Курсовая с практикой на тему Развитие образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке 5
1.1. Понятие о мышлении и его видах 5
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников 8
1.3. Специфика развития мышления у детей младшего школьного
возраста 12
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 16
2.3. Методическая программа по развитию образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке 17
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 20
Заключение 22
Литература 23
Приложение 25
Введение:
Актуальность исследования. Тема курсовой работы посвящена изучению развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке. Нужно отметить, что интересующая проблема является частью более широкого проблемного поля, а именно – роли специально организованных учебных занятия в интеллектуальном развитии учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает важное значение развития образно-пластического мышления младших школьников для формирования их личности в целом. Дело в том, что в процессе познавательной активности, основой которой является, в том числе, образно-пластическое мышление, развивается самосознание ребенка, его волевые качества, мотивация, коммуникативные навыки. Кроме того, познавательная активность оказывает стимулирующее влияние на выработку необходимых для самостоятельной деятельности характерологических качеств детей. Среди ученых, которые занимались разработкой проблемы развития мышления и познавательной активности детей, а также вопросами изучения качеств и свойств мышления можно назвать такие имена, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Т.Ю. Нестеренко и др. [2; 6; 12; 14].
Заметим, что актуальность изучения проблемы развития образно-пластического мышления у младших школьников на занятиях по лепке обусловлена, прежде всего, произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями в системе школьного образования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к уровню умственного развития младших школьников.
Цель исследования – изучение развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке.
Объект исследования – мышление.
Предмет исследования – развитие образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке.
Гипотеза исследования – уровень развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста после реализации с ними методической программы занятий по лепке повысится, что будет свидетельствовать об ее эффективности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых и подобрать методики диагностического исследования.
3. Провести диагностику образно-пластического мышления у младших школьников.
4. Составить и реализовать методическую программу занятия по лепке.
5. Оценить эффективность реализованной методической программы.
Методика исследования. Методами исследования явились:
— методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по проблеме;
— эмпирические методы – метод экспертных оценок.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. Общий объем работы без приложения составил 30 страниц.
Заключение:
Проведенное исследование проблемы развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке состояло из теоретического анализа проблемы и ее экспериментального изучения.
В результате теоретического анализа было выявлено, что мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Под образно-пластическим мышлением понимается вид художественно-образного мышления, который содержит в себе специфические интеллектуальные структуры, которые обуславливаются предметной деятельностью, осуществляемой в сфере пластического декоративного творчества; также это процесс, который включает в себя создание пластических образов посредством того, что человек особым образом преобразовывает чувственную информацию. В младшем школьном возрасте мышление ребенка становится центром его сознательной деятельности. Активно развивается абстрактное мышление (словесно-логическое), которое происходит в процессе усвоения ребенком научных знаний. Вслед за мышлением перестраиваются другие познавательные процессы: восприятие, память, внимание. Особое место в младшем школьном возрасте занимает развитие образно-пластического мышления. При этом данный вид мышления развивается только при осуществлении специально организованной художественной деятельности.
В результате экспериментального изучения проблемы была подтверждена выдвинутая гипотеза. Поэтому действительно можно утверждать следующее – действительно уровень развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста после реализации с ними методической программы занятий по лепке повысился, что свидетельствует об ее эффективности.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития образно-пластического мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по лепке
1.1. Понятие о мышлении и его видах
В психологической науке существует множество определений, например, А.Н. Леонтьев принимает за мышление специфическую человеческую функцию, которая связана с особой способностью отражения действительности [6].
Мышление взрослого, как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу. При рассмотрении познавательных процессов более низкого уровня – ощущения, восприятия, представления, мы видим, что перед субъектом они предстают в качестве чувственного образа. Мышление представлено взрослому человеку – субъекту не только в форме его результата – мысли, но и в форме процесс [9].
Представление о мышлении как о процессе, прежде всего, развивается в работах А.В. Брушлинского. Так, по мнению А.В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового, которое постоянно обогащается, насыщается все новым и новым содержанием. Понимание мышления, как процесса, необходимо приводит к выводу, что всякое мышление и всегда, хотя бы в минимальной степени, является творческим, продуктивным. При этом, предвосхищение искомого в ходе мышления, относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека [3].
А.Н. Леонтьев пишет, что процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, это и есть мышление. Мышление – осмысленный и целенаправленный процесс, связывающий субъекта с
действительностью [6].
С.Л. Рубинштейн пишет, что в процессе мышления объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы «вычерпывается» все новое содержание [12].
Несмотря на тесную связь мышления с речью, мышление не может быть сведено к речи. Мыслить – не значит говорить «про себя». Поэтому даже одну и ту же мысль можно выразить разными словами, а иногда наоборот, мы не можем подобрать какие-то слова, чтобы выразить определенную мысль. Вместе с тем, овладевая языком, человек автоматически усваивает сложную систему связей и отношений, которые сложились в многовековой истории человечества. Именно в способности пользоваться языком заключается огромная преобразующая сила человека, которая может использоваться, к сожалению, не только во имя добра, но и во время зла [9].
В целом анализ современной научной литературы показывает, что мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний.
К основным видам операций логического мышления, с помощью которых простые идеи превращаются в составные, относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация. Некоторые из этих операций соотнесения можно производить не только с понятиями, но и с объектами и их образами, мышление имеет различные уровни [8].
Выделяют несколько видов «парных» классификаций мышления. Так по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей различают теоретическое и практическое мышление.
Также проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления.
Приведенный список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, З.И.Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [4].
Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой, а некоторые из них постоянно взаимопереходят друг в друга.
Наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенная, которая возникает в связи с началом практических действий детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями [11].
Следующая форма мышления – наглядно-образная, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений [5].
В рамках темы данной курсовой работы необходимо дать определение так называемому образно-пластическому мышлению, которое имеет тесную связь с наглядно-образным мышлением.