Он является активным мотивированным эмоциональным отношением субъекта к предмету познания, которое систематически учитываться и развиваться в процессе обучения, поскольку непосредственно влияет на формирование и развитие личностной направленности ребенка. Он выступает:
как цель воспитания;
как средство формирования личности;
как условие эффективного образовательного процесса;
как мотивация обучения;
как элемент структуры личности.
Познавательный интерес как цель воспитания помогает привлечению к духовным ценностям общества. Он составляет основу творческих способностей личности и способствует овладению, присвоению, а также созданию новых духовных ценностей.
Итак, познавательный интерес – важный компонент всестороннего развития личности, в котором оказываются ценностные ориентации. Невозможно рассматривать задачу образования и воспитания вне связи с развитием познавательного интереса, который способствуют более эффективному овладению знаниями.
А.И. Вишневский рассматривает познавательный интерес как мотив учения и эффективное средство, которое побуждает к самообразованию, а также настойчивому и непрерывному получению новых знаний [6, c. 366].
Ряд ученых [4, 12, 14, 15] под понятие «познавательный интерес» считают потребность, которая стала свойством личности человека. Она побуждает его к деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желаемое эмоциональное насыщение.
По мнению В.А. Сухомлинского, любознательность – это характерная особенность познавательного интереса. Она становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в формировании личности [27, с. 79].
М.А. Данилов доказал, что познавательный интерес и его становление – это показатель общего личностного развития ребенка [5, с. 132].
Е.Н. Плетнева под понятием «познавательный интерес» понимает избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [22, с. 60].
В.А. Машарова считает, что предметом познавательного интереса является отличительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологического и социального ориентирования в действительности, но и в стремлении проникнуть в его многообразие, сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия и т.п. [16, с. 57].