Психология профессионального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие наглядно-образного мышления студентов на практических занятиях в колледже

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО 5
1.1. Анализ состояния разрабатываемой проблемы в психолого- педагогической науке и практике студентов техникума 5
1.2. Сущность понятия наглядно-образного мышления студента 7
1.3. Методы и средства наглядности на практических занятиях в техникуме 10
Выводы к разделу 1 13
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В БЕЛОЯРСКОМ МНОГОПРОФИЛЬНОМ ТЕХНИКУМЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 16
2.1. Описание методик исследования студентов техникума 16
2.2. Результаты исследования студентов 20
2.3. Анализ результатов диагностики и рекомендации по развитию наглядно-образного мышления 22
Выводы к разделу 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современной психологической науке саморегуляция учебной деятельности изучается с разных позиций. Одни ученые полагают, что на эффективность деятельности учащихся влияет сформированность системы саморегуляции и различные её стили, которые могут осваивать и использовать учащиеся. Этот подход представлен в трудах таких исследователей, как Ю.А. Миславский, С.Н. Морозюк, В.И. Моросанова и др.
Также, следует отметить, что проблемы и трудности развития саморегуляции учебной деятельности рассматриваются в трудах А.Д. Алферова, А.Ю. Вареса, С.И. Тами и др. Эти ученые показали, что трудности в процессе саморегуляции связаны с воспитательным и образовательным процессом в предшествующий студенчеству школьный период обучения.
Сегодня особую значимость приобретают исследования проблемы саморегуляции субъектами образования юношеского возраста учебной деятельности, изучение регуляторных психологических механизмов, обеспечивающих раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности, стимуляции ее внутренней и внешней активности. Следовательно, изучение особенности саморегуляции учебной деятельности студентов колледжа особенно актуально, так как специально направленного исследования на заданную тему не проводилось ранее.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования, целью данной работы является изучение особенностей влияния использованной на практических занятиях наглядности на развитие наглядно-образного мышления студентов колледжа.
Объект: учебная деятельность студентов.
Предмет: особенности развития наглядно-образного мышления студентов колледжа.
Гипотеза исследования: использование наглядности на практических занятиях положительно влияет на развитие наглядно-образного мышления студентов колледжа.
Проблема исследования: при каких условиях будет развиваться наглядно-образное мышление студентов.
В ходе работы были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме наглядно-образного мышления в отечественной и зарубежной психологии;
2. Обобщить и проанализировать полученные результаты, а также провести статистическую обработку данных.
3. Провести эмпирическое исследование с целью изучения особенностей развития наглядно-образного мышления студентов колледжа.
Методы и методики исследования: тест на выявление типа мышления и креативности Дж Брунера.
База исследования и характеристика выборки: ГБПОУ Иркутский областной колледж. В исследовании приняли участие студенты различной профессиональной направленности на разных этапах обучения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных аналитических материалов при работе со студентами колледжа и создания коррекционной программы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое – наглядно-образным и наглядно-действенным [4].
Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Особенно успешно на формирование наглядно-образного мышления влияет использование наглядности в учебном процессе.
Для изучения эффективности влияния использованной на практических занятиях наглядности на развитие наглядно-образного мышления студентов колледжа было проведено исследование.
Во время диагностики уровня развития наглядно-образного мышления студентов колледжа были использованы тест на выявление уровня мышления и креативности Дж Брунера и методика исследования преобладающего типа мышления Г. Резапкиной. Проведение тестирования по данным методикам продемонстрировало, что большинство студентов колледжа пребывает на среднем уровне развития наглядно-образного мышления.
Для повышения уровня наглядно-образного мышления студентов колледжа были разработаны рекомендации по использованию наглядности на практических занятиях.
Использование наглядности позволило сделать учебный процесс интереснее и эффективнее. Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можно вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для занятий, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить студентам пояснительные записки к творческим проектам, а также быстро и качественно изготовить необходимое количество карточек по каждой теме. А просмотр лекций на видеохостинге Youtube послужил необходимым средством наглядности в работе над новой темой.
Успешность влияния использования наглядности на развитие наглядно-образного мышления студентов колледжа была доказана качественными показателями развития воспитанников, которые на контрольном этапе эксперимента были значительно выше, чем на его констатирующем этапе.

   

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО

1.1. Анализ состояния разрабатываемой проблемы в психолого- педагогической науке и практике студентов техникума
Исследование механизмов формирования образного мышления в онтогенезе имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии, в которой еще не преодолено представление о том, что развитие мышления происходит как своеобразная смена его форм, как вытеснение низших форм при переходе к более совершенным (от наглядно-действенного к наглядно-образному и от него к отвлеченному, теоретическому мышлению). Такое представление, долгое время сохраняющееся в психологии, определило в известной мере отношение к разработке проблем образного мышления, поскольку последнее нередко отождествлялось только с чувственными формами отражения действительности, описывалось в терминах «эмпирическое», «конкретное», «созерцательное» и противопоставлялось теоретическому, отвлеченному, научному мышлению.
К первым отечественным экспериментальным исследованиям волевой регуляции личности относятся работы, выполненные в 20-х гг. в школе Л. Выготского. Исследования произвольной регуляции различных психических функций были начаты в связи с идеей развития психики человека и опосредованного характера высших психических функций, обусловленного действием внешних и внутренних законов [1, с.221-226].
В 1935-1939 гг. приоритет в изучении психологии саморегуляции принадлежал В.И.Селиванову. Раскрывая психологию саморегуляции, В.И.Селиванов считал, что сознание человека представляет собой единую систему процессов, состояний и свойств. В концепции В.И.Селиванова эмоции, мышление и саморегуляция занимают по своей сложности один и тот же уровень в общей структуре личности.
Считая волю самостоятельным психологическим процессом, В.И.Селиванов, однако в своих ранних работах неоднократно подчеркивал взаимосвязь саморегуляции, интеллекта и эмоций [16, с.61-72].
В пятидесятых гг. Б.М.Теплов из всех произвольных актов личности выделил, прежде всего, волевые усилия, связанные с необходимостью преодоления внешних и внутренних препятствий [16, с. 112]. Как показано в дальнейших исследованиях, интенсивность волевых усилий пропорциональна ступенчатым сложностям препятствий (Н.Ф.Добрынин), отношению к действию (Е.И.Игнатьев, В.М.Мясищев), побудительной силе побуждений (В.К.Калин, В.И.Селиванов, О.П.Черникова и др.). Зависит интенсивность волевых усилий и от начальной мотивации эксперимента: волевые усилия более эффективны, когда действие задано как обязательное (Ю.А.Аргентов). Существенно влияет на волевые усилия эффект внушения (А.Б.Воронин, В.М.Куликов, П.А.Рудик).
В 50-70-е гг. XX в. многие работы были посвящены разработке методов измерения волевых усилий, но результаты оказались довольно скромными.
Полученные по различным методикам результаты часто оказывались противоположными, лабораторные измерения не всегда совпадали с жизненными наблюдениями, не удавалось найти надежного метода количественного измерения волевого усилия [4-7]. Немалую ценность среди научных работ последних десятилетий имеют те из них, в которых исследуется процесс формирования свободы в различных видах человеческой деятельности [8, 9].
Собственно саморегуляция, на что указывают исследователи, является тем психическим процессом, который отличает человеческий способ существования. Благодаря воле мы выше, чем произвольные формы других психических процессов (внимания, процессов памяти и т.п.), которые не свойственны ни одному существу, кроме человека.
Наиболее исследованными являются такие качества саморегуляции, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. Взгляд на волю как на интегральную целостную характеристику личности в исследованиях раскрыт значительно меньше. Нас интересуют, прежде всего, не отдельные волевые качества человека, а вся структура волевой организации личности, в которой различные параметры волевой активности данного конкретного индивида образуют целостную систему, иначе говоря, речь идет о целостном образе волевого или неволевого человека, уровень волевого развития личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы