Курсовая с практикой на тему Развитие основных физических качеств у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта средствами подвижных игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 7
1.1 Анализ проблемы научно-методического обеспечения развития основных физических качеств у младших школьников с ОВЗ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов 7
1.2 Психолого-педагогические и физиологические особенности развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение интеллекта 9
1.3 Методические особенности применения подвижных игр направленных на развитие основных физических качеств у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках физической культуры 11
1.4 Организационно-нормативное и научно-методическое обеспечение оценки уровня развития основных физических у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной организации 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 24
3.1 Анализ результатов тестирования физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 24
3.2 Обобщение результатов исследования влияния подвижных игр на развитие основных физических качеств младших школьников с нарушением интеллекта 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
Введение:
Актуальность исследовательской работы. В соответствии со статистическими данными Здравоохранения России около 540 тысяч детей до 17 лет стали инвалидами вследствие тех или иных заболеваний. Более 96 тысяч детей имеют умственную отсталость. При этом по статистическим данным на 100 000 детей приходится около 390 детей с умственной отсталостью. Как мы видим по представленным данным, что количество детей с умственной отсталостью и другими психическими нарушениями ежегодно увеличивается.
Процесс социализации детей с умственной отсталостью в большей мере зависит от овладения ими трудовых и двигательных умений и навыков, а также уровня развития двигательных способностей. Поэтому двигательная активность является одним из путей реабилитации и социальной адаптации для умственно отсталых детей. Именно двигательная активность направлена развитие всех систем и функций организма, способствует коррекции, компенсации и профилактики двигательных и психических нарушений, а также воспитания личности. Большое количество специалистов занимались проблемами по изучению нарушений в двигательной сфере детей с умственной отсталостью (Аксенова Л.И., 2001; Литош Н.Л., 2002; Шапкова Л.В., 2000, 2003, 2004; Пузанов, Б.П., 2003, 2011; Дмитриев А.А., 2004; и др.). При этом практически все авторы отмечают нарушения в развитии физических качеств у детей умственной отсталостью при сравнении со здоровыми детьми.
В связи свыше сказанным, выбранная тема исследовательской работы является актуальной и требует дальнейшего изучения, так как недостаточно глубоко изучены вопросы о развитии физических качеств у детей с умственной отсталостью посредством подвижных игр.
Игра, которая выступает в качестве средства укрепления здоровья и метода физического и нравственного воспитания, активно способствует решению этих задач.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости. При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения, которые носят конкурентный характер. В игровой форме проводятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, в которых есть элементы соперничества. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполненные в игровой форме — подвижные игры, игровые задачи, использование различных снарядов, стендов и т.д. различаются глубиной и универсальностью воздействия на физические качества участвующих. Такие мероприятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения методов отдельных элементов физических упражнений, способствуют преодолению трудностей в решении задач, возложенных на тех, кто участвует.
Игровой метод на уроках физического воспитания в начальных классах является одним из важных средств комплексного воспитания детей. Его характерной особенностью является сложность воздействия на организм и со всех сторон: игра одновременно осуществляет физическое, умственное, моральное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные ситуации, возникающие в игре, обучают детей использовать приобретенные моторные навыки целесообразно. В подвижных играх созданы самые благоприятные условия для развития физических качеств младших школьников. [2, с.224]
Подвижные игры находятся на самом высоком уровне интересов детей, поэтому мы можем предположить, что научно обоснованное использование игрового метода на уроке будет способствовать оптимальному решению проблем физического воспитания, способствовать формированию гармоничной личности ( Г. Л. Богданов, А. П. Матвеев, В. И. Лях и др.).
В связи с теоретическим и практическим значением выделенного противоречия и необходимостью его решения сформулирована проблема исследования, которая должна обосновывать организационные и методологические условия физического воспитания учащихся начальной школы на основе использования игрового метода на уроках физического воспитания для младших школьников.
С учетом вышеизложенного сформулирована тема исследования — «Методика использования игрового метода на уроках физической культуры школьников младшего возраста».
Объектом исследования являются физические качества младших школьников с нарушением интеллекта.
Предметом исследования является процесс влияния подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель исследования – определить эффективность влияния подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников с нарушением интеллекта.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование игрового метода на уроках физической культуры в начальных классах будет эффективным средством развития физических качеств, если:
— систематически проводить с детьми подвижные игры,
— разработана и внедрена в учебный процесс методика использования игрового метода,
— произведен учет индивидуальных особенностей детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к развитию физических качеств младших школьников с нарушением интеллекта,
2. разработать и реализовать методику использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе,
3. провести исследование физических качеств младших школьников с нарушением интеллекта.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ литературы; систематизация имеющихся материалов; педагогическое наблюдение, диагностические методики, тестирование.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами по физической культуре, а также в программах дополнительного профессионального образования педагогических кадров системы образования.
Исследование проходило на базе Сургутской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Структура исследования: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
С учетом данных полученных на различных этапах исследования сделаны общие выводы:
1. Проанализировав теоретические и методические аспекты проблемы развития двигательных способностей младших школьников средствами подвижных игр, выделено значение подвижный игр в развитии детей, определены особенности развития двигательных способностей детей.
2. Определены методические приемы, необходимые при проведении подвижных игр.
3. В ходе опытно-поисковой работы нами была проверена эффективность развития двигательных способностей детей средствами подвижных игр. Тестирование физических качеств и оцененивание уровня сформированности в умении выполнять основные виды движений свидетельствуют о том, что влияние подвижных игр на физическое развитие детей велико.
В процессе исследования нами производилось применение описанной в данной работе комплексной методики, вследствие которой мы получили улучшение общегруппового среднеарифметического показателя по всем исследуемым параметрам, которые нами статистически подтверждены.
Основываясь на полученных данных, мы можем сделать выводы о том, что под влиянием составленных и апробированных специально подобранных подвижных игр и игровых упражнений, исследуемые показатели физического развития дают положительную динамику.
В основном педагогическом эксперименте младшие школьники занимались в течение учебного года по экспериментальным играм и упражнениям.
Нами было проведено констатирующее исследование показателей физического развития младших школьников, по выделенным нами параметрам.
Анализируя динамику полученных статистических результатов по проявлению основных двигательных способностей детей можно констатировать, что группе произошло достоверное и значительное улучшение этих способностей по всем изучаемым тестам.
В то же время, анализ свидетельствует и о том, что направленное использование подвижных игр, способствовало более выраженному, стойкому и достоверному формированию их основных двигательных способностей.
В результате комплексного использования специально подобранных подвижных игр и игровых упражнений, разработанных с учетом возрастных способностей детей, позволило повысить основные физические качества, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
Наше исследование не исчерпывает содержание проблемы. Перспективными направлениями дальнейших научных изысканий, на наш взгляд, могут стать следующие:
-разработка методических материалов по проблеме развития двигательных способностей у детей раннего возраста;
-изучение возможности подвижных игр в развитии воображения; -изучение влияния использования подвижных игр на различные системы организма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.1 Анализ проблемы научно-методического обеспечения развития основных физических качеств у младших школьников с ОВЗ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) полноценно не реализовал двигательную деятельность у младших школьников с нарушениями интеллекта. Стандарт обучающихся с ОВЗ включает основные задачи при недостаточной научно обоснованной методике, по которой должен планироваться учебный процесс. Актуальность темы раскрывает важность разработки рекомендаций, уроков, программ, методов и средств работы с младшими школьниками при нарушениях слуха и зрения [6].
Физическими качествами называют врожденные (генетически унаследованные) качества, благодаря которым возможна физическая, что также надо учитывать, что также надо учитывать, (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость.
В младшем школьном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость или координационные способности – это способность человека быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее