Курсовая с практикой на тему Развитие понятия о конфликте в процессе изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» В 10 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития проблемной ситуации старших школьников в процессе учебной деятельности на уроках литературы 5
1.2 Качества речи и художественное, образное определение в произведениях И.С. Тургенева7
1.3. «Дворянское гнездо» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 11
Глава II. Исследование динамики усвоения материала у старших школьников в процессе учебной деятельности 22
2.1. Констатирующий этап 22
2.2 Анализ результата педагогического эксперимента 23
Заключение 30
Результаты данного исследования показывают, что старшие школьники имеют представления о конфликте в процессе изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». 32
Список литературы 34
Введение:
Актуальность исследования. В наши дни речь детей все меньше отличается глубиной содержания, чаще всего, она скудна по набору используемых приёмов и средств.
Взаимовлияние Теоретические вопросы развития образной речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков: это К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.
Развитие образной речи это важный момент в жизни ребёнка, наряду с развитием обычной речи. Образная речь является составной частью связной речи. Благодаря образной речи, дети способны лучше выражать свои мысли и эмоции, глубже осмысливать художественные формы произведения. Её развитие является необходимым условием формирования эстетических представлений и эстетического вкуса при ознакомлении как с литературными произведениями, фольклором, так и при изучении жанров изобразительного искусства. Поэтому участие педагога в этом важном процессе оправдано и необходимо. В связи с этим, наша тема является актуальной.
Противоречие исследования: недостаточное использование технологии изучения жанров классики в процессе учебной деятельности.
Проблема исследования: влияет ли изучение различных жанров классической литературы на развитие образной речи у старших школьников?
Цель исследования: Развитие понятия о конфликте в процессе изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» В 10 классе.
Предложить методы по улучшению изучения учебной программы по литературе в 10-м классе.
Объект исследования: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Предмет исследования: способы развития интереса старших школьников при изучении романа «Отцы и дети».
Гипотеза исследования: использование различных методик преподавания на уроках литературы в 10 классе общеобразовательной школы, ознакомление с разными жанрами способствует более активному развитию речи, мышлению у обучающихся старшей школы.
Задачи исследования:
-проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
-изучить подходы к использованию классических жанров литературы.
-обобщить различные приёмы преподавания в изучении литературы в старших классах;
-проследить динамику изменения уровня интеллектуального развития старших школьников в процессе экспериментальной работы.
Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в подготовке к урокам литературы
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической литературы;
— диагностика;
— качественный и количественный анализ полученных результатов.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития образной речи младших школьников. Вторая часть посвящена диагностике понимания проблемы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и включает в себя контрольную диагностику развития образного мышления старших школьников экспериментального класса. В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.
Заключение:
Проблема обучения и изучения литературы у старших школьников является в наши дни все более актуальной. Несмотря на довольно большое внимание к речевому развитию обучающихся, наблюдаемое в последнее время, проблемы развития речевой деятельности являются решенными не до конца.
Так большая часть школьников владеет недостаточно развитой образной и логической речью. Поэтому именно в школе более актуальна работа учителя, направленная на изучение литературы и развитие речи.
Развитие речи — педагогический процесс, цель которого формирование у старших школьников навыков теоретического и практического владения литературным национальным языком.
В процессе обучения ребенком в школе происходят значительные изменения в психическом и психологическом развитии подростка: качественно трансформируется познавательная сфера, формируется личность, возникают сложные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Обучение в школе является главной деятельностью в подростковом школьном возрасте. Данная деятельность устанавливает важнейшие изменения, которые происходят в развитии психики обучающихся на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности обладает отличительной особенностью, которая заключается в том, что основная часть обучения состоит из научных понятий, законов науки, общих способов решения практических задач.
Основной целью и главным результатом учебной деятельности является усвоение научных знаний, умений и навыков старших школьниками. Учащиеся под руководством учителя начинают пользоваться научными понятиями, а также младшие школьники усваивают основные способы выделения свойств понятий или решения какого либо класса конкретных, практических задач.
Речь человека является основой любой умственной деятельности, является главным инструментом коммуникации. Умения сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются и усваиваются младшими школьниками с помощью речи. Процесс овладения данными навыками и умениями, проявляется также в речевой деятельности. Одним из основных показателей умственного развития обучающегося является логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь. Проблема усвоения младшими школьниками в период обучения в начальной школе навыков владения образной речью является важной задачей не только для учителя, но и для родителей. В настоящее время созданы учебные пособия, которые направлены на решение этой трудности в обучении.
В своей работе мы решали вопросы, связанные с затруднениями, с которыми сталкиваются учащиеся в старших классах при аналитической деятельности, направленной на развитие мышления. Данный вид работы приобретает огромную значимость во время обучения в школе. Также это отражается на навыках устной и письменной речи обучающихся, именно поэтому при целенаправленном изучении языка в школе появляются существенные изменения в речевой деятельности старших школьников.
Мы провели экспериментальное исследование особенностей формирования образности, анализа проблемы в произведении.
Целью данного исследования стала разработка и проведение системы занятий по развитию понятия о конфликте в процессе изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» В 10 классе у старших школьников с использованием различных типов и жанров в литературе.
Базой нашего исследования был 10 «А» класс. Глазов, всего 26 учеников. Мы предположили, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению старших школьников образности речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по изучению романа «Отцы и дети»
На этапе первичного исследования мы провели уроки, направленные на написание сочинения ….в соответствии с требованиями ФГОС. На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что у 58% результат среднего уровня развитости понимания произведении.
Результаты данного исследования показывают, что старшие школьники имеют представления о конфликте в процессе изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Далее, нами был разработан и проведён комплекс уроков, включающий в себя занимательные упражнения и коррекционный и исследовательский материал.
Нами были разработаны 6 занятий:
● 1 урок — И.С. Тургенев-биография и периодизация ,
● 3 урока
♦ Знакомство с главными героями романа;
♦ Художественные литературные средства в романе «Отцы и дети»;
♦ Сочинение на тему — Главный конфликт в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
● 1 урок — Занимательного русского языка, связь русского языка и литературы по средствам изучения романа «Отцы и дети»;
● 1 урок — Индивидуальная работа проведена с теми школьниками, у кого возникли трудности в изучении нового материала.
Работа со старшими школьниками осуществлялась как на уроках, так и при работе учеников с домашним заданием.
По результатам проведенного контрольного эксперимента можно сказать, что:
● у 88% результат высокого уровня понимания проблематики произведения,
● у 12% результат среднего уровня развитости,
● 0% результат низкого уровня развитости,
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, проведя формирующий этап в опытно – экспериментальной работе, результаты в экспериментальном классе стали значительно выше.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы развития проблемной ситуации старших школьников в процессе учебной деятельности на уроках литературы
1.1. Биография И.С. Тургенева и краткая периодизация произведений
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Среди его самых знаменитых произведений — «Муму» и «Отцы и дети».
Родился Иван Сергеевич в Орле в семье кавалерийского офицера. Мать писателя — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
Детство писателя прошло в родительском имении Спасское-Лутовиново, близ города Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, где мальчик продолжил своё образование сначала в частных пансионатах, а затем под руководством опытных московских педагогов. К четырнадцати годам Тургенев свободно говорил на трёх иностранных языках и познакомился с лучшими произведениями европейской и русской литературы.
В 1833 году он поступил в Московский университет, в 1834 году окончил словесное отделение философского факультета. Весной в 1838 году уехал за границу., где в Берлинском университете изучал философию и слушал лекции по классической философии.
Еще в студенческие годы Тургенев начал писать. В 1840-е годы он был уже автором стихотворений, поэм, пьес. Однако широкая известность пришла к Тургеневу в 1852 году после выхода «Записок охотника», положили начало «целой литературе», объектом которой был народ и нужды.
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева – известного русского писателя – крайне разнообразно и имеет под собою определённый жизненный этап писателя. Постараемся рассмотреть некоторые этапы судьбы Тургенева, которые повлияли на его творчество.
Первый этап – 1836-1847 года – представляет собой начало литературной деятельности Ивана Сергеевича Тургенева, а точнее его первые попытке в работе с разными жанрами. Будучи вдохновлённым философией гегельянства, писатель пишет поэму “Параша”. Помимо этого, в это время выходят и такие произведения, как “Андрей”, “Помещик”, “Неосторожность”, “Безденежье”, “Три портрета” и “Муму”, которые определяют дальнейший вектор творческого развития Ивана Сергеевича Тургенева.
Второй этап, который относится к 1848-1861 году, принято считать самым плодотворным и успешным в творчестве писателя: получив известность и славу за сборник рассказов “Записки охотника”, Тургенев всё больше проникается темой русского крестьянства, а потому пишет следующие произведения: “Рудь”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”, “Ася”, “Фауст”.
Для третьего периода (1862-1883) творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева характерен переход к серьёзным и глубоко философским тема. В это время выходит крайне актуальный и сегодня роман “Отцы и дети”. Также третий период отражают и произведения “Дым”, “Новь”, “Пунин и Бабурин”, “Степной король Лир”, “Бригадир”, “Призраки”, “После смерти” и “История лейтенанта Ергунова”.
Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес и др.) причислили его к первым писателям века. Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его обычных подагрических болей. Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны.