Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие нравственных представлений младших школьников через использование метода положительного примера.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Сущность и определение понятия «нравственные представления» 5
2. Особенности формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников 9
3. Метод положительного примера как метод педагогического стимулирования положительного поведения младших школьников 16
Заключение 28
Список использованной литературы 30

  

Введение:

 

В настоящее время наша страна переживает время больших перемен, вследствие которых происходит кризис духовных ценностей. Этому может свидетельствовать равнодушное отношение друг к другу, обострение социальных проблем, рост преступности и т.д. В связи с этим возрастает актуальность формирования у подрастающего поколения представлений о таких нравственных качествах человека, как добродушие, толерантность, милосердие, ответственность, трудолюбие. Поэтому формирование нравственных представлений является одной из главных задач, которая стоит перед государством и обществом в целом. Несомненно, особую роль в нравственном воспитании играет школа. Ведь именно в школе формируются представление о нравственных нормах, вырабатываются прочные навыки и привычки нравственного поведения.
Значимость духовно-нравственного воспитания отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где подчеркивается, что основные общеобразовательные программы всех ступеней образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а формирование духовно-нравственной культуры обучающихся является одной из главных задач, которая ставится перед современной школой.
Доказано, что наиболее сензитивным для формирования нравственных представлений является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте у ребёнка происходит ряд качественных изменений, которые способствуют нравственному развитию: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. А формирование положительных нравственных качеств личности возможно благодаря эмоциональным особенностям младшего школьника: двуполярность классификации нравственных норм, чувство эмпатии, подражательный характер поступков. Дети в этом возрасте эмоционально отзывчивы, чувствительны и более внушаемы.
Перед школой стоит сложная задача – учитывая особенности младшего школьного возраста, сформировать у обучающихся нравственные представления, которые обуславливают нравственное поведение и являются главной составляющей нравственного воспитания в целом. Обращение к методу положительного примера может помочь в решении поставленной задачи. Положительный пример способен оказать большое влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими нравственных ценностей.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность развития нравственных представлений у детей младшего школьного возраста через использование метода положительного примера.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста через использование метода положительного примера.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и определение понятия «нравственные представления».
2. Изучить особенности формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников.
3. Представить метод положительного примера как метод педагогического стимулирования положительного поведения младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема нравственного воспитания человека всегда была одной из актуальных задач, а в современных условиях она приобретает особое значение. Школа, в частности педагог, играет одну из главных ролей в нравственном воспитании детей. Именно в младшем школьном возрасте в большей степени определяются и оформляются черты нравственности.
Одно из значимых мест в процессе нравственного воспитания занимает метод положительного примера.
В рамках данного исследовании мы рассмотрели сущность понятия «нравственность», «нравственные представления». Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что нравственность – личностная характеристика человека, определяющая уровень сформированности нравственных представлений, которые служат образцом для нравственного поведения. Опираясь на мнение Е.А. Геник, мы определяем нравственные представления как важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
Опираясь на работу Л.А. Григорович, в которой были выделены задачи нравственного воспитания и определение Е.А. Геник, мы сформулировали следующие компоненты нравственных представлений: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
На основе анализа литературы и выделенных структурных компонентов, были определены показатели и критерии нравственных представлений, а также разработана характеристика уровней их сформированности у младших школьников:
– когнитивный показатель включает знание нравственных норм и правил, умение на основании этих знаний выражать суждения;
– эмоциональный показатель определяет способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
– поведенческий показатель определяет способность дать нравственную оценку поведению окружающих и самого себя, наличие стремления руководствоваться принятыми нравственными ориентирами поведения.
Были раскрыты особенности и определены возможности метода положительного примера в формировании нравственных представлений детей младшего школьного возраста.
Обеспечить высокий уровень сформированности нравственных представлений возможно только в ходе целенаправленной, систематической, планомерной, организованной педагогом деятельности детей, подразумевающей сочетание разнообразных форм, методов и средств организации деятельности.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность и определение понятия «нравственные представления»
В современной психолого-педагогической науке особенно актуален вопрос формирования нравственных представлений у младших школьников. Это находит своё отражение в таких государственных документах, как «ФГОС НОО», федеральный закон «Об образовании в РФ». Для того чтобы выявить особенности формирования нравственных представлений у младших школьников, необходимо раскрыть такие понятия, как «нравственность», «нравственные представления».
Л.А. Григорович дала следующее определение: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [5, c. 114]. «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [5, c. 115].
Своим воспитанием человек занимается на протяжении всей жизни, однако основной фундамент ценностей, характера, поведения, отношения к жизни в целом закладывается в детстве: в семье и в школе. А.Я. Данилюк понятие воспитание определяется как «передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду» [6, с. 16].
В начальной школе нравственное воспитание учащихся имеет отчетливую особенность, обусловленную, прежде всего возрастными особенностями учащихся. Младший школьный возраст является сенситивным для нравственного воспитания, поскольку в этот период закладывается основа мировосприятия, активно формируется нравственная сфера, формируются нравственные ценности, осознается необходимость моральных качеств, поведения, соблюдение нравственных норм [11, с. 219].
В младшем школьном возрасте можно выделить 2 микропериоды 1-2 классы и 3-4 классы. Если 1-2 классы по своим характеристикам ближе к старшего дошкольного возраста, в котором преобладает игровая мотивация, то 3-4 классы уже ближе к младшего подросткового возраста со всеми трудностями этого периода.
В отличие от учеников 3-4-х классов, которые уже адаптировались к школьной жизни, учащиеся 1-2 классов требуют значительной педагогической и психологической поддержки. Это связано с изменением их социальной роли. Как правило, дети этого возраста переживают трудности с адаптацией к новым условиям. Причем гораздо труднее приходится детям, которые не посещали детский сад. Для них все вокруг новое, необычное, такое, что, к сожалению, может восприниматься малышом как враждебное. Причем главную роль в настройке ребенка на то или иное восприятие школы играют, как правило, скрыты внутрисемейные факторы, без точного понимания которых невозможна правильная коррекция школьного статуса ребенка, одновременно именно неудовлетворительное статус едва ли не самым главным фактором, вызывает как школьную дезаптация, так и специфические расстройства здоровья младших школьников.
Л.А. Григорович [5] выделила основные задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитание и развитие нравственных чувств.
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Формирование нравственности начинается с усвоения нравственных норм, эталонов, правил поведения. В свою очередь, нравственные представления можно определить, как представления о таких качествах личности, которые позволяют действовать и думать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Взаимосвязь нравственного воспитания личности с формированием нравственных представлений отмечена в работах многочисленных авторов (А.В. Елисеева, Е.В. Вялкова, Л.И. Божович, О.Г. Дробницкий, Л.Н. Антилогова и др). Так, например, А.В. Елисеева относит нравственные представления к элементам нравственного сознания; Е.В. Вялкова связывает нравственные нормы и представления с нравственными чувствами и волевыми чертами характера. Л.И. Божович утверждает, что регуляция нравственного поведения нуждается в определенных когнитивных предпосылках, одним из которых являются представления о нравственных нормах. О.Г. Дробницкий отождествляет нравственную норму с нравственным представлением, а Л.Н. Антилогова определяет нравственные представления как составляющую когнитивной сферы нравственного сознания.
Формирование нравственных качеств, по мнению педагога-психолога, происходит в процессе упражнений ребенка в соответствующих формах поведения, осуществляется при наличии определенной мотивации. Усваиваемая форма поведения становится устойчивой только в том случае, если ребенок, с одной стороны, научается соответствующим способам поведения, с другой — если у него возникает внутренняя побуждение вести себя в соответствии с усвоенными образцами. Воспитание устойчивости нравственно-психологических качеств ребенка требует определенной организации как ее мотивационной сферы, так и поведения [1, с. 89].
Е.А. Геник определяет нравственные представления, как «важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собою» [4].
Таким образом, нравственное воспитание должно быть определено как единый процесс воспитания нравственных чувств, формирования нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственные представления служат средством ориентации в мире в сфере человеческих отношений, являются определённым «руководством к действию». И, хотя сами по себе они не являются гарантом сознательного нравственного поступка, тем не менее, укоренившись в сознании, нравственные представления начинают влиять как на оценки и суждения, так и на реальное поведение человека.
Под формированием нравственных представлений подразумевают целенаправленный процесс приобщения личности к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что развитие нравственных представлений представляет собой усвоение человеком в процессе его индивидуального развития, господствующих норм поведения и превращение их в личные моральные качества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы