Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая и экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Развитие памяти в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти детей
дошкольного возраста  5

1.1. Психологические характеристики памяти. 5

1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста. 5

1.3. Характеристика памяти в дошкольном возрасте. 11

Глава 2. Практические аспекты развития памяти детей
дошкольного возраста  18

2.1 Диагностика развития памяти детей дошкольного возраста. 18

2.2. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольников. 26

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.

Дошкольный возраст — время бурного развития высших
психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения,
меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие
памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является
первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Проблема исследования.
Определение возможностей развития памяти дошкольника и применение адекватных психолого-педагогических
методов для развития памяти.

 Проблемой развития памяти у дошкольников в детской
психологии занимались такие исследователи, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев В.С.
Мухина и другие.

 Цель исследования. Изучить особенности развития
процессов памяти у дошкольников.

Объект
исследования: психологические характеристики памяти.

 Предмет исследования: развитие памяти у
дошкольников.

 Исследовательская гипотеза. У
большинства дошкольников память развита не достаточно. Для того чтобы развивать память
дошкольников, необходимо: развивать непроизвольную память, накапливать материал
для последующего случайного воспроизведения, побуждать ребенка к игре, уделять
особое внимание развитию логической памяти.

Исходя из цели
исследования, мы определили следующие задачи:

 — изучить и проанализировать литературу по развитию
детей дошкольного возраста;

 — выявить особенности развития памяти у детей дошкольного
возраста;

 — провести исследование для определения уровня
развития памяти у дошкольников;


предложить рекомендации по развитию памяти дошкольников.

 Методологическая основа исследования.

 В этой работе мы опирались на работы по изучению
дошкольного возраста таких ученых, как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

 Теоретическая значимость исследования.

 Он заключается в обобщении теоретических концепций
для выявления особенностей развития дошкольников.

 Практическая значимость исследования.

 Мы провели эмпирическое исследование для определения
особенностей памяти у дошкольников.

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.

Во введении обозначена актуальность исследования,
проблема, цель исследования, определены задачи, объект и предмет, а также методологическая
основа, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе рассмотрены характеристики
памяти дошкольника, рассмотрены особенности развития памяти, развитие
и перестройка памяти, которые связаны с изменениями, происходящими в различных
сферах психологической жизни ребенка, а главное-с познавательными процессами —
восприятием и мышлением, а также восприятие.

Изучено развитие
произвольной памяти дошкольников.

Во второй главе исследования рассмотрено
эмпирическое исследование по проблеме работы. Приведена характеристика исследования,
методики исследования. Проанализированы результаты исследования.

В заключении сделаны общие выводы по исследуемой
проблеме и итогам эмпирического исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в ходе нашего исследования были решены следующие задачи:

1. Изучены
особенности развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте
восприятие мира ребенком качественно отличается от восприятия взрослого.
Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы
так, как они воспринимаются непосредственно, он не видит вещей в своих
внутренних отношениях. На этапе дошкольного детства развитие образных форм
познания окружающего мира восприятия, образного мышления и воображения имеет
особое значение. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают
косвенный, символический характер, становятся высшими психическими функциями.

2.
Охарактеризованы процессы памяти в дошкольном возрасте. В
дошкольном возрасте основными видами памяти являются образные. Его развитие и
перестройка связаны с изменениями, происходящими в различных сферах
психологической жизни ребенка, а главное-с познавательными процессами —
восприятием и мышлением. Восприятие, хотя оно и становится более сознательным и
целенаправленным, все же глобально. Поэтому ребенок в основном выделяет
наиболее заметные черты предмета, не замечая других, обычно более важных.

3. Провели диагностику развития памяти дошкольников. Исходя из результатов всех методик,
можно отметить, что большинство детей дошкольного возраста имеют средний
уровень развития памяти.

4. Предложили
рекомендации по развитию памяти дошкольников. Для того чтобы развивать память
дошкольников, необходимо: развивать непроизвольную память; побуждать ребенка к
игре сначала при выполнении практических заданий и игр, а затем в ходе учебной
деятельности; ставить перед детьми мнемические задачи; уделять особое внимание
развитию логической памяти.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти детей дошкольного
возраста

1.1. Психологические
характеристики памяти

Память играет
важную роль в жизни и профессиональной деятельности человека. Она лежит в
основе любого психологического явления и обеспечивает единство и целостность
личности. Память называют цементом личности. При повреждении памяти нарушается
психическое здоровье человека, нарушается и разрушается личность как целостная
система.

Память — это форма
духовного отражения, включающая фиксацию, сохранение, а затем воспроизведение в
сознании прошлого опыта человека, осознание его отдельных элементов.

Память
характеризуется тремя основными процессами: память (ввод информации в память),
сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация хранения влияет на
сохранность. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Память-это
основной процесс. Он во многом определяет, как информация хранится в памяти и
как она используется. В процесс запоминания вовлечены многие нервные центры и
связи. В процессе, чем больше они затронуты и вовлечены, тем более надежной
будет память. Существует различие между намеренными (произвольными) и
непреднамеренными (непроизвольными) воспоминаниями. Первая особенность — это
осознанная цель запомнить что-то полностью, точно и быстро. Второе делается как
бы само собой. Случайная память наиболее продуктивна. Он в основном
используется для обучения и тренировки.

По характеристикам
связи, образующейся в процессе запоминания, принято различать механическую
память и семантическую память. В процессе механической памяти ассоциации
формируются главным образом по смежности, то есть одно событие запоминается
потому, что за ним непосредственно следует другое событие или находится рядом с
ним. Явления и события внутри, необходимые связи не выявляются. Поэтому
необходима повторная сильная память.

Сохранение-это не пассивный
процесс сохранения информации. Их практическое применение и практика играют
особую роль в сохранении информации и алгоритмов действий. Исследования
показали, что все, что воздействует на чувства человека и попадает в его мозг,
запечатлевается там.

Воспроизведение-это
процесс извлечения сохраненного материала из памяти. Они говорят о
непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывают в памяти без
чьего-либо намерения. Случайное воспроизведение может происходить на уровне
распознавания, когда идентифицированная личность воспринимается и сохраняется в
памяти, устанавливается.

Забвение — это
противоположность памяти. Как и память, забвение-это избирательный процесс. Чем
реже материал становится более глубоким, включается в деятельность, тем менее
важным он становится для достижения реальных жизненных целей.

Качество памяти
зависит от скорости запоминания (количества повторений, необходимых для
сохранения материала в памяти) и скорости забвения (времени хранения материала
в памяти). Оба параметра (время и количество повторений) изменяются в
соотношении "быстро-медленно" и получают четыре комбинации,
описывающие характеристики памяти в терминах скорости памяти и длительности
хранения.

Существуют
следующие типы памяти: вербальная логика и метафоры. Память изображений делится
на зрительную память, слуховую память и моторную память. Их уровень развития у
индивида неодинаков, что позволяет говорить о вербально — логическом или
образном типах памяти и о зрительном, слуховом, моторном типах памяти,
преобладающих у конкретного человека. Знание сильных и слабых сторон памяти
может помочь человеку правильно организовать процесс обучения.

Большинство людей
имеют комбинированный тип памяти – зрительно — слуховой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы