Курсовая с практикой на тему Развитие навыков общения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………. 6
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Специфика навыков общения на современном этапе развития системы образования 13
1.3 Возможности игровой деятельности в развитии навыков общения младших школьников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1 Методика исследования навыков общения у младших школьников 21
2.2 Проектирование и апробация комплекса игровых занятий младших школьников, направленных на развитие навыков общения младших школьников 26
2.3 Анализ результатов исследования. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Проблема развития коммуникативных способностей и навыков общения у детей младшего школьного возраста в настоящее время представляется довольно актуальной и практически значимой проблемой, так как на практике является для большинства педагогов и психологов довольно сложным разделом в работе, который требует большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности в работе.
В настоящее время просто невозможно переоценить формирование и развитие коммуникативных способностей и навыков у детей. Это значительный фактор интеллектуального формирования и целостного развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом развитие коммуникативных способностей ребенка в существенной степени зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается и развивается. Также это связано с тем, что развивающее воздействие на ребенка предполагает целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов деятельности.
Работы многих исследователей неоднократно показали, что коммуникативная деятельность сама по себе имеет сложнейшую психофизиологическую и психологическую структуру, которая обеспечивается совместной деятельностью определенных анализаторных систем. Прикладная необходимость обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательного процесса в образовательной организации.
Проблематикой развития навыков общения и межличностного взаимодействия занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова смогли доказать потребность в систематической работе по развитию навыков общения как важной основы личностного становления в процессе социализации.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель настоящей работы – проанализировать основные компоненты развития навыков общени детей младшего школьного возраста в игре.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – коммуникативные способности и навыки данной категории детей.
Гипотеза исследования: развитие навыков общения у детей будет наиболее эффективно, если в образовательный процесс ввести комплекс развивающих занятий по речевому развитию.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Охарактеризовать специфику навыков общения на современном этапе развития системы образования.
3. Определить возможности игровой деятельности в развитии навыков общения младших школьников.
4. Провести исследование навыков общения у младших школьников.
5. Осуществить апробацию комплекса игровых занятий младших школьников, направленных на развитие навыков общения.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение;
4) анализ.
Основные теоретико-методологические подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:
1. Основные постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2. Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции отечественных исследователей А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3. Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина.
Структура работы: настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. В первой главе анализируются основные теоретико-методологические аспекты развития коммуникативных способностей. Вторая глава посвящена практическому исследованию уровня развития коммуникативных навыков младших школьников, осуществляется анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: исследование развития коммуникативных навыков проводилось в школе № 17 г. Курска.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
Заключение:
Проведенное исследование по развитию коммуникативных навыков младших школьников позволило сформулировать следующий перечень практических рекомендаций:
1. Развитие коммуникативных способностей и навыков имеет существенное значение во всем многоаспектном процессе развития ребенка, поэтому само обучение диалоговой речи возможно на прикладном уровне рассматривать и как цель, и как практическое средство овладения навыками коммуникации для ребенка.
2. В ходе занятий педагогам и воспитателям следует формировать у детей младшего школьного возраста познавательные мотивы общения, постоянно вовлекать их в беседы на познавательные темы. Формирование интереса к общению, как к источнику, содержащему множество интересных фактов, должно стать одной из главных задач, стоящих перед педагогами во время занятий по развитию коммуникативных способностей.
3. Следует также организовать специальные регулярные занятия, которые могли бы позволить детям общаться в формате внеситуативно-личностной формы общения.
4. Особое внимание во время регулярных занятий следует уделять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого следует постепенно переходить в беседах от простой констатации фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба. При этом особой задачей перед взрослым во время бесед является согласование мнений педагога и детей.
5. Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их познавательную активность. С этой целью педагогам следует поощрять любую попытку ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам либо из собственной жизни, сходных с обсуждаемыми. Дети должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению постоянно прислушиваются.
Таким образом, прикладная значимость настоящего исследования заключается в доказательстве результативности использования программы сюжетно-ролевых игр с целью развития коммуникативных способностей младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников в психолого-педагогической литературе
Многие отечественные и зарубежные исследователи в области возрастной психологии и педагогики младший школьный возраст определяют вершиной детства. Подрастающий ребенок сохраняет еще в себе много детских качеств, таких, например, как легкомыслие и наивность, но при этом уже начинает утрачивать и детскую непосредственность в поведенческом аспекте, у него формируется иная логика – логика системного мышления.
В коммуникативном поведенческом аспекте младший школьник приобретает для себя не только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус в коллективе сверстников. У ребенка появляются все новые и новые друзья, изменяются интересы и появляются новые, формируются моральные ценностные установки и правила поведения в различных ситуациях, т.е. можно сказать, что с приходом в школу у ребенка младшего школьного возраста изменяется практически весь уклад его жизни и деятельности [2, с. 55].
Заслуживает внимания тот факт, что в последнее время все больше и больше растет тенденция к интегрированному и системному целостному рассмотрению развития и формирования личности с позиций различных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная комплексная концепция развития, которая принимает во внимание все согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон человеческой личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий в психолого-педагогической науке [11, с. 108].
Поэтому в рамках рассмотрения психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста интересна концепция зарубежного исследователя Э. Эриксона. Данный исследователь в своих взглядах на развитие личности придерживался так называемого эпигенетического подхода, который предполагает, что есть место некоторой генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый индивид от своего рождения до конца жизни.
Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития заключается в выделении и описании известных восьми жизненных кризисов, которые неизбежно наступают у любого человека в процессе его формирования и развития в ходе социализации [20, с. 73]:
1. Кризис доверия либо недоверия (в течение 1 года жизни).
2. Автономия в противопоставление сомнениям и стыду (около 2 лет).
3. Появление инициативности в противопоставление эмоции вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противопоставление комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет).
5. Самоопределение личности в противовес так называемой индивидуальной серости и стандартному конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и коммуникабельность в противопоставление личностной психологической отгороженности (в 20 лет).
7. Забота о воспитании нового подрастающего поколения в противоположность уходу в себя (30- 60 лет).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (от 60 лет).
Следует отметить, что развитие личности в концепции Э. Эриксона определяется как некоторая смена указанных выше этапов, на каждом из которых наблюдается качественное преобразование внутреннего мира личности и кардинальное изменение его отношений с другими людьми и окружающим миром в целом [25, с. 114]. Сами личностные новообразования формируются совсем не спонтанно; их проявление на некоторой стадии обусловлено всем процессом предшествующего до этого развития личности. Новое в ней может сформироваться и утвердиться, лишь когда в прошлом опыте уже были сформированы нужные для этого психологические и поведенческие аспекты.
Стоит обратить внимание на то, что в рамках рассматриваемого возрастного этапа младшего школьного возраста третья и четвертая стадии развития в целом довольно похожи с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов на периодизацию возрастного развития и формирования необходимых практических качеств и компетенций для эффективной социализации [26, с. 79].
В этой концепции акцентируется значение учебной и трудовой деятельности для формирования и развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов отечественных ученых от позиций, на которых опирается Э. Эриксон, состоит только в том, что он обращает внимание на развитие не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, которые являются связанными с определенными видами человеческой деятельности [22, с. 69].
Изменения в сознании у младших школьников характеризуются появлением внутреннего плана действий, т.е. возможностью свободно на практике оперировать разнообразными представлениями в уме, а не только исключительно в наглядном плане.
Одни из важнейших изменений в социальной ситуации развития личности ребенка младшего школьного возраста – это дальнейшие перемены в его представлениях о себе и образе своего «Я», а также окружающих его людях. Развитие и усложнение данных образований создает к семи годам вполне благоприятные условия для развития рефлексии как способности осознавать и отдавать себе отчет в собственных целях, полученных результатах, методах их достижения, а также чувствах, переживаниях и побуждениях; для морально-нравственного развития, и как раз для последнего младший школьный возраст является вполне сенситивным.