Курсовая с практикой на тему Развитие памяти младших школьников в процессе игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1 Сущность понятия «игровая деятельность» 4
1.2 Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста в
процессе игровой деятельности 4
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 4
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2.1 Игры, направленные на развитие памяти младших школьников 4
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
Введение:
Память лежит в основе способностей человека и считается условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно обычное функционирование ни личности, ни общества.
Присутствует достаточно много работ, направленных на изучение процессов памяти. Изучением памяти в наше время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В любой их данных наук существуют собственные теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жан), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский).
Младший школьный возраст считается более сознательным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода описывает огромные возможности многопланового становления ребенка.
Игра в тех формах, в которых она присутствовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и со временем заменяется учением и трудовой деятельностью, сущность которых заключаются том, что эти виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто наслаждение, имеют учебную задачу. Сами по себе игры становятся новыми. Огромный интерес для младших школьников представляют игры в ходе обучения. Это игры, заставляющие мыслить, предоставляющие возможность ученику выяснить и развить собственные возможности, включающие его в состязания с другими учащимися.
Актуальность этого исследования заключается в том, что на сегодняшний день присутствует потребность становления памяти у младших школьников при помощи игры. Это будет содействовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.
Современные исследователи (М.Н. Борисова [3], A.M. Вейн [8],Б.И. Каменецкая[16], Б.М. Теплов[31]) изучили игру как средство становления памяти у ребят младшего школьного возраста. Они считают, что игра в значительной степени оказывает большое влияние на становление памяти, так как дети, играя, усваивают больше материала, чем просто заучивая, читая, слушая.
Возникает противоречие между потребностью становления памяти у учащихся младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью успешных средств реализации этого процесса. Одним из этих средств считается игра. Поэтому тему исследования мы сформулировали следующим образом: «Развитие памяти младших школьников в процессе игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучение возможностей игры как средства развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить игровую деятельность как средство развития памяти у младших школьников.
3. Выявить особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать комплекс игр, направленных на развитие памяти у младших школьников.
В исследовании использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение, классификация.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы учителями, психологами, для более эффективного развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что вопрос развития памяти у детей младшего дошкольного возраста является актуальным в настоящий момент развития нашего общества.
Память имеет огромное значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Так, без памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Содержание памяти используется человеком в разных видах его деятельности: в труде, учении, в общественной работе. Без памяти не может возникнуть воображение, развиваться фантазия. Даже для осуществления волевого разумного действия надо использовать знания о том, какие пути для достижения желаемой цели существуют, какие из них наиболее приемлемы в данном конкретном случае. Память важна для человека. Поэтому многие ученые занимались и занимаются проблемой изучения памяти. Эта проблема актуальна, и изучать ее необходимо.
Младший школьный возраст – является наиболее эффективным для интенсивного развития ребенка. В этот период происходит закладка фундамента здоровья ребенка: физического, психического и нравственного, а будущее его во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать детство, какие формы, методы и приемы для развития памяти будут использованы в работе с детьми.
Накопленные знания по этому вопросу в области науки, позволяют достаточно эффективно развивать память детей еще в младшем школьном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы и формы.
Диагностирование процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе показало общие и индивидуальные особенности уровня развития памяти.
В первой главе нашего исследования произведен анализ психолого-педагогической литературы, направленный на изучение понятия игровой деятельности особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности. Анализ позволил сделать следующие выводы: память составляет основу всех психологических процессов человека. Это сложная психическая деятельность; запоминание, сохранение и воспроизведение информации; отражение прошлого опыта. Существуют различные классификации видов памяти. Важная роль в ее произвольном развитии принадлежит младшему школьному возрасту.
Для развития памяти детей младшего школьного возраста используется такое средство, как дидактическая игра, которая способствует развитию психических функций детей, становлению взаимоотношений с окружающими, а также развитию произвольности действий, контроль за своими поступками, анализ своих действий.
Во второй главе исследования нами был составлен комплекс игр, направленный на развитие памяти у детей младшего школьного возраста. Данный комплекс может быть полезен как в работе педагога, так и родителям. Игры подобранны таким образом, что не требуют специально организованных условий, в связи с чем, их вполне возможно проводить дома со своим ребенком.
Фрагмент текста работы:
Игровая деятельность – одно из самых удивительных также непонятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра постоянно встает на всех стадиях культурной жизни у самых различных народов и предполагает неустранимую и натуральную особенность человеческой природы.
Игровая деятельность – природная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, у нее есть возможность быть одним из активных способов обучения и воспитания [33].
По определению, игра – это вид работы в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта, в каком формируется и улучшается самоуправление поведением.
Игра представляет из себя сложный социокультурный феномен, которому приурочено большое количество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Игра практически постоянно составляет неотъемлемую часть жизни человека, сопровождая его от самого рождения.
Игра человека является культурной ценностью, способствующая укреплению контактов между людьми на общественном уровне, и этим участвующая в ходе социализации личности более приятным для него методом [9].
Среди исследований, связанных с игрой, особенное место принадлежит применению игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающей ценности игры, заключается в особенной природе игровой деятельности: в ее множественных определениях постоянно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, неимение практической тенденции, ориентации на итог. Между тем, образование – целенаправленная работа, которую организует педагог [12]. Потому применение игровых моделей в организации работы считается трудной педагогической задачей. Непосредственно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью считается достаточно значимым. На помощь в данном вопросе приходят разные классификации игр, позволяющие выбрать из широкого диапазона конкретно ту, которая может помочь приблизиться к решению поставленной педагогической задачи.
Игры детей это та самая натуральная форма проявления их деятельности, в какой осознается, исследуется находящийся вокруг мир, раскрывается широкий простор для проявления творчества, индивидуальной активности. Работа, досуг, отдых, становление, развитие, составление, отдых, познание –это все игра.
Игра – это, прежде всего вид деятельности в условиях обстановок, нацеленных на воссоздание социального опыта, в которой складываются и улучшаются самоуправление собственным поведением. Такое понимание игры дает возможность выделить ключевые ее функции:
– развлекательная (развлечение, удовольствие, интерес);
– коммуникативная (освоение умений взаимодействие);
– игротерапевтическая (преодоление разных трудностей, образующихся в других видах жизнедеятельности);
– диагностическая (выявление индивидуально-личностных отличительных черт детей, самопознание в ходе игры);
– коррекционная (внесение положительных конфигураций в структуру личных показателей);
– межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
– социализации (включение в систему социальных и межличностных взаимоотношений, усвоений норм человеческого общения) [35].
С.А. Шмаков определяет 4 основные черты игры:
1.процедурное удовольствие– независимая развивающая деятельность, предпринимаемая только по желанию ребенка, из-за удовольствия от самого процесса деятельности, но не только от результата;
2. эмоциональное напряжение –эмоциональная приподнятость деятельности, соревнование, состязательность, конкуренция;
3. правила игры – присутствие прямых или же косвенных инструкций, отражающих содержание игры, закономерную и временную последовательность ее развития;
4. «Поле творчества» – творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности [32].
Любая игра, в случае если она правильно организована, является развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель вида человечьих взаимоотношений и проявлений в труде.
С.А. Шмаков выделяет структуру игры:
1. Игра как работа включает в себя: целеполагание, реализацию цели, анализ последствий, в которой личность полностью реализует себя как субъект.
2. Игра, как процесс, включает в себя:
– роли, взятые на себя игроками;
–игровые действия как средства реализации данных ролей;
– игровое потребление предметов (замещение настоящих вещей игровыми, условными);
– настоящие отношения между играющими;
–сюжет (содержание) – область реальности, символически воспроизводимая в игре.
3. Игра как способ обучения, передачи опыта старших поколений младшим применяется в следующих случаях:
– в роли самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;
– как составляющие более широкой технологии;
– в роли урока или же его части;
– как технологии внеклассной работы [32].