Курсовая с практикой на тему Развитие навыков социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1 Роль социально-коммуникативного и нравственного развития
в усвоении ребенком правил и норм социально одобряемого поведения. 6
1.2. Сущность социально приемлемого (одобряемого) поведения. 12
1.3. Характеристика интеллектуальной недостаточности как
патологии психического развития. 21
1.4. Формирование социально приемлемого поведения у детей с
интеллектуальной недостаточностью.. 28
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО
ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ… 37
2.1. Организация процедуры исследования: цель, методы.. 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ. 59
Введение:
Актуальность.
На
современном этапе общественного развития одной из актуальных проблем является
проблема приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, формирование
у детей умений к адекватной ориентации в доступном социальном окружении,
осознание самоценности собственной личности и окружающих. Актуальность
проблематики социального развития обусловлена заказом общества, призванным
формировать социально развитую личность ребенка.
Основой
личностного развития является воспитание основ социально приемлемого поведения
в период дошкольного детства. Нормы и правила поведения представляют собой
установленный порядок действий и отношений. При этом
культура поведения представляет собой совокупность сформированных, социально
значимых личностных качеств и поступков, основанных на нравственных, этических
и эстетических нормах; включает бытовую культуру, культуру общения, культуру
поведения и деятельности.
Дошкольный
возраст является периодом активного приобщения детей к усвоению правил
социально приемлемого поведения, культурных и нравственных норм. Дети
приобретают навыки поведения, учатся гуманному отношению, осознают моральный
смысл явлений окружающего мира, начинают подчиняться социально принятым нормам
и правилам. Дети дошкольного возраста еще
недостаточно знают, как правильно вести себя в обществе, не всегда
согласовывают свое поведение с известными нормами морали и нравственности, у
них еще накоплен недостаточный опыт собственного нравственного поведения, а
нравственные нормы, ценности и ориентации, хотя и усвоены, еще не вполне
присвоены и не стали личностно значимыми, которыми дети могли бы
руководствоваться в своем поведении.
Дети с интеллектуальными нарушениями составляют в целом группу
риска по нарушенному поведению. Важным показателем успешного формирования
социальной адаптации является степень сформированности социально приемлемого
поведения. Нарушения поведения детей дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью являются актуальной проблемой, и это имеет четко выраженную
тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и
морально-нравственных форм поведения детей ставят серьезные задачи перед семьей
и образовательным учреждением. Коренные
преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности,
радикальный пересмотр жизненных ценностей, трансформация системы отношений во
всех сферах социума, ставят эту возрастную группу общества в позицию слабой
психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности. Учитывая сложность
этиопатогенеза нарушенного поведения у детей с интеллектуальной
недостаточностью, к ним требуются принципиально другие подходы в построении
всего комплекса коррекционных мероприятий, нежели к детям с нормальным
развитием.
Степень
изученности проблемы. Проблемам социально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.И. Божович, Г.Г.
Кравцова, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, О.А. Репиной, А.Г.
Рузской; Е.О. Смирновой, C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др. Вопросы воспитания культуры поведения дошкольников активно изучались в
дошкольной педагогике (Т.И. Бабаевой, Р.С. Буре, А.Д. Кошелевой, И.Н.
Курочкина, Т.А. Марковой, В.С. Мухиной, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, Е.И.
Щербаковой, С.Г. Якобсон и др.). Проблемами формирования
культурно-гигиенических навыков у детей занимались такие ученые, как Ю.Ф.
Афонькина, Л.С. Выготский, С.Д.
Забрамная, С.В. Петерина, Г.А. Урунтаева, Л.М. Шипицына и др.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между практической
необходимостью развития социально приемлемого поведения у детей дошкольного
возраста с интеллектуальной недостаточностью и недостаточной разработанностью
методов и условий развития данных навыков в образовательных организациях.
Цель
исследования: изучение сформированности навыков социально
приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью.
Объект
исследования: социально приемлемое поведение.
Предмет
исследования: процесс развития навыков социально
приемлемого поведения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью.
Задачи
исследования:
1. Описать роль социально-коммуникативного и
нравственного развития в усвоении ребенком правил и норм социально одобряемого
поведения
2. Раскрыть сущность социально приемлемого
(одобряемого) поведения.
3. Дать характеристику интеллектуальной
недостаточности как патологии психического развития.
4. Рассмотреть трудности формирование
социально приемлемого поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
5. Провести эмпирическое исследование навыков социально приемлемого поведения у
детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и дать
анализ полученным результатам.
Для
достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
— теоретические (анализ
психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение
педагогического опыта);
— эмпирические (наблюдение, анкетирование,
тестирование);
— методы обработки результатов (качественный и
количественный анализ результатов исследования).
Структура
исследования. Курсовая содержит введение, две главы,
заключение, список использованной литературы и источников, приложения.
Заключение:
Теоретический анализ состояния проблемы исследования
позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи. В ходе
исследования установлено, что многие аспекты данной проблемы остаются
малоизученными и эмпирически неразработанными. В то же время знание и понимание
этих особенностей необходимы специалистам для эффективной профессиональной
работы: создания эффективных программ, направленных на успешное овладение
детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью навыками
социально приемлемого поведения.
Под социально одобряемым поведением необходимо рассматривать совокупность
действий и поступков личности, отображающих ее умение вести себя адекватно в
обществе, отвечать требованиям и ожиданиям этого окружения, а также усваивать
социальные модели поведения, присущие данной социальной среде.
У детей с интеллектуальными нарушениями
ввиду недостаточной сформированности эмоциональной, личностной, коммуникативной
и др. сфер не развиты навыки регуляции собственного поведения на основе
общепринятых норм и правил, имеется ограниченный запас представлений о культуре
правильного социально одобряемого поведения, не до конца сформированы
правильные представления о собственном поведении в разных жизненных ситуациях,
не сформированы умения оценивать поступки других.
В
рамках эмпирического исследования было организовано наблюдение за культурой
поведения детей (А.М. Щетинина), проведена диагностика
сформированности у
детей культурно-гигиенических навыков (Г.А. Урунтаева), изучение осознания
детьми нравственных норм (Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Показателями сформированности навыков социально
приемлемого поведения выступили умения самостоятельно и
правильно умываться, одеваться и раздеваться, принимать пищу и культурно вести
себя за столом; осуществлять уход за вещами; проявления культуры поведения
(умение здороваться и прощаться, правильно обращаться и выражать благодарность;
вести культурный диалог; умение оказывать и принимать помощь).
По результатам исследования выявлено 9 (52,9%) детей
со средним и 8 (47,1%) детей с низким уровнем сформированности навыков
социально приемлемого поведения.
Представления
детей с интеллектуальной недостаточностью об умывании, приеме пищи, правилах
поведения за столом недостаточно сформированы: большинство детей допускают
неточности при описании последовательности действий во время умывания,
одевания, знают лишь отдельные столовые принадлежности. Несмотря на то, что у детей в
целом сформированы культурно-гигиенические навыки, почти у половины детей в
исследуемой выборке навыки умывания, одевания и раздевания, а также навыки
культурного поведения за столом и навыки ухода за телом и одеждой не полностью
сформированы и требуют закрепления — без подсказок и помощи со стороны
взрослого или сверстников они не могут самостоятельно выполнить ни одну
операцию.
Также,
несмотря на то, что у большинства детей навыки культурного поведения достаточно
сформированы, в выборке присутствуют дети, у которых имеются проблемы при выражении
приветствия и прощания, особенностей обращений, выражении благодарности,
культуры диалога, умении оказывать и принимать помощь. Дети испытывают
затруднения в следовании нормам этикета, не всегда способны следовать правилам
социального формального поведения в заранее определенных ситуациях, есть дети,
плохо осознающие правила поведения и социальные норм и ценности (нормы морали,
этикета, смысложизненные ценности — представления о добре и зле; ценности
межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность).
В целом дети
проявляют пассивный характер поведения, погружены в себя, обращаются к
окружающим редко, только в случае острой необходимости. Несмотря на знание
правил поведения в обществе, они недостаточно осознаются детьми и не определяют
характер их поведения в свободной деятельности. Зачастую поступки и действия
детей определяются сиюминутными эмоциями, что отражает слабый уровень развития
произвольного поведения и несформированность социально приемлемых форм
поведения, что может усугублять имеющиеся отклонения психического развития и
тормозить вхождение и адаптацию детей в социуме.
Полученные показатели обусловливают
необходимость организации и проведения работы, направленной на повышение уровня
сформированности навыков социально приемлемого поведения у детей старшего
дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО
ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 1.1 Роль социально-коммуникативного и нравственного развития в усвоении ребенком
правил и норм социально одобряемого поведения Социально-коммуникативное развитие служит
в качестве одного из приоритетных направлений развития детей дошкольного
возраста, и представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития
индивидом социально-культурного опыта, который требуется для вхождения в
систему общественных отношений.
Актуальность социально-коммуникативного
развития возрастает в условиях современного общества в связи с тем, что
особенности социального окружения ребенка зачастую представлены дефицитом
воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры во взаимоотношениях с
окружающими. В рамках ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное
развитие ориентировано на решение следующих задач:
— формирование положительного отношения и
чувства принадлежности к своей — семье;
— формирование основ собственной
безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе»;
— овладение элементарными общепринятыми
нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений.
Проблемам
социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посвящены работы
Л.И. Божович [9], Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой [24], М.И. Лисиной [27], О.А.
Репиной [38], А.Г. Рузской [39]; Е.О. и др., в их работах рассматриваются
проблемы коммуникативного развития