Курсовая с практикой на тему Развитие навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
навыка самообслуживания у дошкольников с нарушением речи. 4
1.1 Представление о самообслуживании и навыках
самообслуживания в педагогике. 4
1.2 Психолого-педагогические
особенности развития навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением речи. 7
Глава 2. Опытная работа по формированию навыков
самообслуживания у старших дошкольников с нарушением речи. 17
2.1. Организация диагностики уровня сформированности
навыка самообслуживания дошкольников с нарушением речи. 17
2.2. Методика формирования навыка самообслуживания у
старших дошкольников с нарушением речи. 19
Заключение. 23
Список литературы.. 25
Введение:
Актуальность.
Инклюзивное образование предусматривает индивидуальный подход к каждому
ребенку. В рамках этого процесса развивается методология, направленная на
детей, которая признает, что все дети – индивидуумы с различными потребностями
в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию
и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных
потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными
в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда
выиграют все дети (и не только дети с особыми потребностями).
Развитие навыков самообслуживания является неотъемлемой частью
целостного развития ребенка дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются
все умения и навыки, которые в более старшем возрасте привить становится сложнее.
На сегодняшний
день внедрение и реализация Федерального государственного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО) нового поколения определяют новый социальный заказ к системе
образования. Стандартизация современного образования ориентирована на
компетентностный подход, который как один из возможных результатов образования
рассматривает оценку «знания в действии». Образовательный результат как
«компетенция» ребенка – внешне наблюдаемые действия, которые приобретаются в
разных видах образовательной деятельности и культурных практиках ребенка.
Компетенция же может проявляться через деятельность ребенка, если тот
рассматривается как субъект деятельности. Таким образом, качество дошкольного
образования обусловлено, прежде всего, его индивидуализацией и осуществлением
психолого-педагогической поддержки ребенка, основанной на его достижениях и
проблемах.
Из всего вышесказанного следует, что возникает необходимость
создания педагогических условий и создания программы по развитию навыков
самообслуживания у дошкольников с речевыми нарушениями в условиях
образовательной организации.
Цель исследования
– разработка методики по формированию навыков самообслуживания детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучить представление о самообслуживании и навыках
самообслуживания в педагогике.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности
развития навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением речи.
3. Организовать диагностику уровня сформированности навыка
самообслуживания дошкольников с нарушением речи.
4. Разработать методику формирования навыка самообслуживания
у старших дошкольников с нарушением речи.
Объектом исследования выступает навык самообслуживания в дошкольном
возрасте.
Предметом исследования является формирование навыка
самообслуживания у старших дошкольников с нарушением речи.
Методы
исследования: анализ теоретических источников, педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Заключение:
Развитие навыков самообслуживания является неотъемлемой частью
воспитания и развития ребенка в целом. В педагогической практике встречаются случаи,
когда родители не занимаются этим вопросом в силу различных обстоятельств. Задача
педагога дошкольного учебного учреждения исправить эту ситуацию и научить детей
главным навыкам самообслуживания. Ведь от этого зависит и развитие речи, памяти,
внимания, мышления. Во время развитые навыки самообслуживания влияют на успех ребенка
в будущем в разных сферах жизни.
Для успешного овладения и самостоятельного использования аутичным
ребенком бытовых навыков необходимо выбрать программу, которая будет соответствовать,
в первую очередь, форме аутизма, возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям.
Также родителям необходимо создать в процессе занятий благоприятную атмосферу, установить
удобный распорядок дня, ритм занятий, а также пространственную организацию жизни
ребенка.
В современной педагогике существует несколько педагогических
практик, которые в целом приносят неплохой результат, но каждая из них имеет существенные
недостатки. Их анализ подтверждает, что есть потребность в разработке инновационной
инклюзивной методики по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
с нарушением речи.
Одной из них может стать разработанная нами методика, которая
учитывает недостатки имеющихся популярных технологий и методик развития навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста.
По результатам прохождения программы выпускником детского
сада станет активный и самостоятельный ребенок, который владеет необходимыми
навыками самообслуживания, легко находит общий язык со сверстниками как с ОВЗ,
так и условно здоровыми. Выпускник ДОУ, обучающийся в рамках проекта, может
заниматься по стандартам и требованиям общеобразовательной системы обучения.
Ключевым звеном в реализации данной методики также является
тесное взаимодействие педагога, родителя и ребенка. То есть родитель станет
самым лучшим помощником для своего ребенка в развитии всех навыков
самообслуживания с учетом индивидуальных особенностей.
Внедрение методики в образовательный процесс детского сада поможет
сформировать навыки самостоятельного приема пищи ложкой, питья из чашки одной рукой,
умывание и мытье рук, снимание носков, засовывание рук в рукава, а ноги в штанины,
надевание и снимание шапки, снимание расстегнутой (расшнурованной) обуви, куртки,
штанов или юбки, застегивание и расстегивание застежки-молнии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования навыка
самообслуживания у дошкольников с нарушением речи
1.1
Представление о самообслуживании и навыках самообслуживания в педагогике
Самообслуживание – это, прежде всего стремление и способность
к самостоятельности. Сдерживая инициативу ребенка, взрослый способен привести к
проблемам в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими.
Взрослые полагают, что дети еще успеют наработаться, всецело
их обслуживают, а потом недоумевают – почему их ребенок за собой не убирает игрушки.
По этой причине, не нужно делать за ребенка то, с чем он вполне справится сам. Содержание
труда в дошкольном возрасте расширяется и развивается умение доводить начатое дело
до конца. Главное дозволить детям больше самостоятельности в самообслуживании. В
процессе самообслуживания у детей развиваются трудолюбие, аккуратность, бережное
отношение к вещам, культура поведения.
В формировании навыков самообслуживания у ребенка значимую роль
оказывает обучение трудовой деятельности. Ребенок, пребывая в семье, детском саду,
на улице – повсеместно, так или иначе, граничит с трудом взрослых, наблюдает его
и пользуется его результатами. Трудолюбие и способность к труду закладывается с
самого раннего детства, от природы эти качества не даются. Воспитывая ребенка в
семье, родители не уделяют должного значения воспитанию самостоятельности у детей,
считают их слишком маленькими, пытаются все сделать за них сами. Другие, понимая
значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же демонстрируют нетерпение
и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
В дошкольной образовательной организации трудовое воспитание
– это ознакомление детей с трудом взрослых и приобщение их к доступной трудовой
деятельности. При развитии у детей навыков самообслуживания существенна объединенная
работа родителей и педагогов.
Основополагающие виды труда в детском саду — это самообслуживание,
труд в природе, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание
им самим самого себя [5, 50-51]. Вид этой трудовой деятельности значительный, так
как он учит ребенка не нуждаться в помощи взрослого, самостоятельно содержать себя
в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно-гигиенические
процедуры. Прежде нужно грамотно организовать эту деятельность, а дальше после многократных
повторяемых действий навыки самообслуживания устойчиво усваиваются детьми.
Взрослые расширяют знания детей, улучшают их умения и навыки.
От того насколько педагогически правильно взрослые будут направлять развитие самостоятельности
ребенка. И будет зависеть дальнейшее развитие личности ребенка. Формирование самостоятельности
у ребенка неразрывно связано с привлечением его к самообслуживанию.
С привития навыков самообслуживания, формируются такие черты
характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели.
Иначе говоря, освоение ребенком навыками самообслуживания (умение
одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно
принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) это важный шаг и на пути к его социальной
адаптации. Эффективно решаются задачи расширения представлений и знаний детей об
окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной
координации в процессе обучения навыкам самообслуживания.
С семилетнего возраста, когда дети обычно начинают посещать школу,
навыки самообслуживания у детей должны быть полностью сформированы, и если имеются
какие-либо отклонения от принятых нормативов, то формирование этих навыков является
направление работы специалистов и родителей, проводиться должна по специальной программе,
с учетом возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
Причин отклонения много: различные нарушения движения, слухового
и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень
развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.
Проблема формирования навыков самообслуживания у детей является актуальной для специальной
педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане, но в психолого-педагогической
литературе не нашла достаточно полного отражения [16, 49].
Таким образом, развитие навыков самообслуживания у детей является
для них жизненной необходимостью. Общая задача (педагогов дошкольных образовательных
организаций и родителей) – помочь детям приобрести независимость и самостоятельность
в повседневной жизни.
Важнейшим периодом становления личности является дошкольный возраст.
Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений
через общение с взрослыми, сверстниками, родителями. Этот возраст приносит ребенку
все новое и важное для дальнейшего развития его личности. В период дошкольного возраста
важно уметь выбрать правильный подход к ребенку.
В дошкольный период закладывается способность ребенка доверять
себе и другим и определяется развитие его разума.
Мотивационная сфера ребенка также деятельно развивается в дошкольные
годы. Важное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие воздействия,
как интерес к миру взрослых, к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка,
рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений
с взрослыми в семье, детском саду. Проявляется чувствительность к оценкам родителей
и педагогов, выражаясь в стремление завоевать симпатию, желание самоутвердиться,
соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить).
Итак, развитие навыков самообслуживания является неотъемлемой
частью воспитания и развития ребенка в целом. В педагогической практике встречаются
случаи, когда родители не занимаются этом вопросом в силу разных обстоятельств.
Задача педагога дошкольного учебного учреждения исправить эту ситуацию и научить
детей главным навыкам самообслуживания. Ведь от этого зависит и развитие речи, памяти,
внимания, мышления. Вовремя развитые навыки самообслуживания влияют на успех ребенка
в будущем в разных сферах жизни.