Курсовая с практикой на тему Развитие навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Проблема развития навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности организации и проведения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Значение игровой деятельности в развитии навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1 Практическая направленность: об особенностях становления звукопроизношения у детей дошкольного возраста 21
2.2. Мероприятия, направленные на развитие правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Особенности звукопроизношения играют значительную роль в регуляции познавательной деятельности и психических процессов на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении какой-либо деятельностью зависит от речи ребенка, так как она является основой любого успешно протекающего психического процесса.
Проблемой изучения звукопроизношения занимались известные зарубежные и отечественные психологи, педагоги. В советской психологии проблемы звукопроизношения исследовали в пределах теоретических подходов: Л.С. Выготский [6 с. 10], П.Я. Гальперин [8 с. 52], М.Ф. Добрынин [11 с. 101], С.Л. Рубинштейн [31 с. 703], А.Н. Леонтьев [20 с. 250] и др.
В настоящее время изучение особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста является достаточно актуальным как в связи с их подготовкой к школьному обучению, так и потому, что именно дошкольный возраст – наиболее интенсивный этап формирования полоролевого поведения, сензитивный период становления представлений у ребенка о половой принадлежности [2 с. 5].
Проблема изучения различных аспектов звукопроизношения остается одной из важных проблем в области психологических наук, в целом, и педагогической психологии, в частности, несмотря на наличие массива исследований в данной области.
В своих исследованиях психолог Л.С. Выготский придавал существенное значение речи для развития внимания, так как посредством слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. [7 с. 10].
Особенную актуальность и практическую значимость изучение процесса звукопроизношения приобретает в дошкольном возрасте, как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий дошкольного обучения.
Целью данной работы является изучение особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачами данной работы являются:
определение сущности, свойств и значения звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
проведение экспериментальной работы по исследованию особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.
Гипотеза: своевременное исследование особенностей звукопроизношения, организация коррекционных мероприятий способствует качественному развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования была использована комплексная методика, включающая в себя: метод формирующего эксперимента, тестирование, наблюдение, методы статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Целью данной работы являлось изучение особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В последнее время в системе дошкольного воспитания и образования особенно явно стала прослеживаться тенденция к росту детей с тяжелыми нарушениями речи. Замечено, что активное включение в образовательный процесс разнообразных игр и игровых ситуаций, прежде всего стимулирует именно речевую активность таких детей, что и определяет важность создания и использования игровых технологий.
Также, несомненно, важна роль родителей в становлении правильного звукопроизношения ребенка. В работе обосновывается роль родителей в речевом развитии детей. Предлагаются конкретные игры, способствующие развитию звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Также в работе представлены особенности становления звукопроизношения у дошкольников и результаты по предупреждению их недостатков. Необходимость этой работы обусловлена наличием в дошкольных образовательных организациях детей групп риска с предпосылками возникновения ФФН и ФН.
В процессе анализа результатов исследования было выделено несколько причин своеобразия становления звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Одной из них является несовершенство двигательных функций артикуляционного аппарата.
Результаты обследования артикуляционной моторики свидетельствуют о множественных отклонениях в язычной и губной мускулатуре при выполнении как статических (97%), так и динамических (92,5%) упражнений.
При выполнении двигательных проб возникали сложности переключения с одного движения на другое, синкинезии (язычными, губными, ручными и др.), тремор, гипертонусы, истощаемость. Наиболее сохранными оказались движения нижней челюсти и мягкого неба, однако у 16,4% испытуемых отмечались отклонение маленького язычка в правую или левую сторону, указывающих на легкий односторонний парез.
В процессе обследования двигательных функций мимической мускулатуры отклонения выявлены у 197 (98%) детей: в мышцах век, щек, лба, которые усиливались в нагрузке. Все это позволяет сделать вывод о нарушении иннервации мимических мышц у детей, воспитывающихся в условиях дошкольной образовательной организации (Е. Ф. Архипова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, М. В. Ипполитова, Л. В. Лопатина и др.).
Исходя из этого, существует необходимость в развитии двигательных функций артикуляционного аппарата, что позволит сформировать необходимые артикуляционные уклады звуков.
Еще одной причиной недостатков произношения является недоразвитие фонематического слуха, умения различать звук и дифференцировать его по артикуляционным и акустическим признакам.
Для реализации профилактической работы разработаны программа фронтальных видов деятельности и дополнительная программа индивидуальных видов деятельности, которые реализовывались в течение трех лет.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что становление звукопроизношения у большинства дошкольников происходит в пролонгированные сроки, не укладывается в существующие нормативы.
Несформированные предпосылки к становлению нормативного произношения приводят к тому, что звукопроизношение формируется с недостатками. У детей «группы риска» пятого года жизни с незавершенным процессом становлением звукопроизношения фонетические и фонематические недостатки носят неустойчивый характер. Эти особенности необходимо выявить и предупредить возникновение стойкого дефекта.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проблема развития навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблема нарушений звукопроизношения достаточно хорошо изучена в российской логопедии, и имеющиеся дефекты успешно корригируются у детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-педагогического воздействия в условиях специализированных групп.
Однако существующие в настоящее время разновекторные тенденции, одна из которых заключается в уменьшении количества логопедических групп в детских садах, а другая – в стремительном увеличении количества детей с недостатками звуковой стороны речи дошкольного возраста, приводят к тому, что дети с отклонениями в речевом развитии воспитываются в условиях образовательных групп детского сада (Л. Г. Парамонова, Л. В. Лопатина, О. Е. Грибова, А. В. Ястребова и др.).
По данным Н. В. Новоторцевой (1991) и Л. Г. Парамоновой (1998) преимущественно это дети с недостатками звукопроизношения и их число составляет более 60%.
Фонетические нарушения звукопроизношения выражаются преимущественно в искажениях, которые проявляются в разных возрастных группах вариативно: у дошкольников пятого года жизни они носят неустойчивый характер, а к седьмому году жизни приобретают стойкий и ярко выраженный характер.
Нарушения свистящих звуков присутствуют у 68,1% детей, имеющих недостатки произношения. Наиболее распространен межзубный сигматизм свистящих звуков, преобладающий у детей пятого года жизни.
Руководствуясь мнением М. Х. Хватцева, считавшего, что межзубное произношение свистящих укладывается в норму становления переднеязычных звуков, можно предположить, что формирование свистящих у дошкольников