Курсовая с практикой на тему Развитие памяти у детей дошкольного возраста на занятиях развития речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития памяти
у детей дошкольного возраста. 5
1.1 Понятие памяти, ее виды.. 5
1.2 Особенности развития памяти детей дошкольного
возраста. 13
Глава 2. Описание методических приемов, направленных
на развитие памяти у детей дошкольного возраста. 20
2.1 Методические приемы развития памяти на занятиях
развития речи. 20
2.2 Описание диагностических методик и их
интерпретация. 22
Заключение. 31
Список литературы 32
Введение:
Память — это высший (логический или интеллектуальный)
когнитивный процесс, определяющий временное измерение нашей психической
организации. Это наша способность кодировать, хранить, сохранять, а затем
вспоминать информацию и прошлый опыт.
Память играет фундаментальную роль в жизни, отражая
прошлое как прошлое и предлагая возможность повторного использования всего
прошлого и настоящего опыта, а также помогая обеспечить непрерывность между
тем, что было и что будет.
Память — это активный, субъективный, разумный процесс
отражения нашего предыдущего опыта.
Память связана с обучением, но ее не следует путать с
обучением. В человеческой памяти задействованы 3 основных процесса [1]:
Кодирование
преобразует информацию в форму, которая может быть
сохранена в памяти.
Хранение
сохранение закодированной информации в памяти.
Получение
повторного доступа к информации из прошлого, которая
была закодирована и сохранена.
Кодирование — это первый процесс, который вводит в
действие человеческая память. Эффективность обучения в целом зависит от
эффективности процесса кодирования. Это активный и избирательный процесс,
который зависит от целого ряда факторов. Существует 3 типа факторов, которые
могут влиять на эффективность кодирования:
Факторы содержания
Относится к типу материала, подлежащего кодированию.
Факторы окружающей среды
Связано с условиями, при которых происходит
кодирование.
Субъективные факторы
Связанные с переменными, действующими при
кодировании.
Факторы содержания таковы:
Объем материала (чем больше объем, тем сложнее
кодирование).
Степень организации материала (чем лучше организован,
тем легче кодирование).
Степень знакомства.
Место, занимаемое информацией в структуре содержания,
то есть в начале, середине или конце материала (информация, помещенная в начале
и в конце, как правило, хранится легче, чем информация, помещенная в середине).
Природа материала.
Факторы окружающей среды, хотя и не всегда считаются
важными, имеют большое значение для процесса запоминания. Температура,
влажность, шум, привязанность, социально-эмоциональный климат и т. д. — это
всего лишь несколько факторов окружающей среды. В зависимости от этих
особенностей процесс кодирования может быть стимулирован или подавлен [2].
Субъективные факторы могут включать такие элементы,
как состояние покоя или усталости ученика, его здоровье или болезнь. Мотивация,
интересы и предрасположенность имеют решающее значение для процесса
кодирования, поэтому мы, как разработчики учебных программ, тратим много
времени на определение того, «что в этом для меня?» для всех учебных программ.
Хранение — это второй процесс, позволяющий сохранить
закодированную информацию. Как и в случае с кодированием, хранение является
активным и избирательным процессом. Пока информация хранится, она постоянно
трансформируется, реорганизуется и включается в новые связи, даже если субъект
не полностью осознает этот процесс. Хранение информации включает в себя как
количественные (продолжительность хранения), так и качественные (точность
хранения) аспекты.
Заключение:
Процесс запоминания в психологии классифицируют по
нескольким ключевым видам: по характеру активности психической деятельности, по
характеру целей деятельности, по длительности сохранения информации. При этом,
он не функционирует сам по себе – в процессе принимают участие и другие
психические системы человека, в связи с чем диагностирование запоминания
является многогранным процессом, требующим внимательного отношения.
Процесс запоминания является произвольным и
непроизвольным. Произвольной памятью является сознательное усилие, т.е. мы
стараемся что-либо запомнить. Когда включается непроизвольное сохранение,
стараться запомнить нет смысла — информация, люди, предметы, события
запечатлеваются сами, хотим мы этого или нет.
Психологи так же разделяют память на непосредственную
и опосредованную. Непосредственная отличительна тем, что в процессе запоминания
не происходит осмысление материала – в обыденной жизни это носит название
«зубрежки». Если информация осознана и понята – это называется опосредованной
памятью. У дошкольников 3-6 лет преимущественно развито непосредственное
усвоение, в связи с этим изучение иностранных языков бывает более эффективным.
В старших классах логика и мышление у детей становятся более развитыми и, соответственно,
опосредованное усвоение работает лучше.
Процесс запоминания так же подразделяется по периоду
сохранения поступающей информации: кратковременный — срок действия не более 20
сек.; долговременный – сохраняет информацию длительное время (в некоторых
случаях всю жизнь); оперативный – сохранение происходит ровно такой период
времени, который требуется для осуществления заранее задуманной операции или
ряда действий.
Вид информации, которая поступает в сознание
человека, тоже является классификатором запоминания. Это слуховой, зрительный,
двигательный и др.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития
памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие памяти, ее виды Память — это наша способность кодировать, хранить,
сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом
мозге. В общих чертах его можно рассматривать как использование прошлого опыта
для воздействия или влияния на текущее поведение.
В 1960-х годах была выдвинута гипотеза, что все
клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что
находятся в мозге, идея, известная как клеточная память или клеточная память.
Это было основано на исследованиях передачи памяти с
использованием плоских червей-каннибалов, а также на эпизодических данных о
трансплантации органов, где реципиент, как сообщалось, развил новые привычки
или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не попали в
рецензируемые научные журналы.
Память — это совокупность того, что мы помним, и дает
нам возможность учиться и адаптироваться к предыдущему опыту, а также строить
отношения. Это способность запоминать прошлый опыт и способность или процесс
вспоминания ранее усвоенных фактов, переживаний, впечатлений, навыков и
привычек. Это хранилище вещей, усвоенных и сохраненных из нашей деятельности
или опыта, о чем свидетельствует изменение структуры или поведения, или
воспоминание и узнавание.
В более физиологических или неврологических терминах
память — это, в самом простом виде, набор закодированных нейронных связей в
мозге. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного
возбуждения нейронов, которые были вовлечены в первоначальный опыт.
Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как
книги на библиотечных полках, а фактически представляют собой "на
лету" реконструкцию из элементов, разбросанных по различным областям
нашего мозга.
Недавние исследования показывают, что повторные
приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга,
важной для памяти, заставляя ее уменьшаться в размерах и снижая
производительность тестов пространственной памяти.
Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол,
выделяемые организмом во время стресса (например, нарушение сна, общий стресс и
усталость, вызванные длительными перелетами), ответственны за это нарушение
памяти и других умственных способностей.