Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая мастерство и педагогическая техника учителя начальных классов

Курсовая с практикой на тему Развитие педагогического мастерства учителя начальных классов в инновационной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………… 7
1.1 Содержание и структура педагогического мастерства учителя начальной школы 7
1.2 Инновационная деятельность учителя начальных классов как условие профессионального роста и повышения педагогического мастерства 11
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДИАГНОСТИКИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС………………. 16
2.1 Диагностика стиля педагогического руководства в начальной школе 16
2.2 Рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в коммуникативной сфере 20
Выводы по главе 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….. 46

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением внимания к проблеме повышения качества оценки профессиональных компетенций и педагогического мастерства учителей. Способы решения данной проблемы предъявляют новые требования к профессиональным компетенциям и мастерству педагога в свете требований ФГОС.
Развитие педагогического мастерства идет по двум основным взаимосвязанным направлениям: развитие педагогического мастерства, управляемое извне (администрация, курсы повышения квалификации) и рост мастерства, управляемый изнутри (самообразование, саморазвитие, изучение передового педагогического опыта).
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который предусматривает инициирование и создание работодателями и профсоюзами центров оценки квалификаций – структур, позволяющих осуществлять деятельность по оценке соответствия требований профессиональных стандартов квалификации работников.
Создание национальной системы квалификаций в РФ предполагает также и дальнейшую модернизацию системы образования. Требования к уровню начального общего образования диктуют необходимость поиска иных подходов обучения младших школьников, внедрения инноваций в школьную практику для достижения качественно новых результатов учебной деятельности младших школьников. Поэтому актуальным представляется поиск эффективных механизмов реализации инновационных педагогических идей в школьной практике. Данную проблему необходимо рассматривать в ракурсе технологизации инновационного процесса – обеспечения его управляемости и результативности, совершенствования педагогического мастерства.
Степень разработанности проблемы. Исследованием и изучением оценки профессиональных компетенций и педагогического мастерства занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые: С. Адам, Н. М. Аксенова, Е. Л. Кон, В. И. Фрейман, А. А. Южаков, М. Коулз, Е.В. Михалкина, А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, Л. С. Скачкова, С. В. Бутова, О. В. Несоленая, В.А. Толочек, В. И. Фрейман и др. Модели внедрения инновационных педагогических идей в школьную практику были разработаны такими учеными-исследователями, как В. Безпалько, И. Волков, В. Загвязинский, В. Ясвин и др.
В результате анализа источников по анализируемой проблемы было выявлено, что в настоящее время высокая культура общения, коммуникативная компетентность педагога, пересмотр привычных методов обучения с позиции ценности личности являются показателями педагогического мастерства современного учителя. Анализ научной и публицистической литературы по исследуемой проблеме позволяет утверждать, что присущий некоторым учителям авторитарный стиль, отсутствие личностно-ориентированного подхода к детям зачастую приводят к отсутствию творческого подхода у организации процесса обучения, реализации инновационной деятельности.
Объектом исследования является профессиональное мастерство учителя.
Предмет исследования – проблемы развития профессионального мастерства учителя начальных классов в инновационной деятельности.
Целью курсовой работы является анализ актуальных проблем и условий развития профессионального мастерства начальных классов в условиях инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: важнейшей составляющей педагогического мастерства учителя начальной школы является коммуникативная компетентность, развитие которой во многом определяет готовность педагога к ведению инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать сущность, структуру и содержание педагогического мастерства учителя; выявить специфику современного стиля педагогического общения в свете требований ФГОС как важнейшего условия формирования педагогического мастерства учителя;
 раскрыть основные направления и сущность инновационной деятельности в начальной школе;
 провести диагностику стилей педагогического общения на примере учителей начальной школы;
 на основе анализа полученных результатов разработать рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в коммуникативной сфере в свете требований ФГОС и формированию педагогической культуры учителей.
Нормативно-правовой основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральные законы, локальные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования, внедрения профессиональных стандартов, создания национальной модели квалификаций.
Методологической основой исследования явились концепции системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к процессу формирования личности (А.Н. Леонтьев, В.А. Сластёнин, Д.Б. Эльконин и др.), основные концептуальные положения теорий об инновациях в образовании; работы психологов, дидактов, посвященные проблеме формирования и условий реализации инновационной деятельности в начальной школе.
В процессе исследования использовались следующие методы:
 теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития педагогического мастерства учителей начальных классов в инновационной деятельности; обобщение, индукция, дедукция, сравнительный анализмоделирование;
 эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта; методы количественного (шкалирование, ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Базой исследования является МБОУ г. Омска «Лицей №64». В эксперименте принимали участие 7 учителей начальных классов.
Этапы исследования:
 аналитический (октябрь 2018 г.) – подбор литературы по теме исследования, анализ источников, разрабатывалась программа экспериментального исследования, осуществлялся подбор методов;
 эмпирический (ноябрь 2018) – изучение особенностей стиля педагогического руководства учителей начальных классов, а также последующая обработка и анализ результатов;
 обобщающий (декабрь 2018 г.) – подведение итогов опытно-эмпирического исследования, выводы, рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности учителя начальной школы, а также конструктивных стилей педагогического общения, что способствует повышению уровня готовности к ведению инновационной деятельности.
Структура работы. В соответствии с поставленными целью и задачами, выдвинутой гипотезой исследования курсовая работа структурно представлена следующими основными разделами: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате проведенного исследования были реализованы цель и задачи, сформулированы следующие выводы.
Раскрыто значение педагогического мастерства и профессиональной компетенции в инновационных процессах в современной школе, содержание и структура этих понятий; показано, какое значение в формировании готовности к инновациям имеет профессиональная компетентность и прежде всего коммуникативная ее составляющая.
Рассмотрев понятие педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагога, основные подходы к его определению в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, была выявлена специфика профессиональной компетентности и педагогической культуры учителя, самым тесным образом связанная с его позицией по отношению к ребенку, образовательной технологией, выбором релевантных модульно-компетентностному подходу, лежащему в основе ФГОС, способу организации процесса повышения квалификации и формирования профессиональной компетентности учителей начальной школы.
Педагогическое мастерство учителя рассматривается как системная характеристика личности и деятельности учителя, представляющая интегральное единство следующих взаимосвязанных компонентов: потребностно-мотивационного, духовно-нравственного, интеллектуального и деятельностно-практического.
С позиций личностно-деятельностного и гуманистического подходов определено содержание педагогического мастерства учителя на современном этапе развития общества и школы, её реформирования.
В результате теоретического анализа был сделан вывод, что педагогическое общение трактуется как процесс организации и развития коммуникации и взаимодействия между педагогами и обучающимися, инициированный целями и содержанием их совместной деятельности, как форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагогов и обучающихся, как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Целью экспериментального исследования было определение конструктивных и неконструктивных стилей педагогического общения педагогов и разработка рекомендаций по оптимизации неконструктивных стилей педагогического общения с целью повышения готовности реализации инновационной деятельности.
Анализ содержания выделенных в результате проведенного исследования стилей педагогического общения показал, что наличие данных линий в развитии педагогического общения, идет по пути противопоставления как личностных, профессиональных установок педагога по отношению к целям, методам обучения и воспитания обучающихся, так и по линии роли педагога в образовательном пространстве, его инновационной деятельностью и уровнем педагогического мастерства. В результате проведенного исследования было выявлено, что 42,8% учителей предпочитают доверительно-диалогический стиль общения с обучающимися начальной школы, по 14 % опрошенных – альтруистический, авторитарно-монологический, пассивно-индифферентный и конформный.
Наблюдение показало, что использование в учебном процессе доверительно-диалогического стиля общения способствовало созданию благоприятного психологического климата в классе, повышению профессиональной компетентности учителей начальной школы, их готовность и желание активно работать в инновационном режиме. Более того, именно такой стиль общения педагога и обучающихся в полной мере отвечает новой парадигме образования, целевыми ориентирами которой выступает выпускник школы, готовый и способных работать в инновационных условиях.
Таким образом, стиль педагогического общения, основанный на диалоге, логически вытекает из новой парадигмы образования.
Анализ исследуемого феномена показал, что профессиональная культура, выполняя функцию преломления сущностных сил в конкретной области профессиональной деятельности, их самореализации, наиболее полно и точно характеризует состояние профессиональной деятельности в ее динамическом развитии. Кроме того, профессиональное мастерство и педагогическая культура являются одними важнейшими показателями успешности профессиональной деятельности педагога.
Значимость педагогического мастерства в том, что она необходима педагогу для того, чтобы добиваться качественных результатов в профессиональной деятельности, планировать стратегию своих действий и прогнозировать результаты используемых средств, технологий и методов, успешно реализовывать их на практике.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза нашла подтверждение.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Содержание и структура педагогического мастерства учителя начальной школы

Педагог – это такая профессия, в которой из поколения в поколение реализуется передача педагогического, социального, культурного опыта. Ядром ее является взаимодействие учителя и его учеников.
Педагогическое мастерство складывается из нескольких составляющих, при отсутствии какой-либо из них его нельзя будет назвать мастером своего дела
Во-первых, педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области своей деятельности. Во-вторых, нужно обладать педагогической техникой, совокупностью эффективных способов, умений и приемов учебно-воспитательной работы. В частности, сюда можно отнести педагогические способности, умение управлять другими и самим собой, умение сотрудничать и налаживать контакт. Еще одной составляющей педагогического мастерства является гуманистическая характеристика, личностные качества преподавателя. Гуманистическая стратегия педагога – это достижение главной цели его деятельности, направленной на помощь в развитии полноценной, образованной, грамотной личности [25].
Компонентный анализ структуры личности учителя показывает, что в ее структуре можно выделить три главных элемента: профессионально-педагогический, общественно-политический и духовно-нравственный. При этом духовно-нравственная культура рассматривается как культурный потенциал учителя, который и создает возможность для выполнения им культурообразующей функции, профессионально-педагогический – как инновационный потенциал, базис профессионального мастерства учителя, его фундамент и основа [32].
В целом в психолого-педагогической литературе не вызывает дискуссий само содержание понятия педагогическое мастерство, которое предстает как сложное, системное, динамическое образование, отражающее определенный уровень развития педагога [6]; способы организации его жизни и деятельности на данном уровне [35]; разнообразную деятельность, направленную на освоение педагогического опыта в самых различных его формах [24].
Основным условием формирования педагогического мастерства учителя является не только формирование у него потребности в нем, но и умение творчески переосмыслить педагогические ценности и на новом культуротворческом и рефлексивном, профессионально-педагогическом уровне воспроизвести их [38].
В рамках новой образовательной парадигмы, обозначенной внедрением в образовательное пространство страны ФГОСов, пред педагогом поставлена задача обучать учащегося не сумме знаний, а способам мышления, умению самостоятельно искать новые способы решения задач, свободно осуществлять деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях.
В основу разработки новых государственных стандартов образования которых был положен системно-деятельностный подход, основанный на системе универсальных учебных действий и соответствующей новым целям обновленной системе обучения.
В центре обучения в рамках новой образовательной парадигмы – уже не только и не столько собственно передача знаний и накопленного опыта, а прежде всего развитие учащегося, помощь в личностном росте и самореализации. Сам педагогический процесс должен был строиться в виде диалога, где не существует однозначной истины, т.к. мир многообразен. Учитель и ученик выступают в виде субъектов сотрудничества, совместного творчества. Общение – это важнейший профессиональный инструмент деятельности педагога.
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры [24].
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности (Е.А. Лобанова), которые проиллюстрированы на рис. 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы