Курсовая с практикой на тему Развитие непроизвольного запоминания у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Запоминание как компонент памяти 6
1.2 Особенности непроизвольного запоминания у младших школьников 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти младших школьников 13
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 20
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приложение 1 37
Введение:
Актуальность исследования. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. В ней выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.
С момента рождения у человека существует способность к непосредственному запечатлению образов. Именно поэтому память детей характеризуется легкостью запоминания любых воспринимаемых впечатлений. На этом основании считалось, что память ребенка лучше, чем память взрослого, однако жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показали, что хотя маленькие дети и запоминают материал легко и быстро, но содержание их памяти качественно отличается от памяти взрослых. До 4 лет они не умеют намеренно запоминать, ни тем более пользоваться мнемическими приёмами, их память носит непроизвольный характер. Хотя запоминание у маленьких детей идет случайно и беспорядочно, интересные и эмоционально насыщенные события дети запоминают легко и надолго.
Над проблемами памяти у детей младшего школьного возраста работали многие педагоги и психологи : П.И. Зинченко и А.А. Смирнова, которые занимались проблемами непроизвольного запоминания младших школьников; Л.И. Леонтьева, работавшего над проблемой непроизвольного запоминания; З.М. Истомину, которая рассматривала приемы запоминания в мыслительных операциях; Л.М. Житникову и А.Н. Белоус, занимавшихся вопросами изучения логического запоминания.
Объект исследования: процесс развития непроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие непроизвольной памяти младших школьников.
Цель: изучить особенности развития непроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить понятие запоминание как компонент памяти;
2. Ознакомиться с особенностями непроизвольного запоминания у младших школьников;
3. Провести эмпирическое исследование памяти младших школьников;
4. Проанализировать эффективности экспериментальной работы.
Методы исследования:
• Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития непроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста);
• Эмпирические (опрос, тестирование);
• Методы обработки и анализа результатов исследования.
Значимость исследования: получены данные о развитии непроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста, разработаны рекомендации, упражнения, беседы. Эти данные могут быть использованы педагогами, психологами, родителями при работе с данной категорией детей.
Экспериментальная база: исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 31 г. Сургут. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 10-11 лет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
Проблема изучения непроизвольного запоминания широко представлена в психологической литературе. Человек помнит не все, что воздействует на его органы чувств, он помнит выборочно. В зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания различают произвольное и непроизвольное запоминание. Смирнова и экспериментально доказали, что непроизвольное запоминание, основанное на осмысленных и активных способах работы с материалом, часто оказывается более продуктивным.
Особенно при обучении младших школьников необходимо ориентироваться на непроизвольные формы запоминания, тесно связанные с активизацией деятельности учащихся. Рациональным приемам осмысленного запоминания младших школьников необходимо обучать систематически, не забывая при этом, что главная задача — научить детей учиться.
Вспомнить что-либо — это соединить запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Повторы нужны для образования ассоциации, иногда связь возникает через один раз, но это бывает тогда, когда новый материал производит на человека чрезвычайно сильное впечатление и тесно связан с его основными интересами. Более прочное запоминание достигается на основе непроизвольного запоминания, но только при условии целенаправленного энергичного действия.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и результаты опросного эксперимента показали, что у дошкольников недостаточно сформирована непроизвольная память. В связи с этим была разработана и реализована психолого-педагогическая программа психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
Программа рассчитана на 12 занятий по 40 минут. Занятия проходили два раза в неделю в течение шести недель.
На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика уровня развития памяти у младших школьников. Результаты исследования показали, что у младших школьников повысился уровень развития памяти. Все это свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Результаты исследования внедрены в практику учебного заведения. Также даны рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Запоминание как компонент памяти
Память – одна из психических функций и видов мыслительной деятельности, предназначенная для хранения, накопления и воспроизведения информации. Способность сохранять информацию о событиях и реакциях внешнего мира в долгосрочной перспективе и многократно использовать их в поле сознания для организации последующей деятельности [5].
Существует классификация основных типов памяти по трем основным критериям:
1) по характеру преобладающей в деятельности психической деятельности память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности — невольные и произвольные;
3) по длительности закрепления и консервации материала (в зависимости от его роли и места эксплуатации) — кратковременные, длительные и оперативные [8].
Классификацию типов памяти по характеру мыслительной деятельности впервые предложил П.П. Блонски.
Моторная (или двигательная) память – это основа развития и формирования двигательных навыков (ходьба, письмо, трудовые и спортивные навыки). Проявляется у ребенка в первый месяц жизни, вначале дети владеют узким кругом простейших движений. Затем этот круг расширяется и движения усложняются. Если бы у ребенка в младшем школьном возрасте не было развитой моторной памяти, он всегда заново учился бы не только писать, но даже ходить.
Эмоциональная память – это память о чувствах, которые человек испытывает. Истинное сопереживание другому человеку возможно только через эмоциональную память. В процессе обучения воздействие на эмоциональную память имеет решающее значение, поскольку самое сильное воздействие оказывается на чувство. Эмоциональная память является важнейшим условием духовного развития ребенка. Если он забудет радость и удовлетворение от совершения доброго дела, а также угрызения совести, вызванные дурным поступком, у него будет мало стимула снова совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков.
Образная память – это память образов, образов природы и жизни, а также звуков, запахов, вкусов. Она может быть зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой. Образная память у детей начинает появляться одновременно с представлениями, т. е. в полтора-два года. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентации всех людей. Тактильные, обонятельные и вкусовые чаще всего связаны с профессиональными особенностями деятельности человека [2].
Словесно-логическая память выражается в запоминании, хранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне языка, поэтому тип этой памяти называется словесно-логическим. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
1) запоминает и воспроизводит только смысл данного материала и не требует точного сохранения исходных терминов;
2) запоминается не только смысл, но и дословное словесное выражение мыслей (запоминание мыслей) [8].
Воспоминание есть момент или самостоятельная форма деятельности: человек, в котором формируются определенные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с хранением и воспроизведением память является одним из основных компонентов памяти. В развернутом виде проблема запоминания была поставлена Платоном.
Первое экспериментальное исследование запоминания было проведено немецким психологом Г. Эббингаузом (1885) в области ассоциативной психологии. Но уже школа немецкого психолога Г. Мюллера (1850-1934) выявила несостоятельность представления о запоминании как механическом отпечатке и ассоциативной связи следов. Запоминание осуществляется в соответствии со смысловой организацией; материала и обычно относится к решению какой-либо жизненной задачи (Б. В. Зейгарник, 1927).
Работы советских психологов А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и других авторов показывают, что развитие специфических для человека социально-исторических форм памяти связано с переходом от «прямых» способов запоминания к косвенным, с совершенствованием средств. . запоминание и их интериоризация, благодаря чему память человека приобретает произвольный и осознанный характер. Как диагностический прием исследование запоминания нашло применение в клинике локальных поражений головного мозга и в психиатрии [19].
Форма воспроизведения мысли зависит от уровня развития речи. Чем менее развит ребенок, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае важно лишь побудить его пересказать выученный материал своими словами. Запоминание смысла означает запоминание общих и существенных аспектов учебного материала и отвлечение внимания от несущественных деталей. В результате запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с мыслительными процессами, с психическим развитием ребенка, с поступлением его знаний. Дети, особенно младшего возраста, очень трудно самостоятельно выделяют существенные признаки, нуждаются в помощи, но, наоборот, очень хорошо запоминают и воспроизводят детали, придавая им несоразмерное значение, особенно когда эти детали имеют яркую ясность, конкретность и эмоциональную окраску. влияние. Запоминать детей иногда легче, чем взрослых. Наоборот, взрослые имеют значительные преимущества перед детьми в запоминании смысла [12].