Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Развитие навыков составления описательных рассказов у дошкольников с ОНР 3-его уровня через реализацию проекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития навыков составления описательных рассказов у дошкольников с ОНР 3-его уровня 5
1.1 Понятие формирования связной речи в онтогенезе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 10
1.3 Обзор методов и приёмов к развитию связной речи у детей с ОНР 15
Глава 2. Экспериментальное исследование описательной речи у детей с ОНР 20
2.1 Результаты исследования и их обсуждение 20
2.2 Программа проекта по развитию навыков составления описательных рассказов у дошкольников с ОНР 3-его уровня 30
Заключение 34
Список литературы 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др.

Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие: 1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Наличие большого количества детей с общим недоразвитием речи не обуславливает использование современных направлений по развитию у них связной речи.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР 3 уровня навыков составлять описательные рассказы.
Объектом исследования является процесс развития связной речи в онтогенезе. Предметом исследования выступают особенности развития навыков составлять описательные рассказы у детей с ОНР 3 уровня.
Целью исследования является определение особенностей развития навыков составлять описательные рассказы у детей с ОНР 3 уровня.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие формирования связной речи в онтогенезе.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать методы и приемы к развитию связной речи у детей с ОНР.
4. Провести исследование описательной речи у детей с ОНР.
5. Разработать программу проекта по развитию навыков составления описательных рассказов у дошкольников с ОНР 3-его уровня.
В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
— анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации,
— экспериментальный метод (проведение эксперимента);
— статистический метод (качественная и количественная обработка полученных результатов).
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а также последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с младшими школьникам и необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на уроках и во внеурочной деятельности
Основная задача любого педагога – речевое развитие обучающихся. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие обучающихся, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
Проведенное исследование с дошкольниками с ОНР 3 уровня позволило выявить ряд недостатков в развитии связного рассказывания, в связи с чем был разработана программа проекта по развитию навыков составления описательных рассказов.
Таким образом, мы предполагаем, что проведенная логопедическая работа с дошкольниками с ОНР 3 уровня будет эффективна и влияет на уровень развития связного рассказывания дошкольников. Данное предположение является направлением для дальнейшего исследования по нашей теме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития навыков составления описательных рассказов у дошкольников с ОНР 3-его уровня
1.1 Понятие формирования связной речи в онтогенезе
Многие исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [29].
Такой исследователь как Н.Л. Ерастов указывает, что «связная речь в широком понимании представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты которой характеризуют логически и грамматически организованное по законам конкретного языка единое целое» [13, с. 60]. Тем самым автор говорит о том, что любое самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью связной речи.
По мнению М.В. Шукайло в связной речи определяются все достижения дошкольников в овладении родным языком, поскольку в ней отражается уровень усвоения звуковой культуры речи, словарный запас и грамматический строй языка. Тем самым, особенности построения детьми высказываний говорит об общем уровне речевого развития ребенка. Однако связная речи является наиболее сложной формой речевой деятельности, поскольку имеет характер последовательного систематического развернутого изложения [50].
Основной функцией связной речи выступает коммуникативная. Ее осуществление протекает в двух формах – диалог и монолог. Диалог как форма речи представляет собой реплики, которые характеризуются цепью речевых реакций, осуществляющиеся в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или принимающие форму разговора нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников и ситуации, когда участники процесса понимают, о чем идет речь.
Монологическая речь представляет собой вид связной речи, которая исходит от одного лица, и выполняет коммуникативную цель, заключающуюся в сообщении тех или иных фактов из окружающей действительности. Монолог является самой сложной формой речи, которая служит для целенаправленной передачи информации [30].
Следует отметить, что развитие форм связной речи, т.е. диалогической и монологической, занимает важную позицию в процессе речевого развития детей, а также центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольных организациях.
Обучение связной речи представляет собой важную цель и средством практического овладения навыками родного языка. В связи с этим освоение различных сторон речи выступает как необходимое условие по развитию связной речи, тогда как связная речи оказывает влияние на обучение ребенка применять самостоятельно отдельные слова и синтаксические конструкции. Отмечается, что при нормальном онтогенезе развитие связной речи сопровождается развитием мышления, деятельности и общения [25].
Говоря об этапах развития связной речи, необходимо отметить, что в процессе первого года жизни посредством эмоционального общения детей с взрослыми происходит закладывание основ будущей связной речи. Основываясь на понимании, в первую очередь примитивном, начинает протекать развитие активной речи ребенка. Далее, на втором году жизни у ребенка проявляются первые осмысленные слова, которые впоследствии выполняют функцию обозначения предметов. Постепенно формируется в речи детей первые предложения. На третьем году жизни происходит развитие понимания речи быстрым темпом, формируется собственная активная речь ребенка, растет его словарный запас и усложняется структура предложений. С этого момента времени ребенок начинает использовать диалогическую форму речи [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы