Курсовая с практикой на тему Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 5
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 5
1.2 Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие наглядно-образного мышления у дошкольников 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 18
2.1 Констатирующий этап: организация, методики и ход исследования 18
2.2 Описание целенаправленной работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников. Формирующий этап. 24
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
В настоящее время проблема исследования процесса формирования наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста представляется весьма актуальной, так как на практике является довольно сложным разделом в работе, который требует четкой детальной структуры и целостной последовательности.
Сейчас уже просто невозможно переоценить формирование и развитие познавательной деятельности и мышления у детей. Это значительный фактор интеллектуального формирования и развития ребенка, его творческих способностей.
Работы многих исследователей неоднократно показали, что наглядно-образное мышление как категория деятельности само по себе имеет сложнейшую психофизиологическую и психологическую структуру, которая обеспечивается совместной деятельностью определенных анализаторных систем. Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – проанализировать основные компоненты формирования наглядно-образное мышления у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование и развитие наглядно-образного мышления при помощи сюжетно-ролевой игры.
Поставленная цель обусловила формулирование и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать основные теоретико-методологические аспекты исследования особенностей наглядно-образного мышления у дошкольников.
2. Провести экспериментальное исседование процесса развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников.
3. Сформулировать практические рекомендации по развитию и совершенствованию наглядно-образного мышления у данной категории дошкольников.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение.
Основные методологические подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:
1. Основные постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2. Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3. Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина;
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры.
Заключение:
В настоящем исследовании было осуществлено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр
Настоящее исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления дошкольников. Результаты констатирующего этапа обнаружили, что уровень развития наглядно-образного мышления у большинства дошкольников довольно низок и требует своего практического регулярного развития именно на комплексной системной основе.
Для развития у дошкольников познавательной сферы и наглядно-образного мышления была апробирована программа с применением сюжетно-ролевых игр.
Данная программа включала 14 занятий и была рассчитана на 3,5 месяца процесса обучения, использовалась с регулярностью один раз в неделю в послеобеденное время только лишь в экспериментальной группе дошкольников.
Это программа давала практическую возможность включать дошкольников в игровую деятельность, все занятия были психологически обоснованы и системны, основывались на ведущих педагогических принципах и методах обучения дошкольников. Кроме развития навыков мыслительных способностей и наглядно-образного мышления с помощью применения на практике сюжетно-ролевых игр, данные занятия программы способствовали комплексному развитию личности дошкольника, росту его творческих возможностей, установлению контакта в разнообразных ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками, совершенствованию важнейших навыков понимания окружающих людей в процессе общения.
Как неоднократно указывалось в настоящем исследовании, ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. При этом само содержание сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте значительно обогащается — от разыгрывания простых бытовых сюжетов дошкольник переходит к отражению различных отношений, начинают появляются импровизированные сюжеты с творческими нешаблонными компонентами.
Результаты проведенной работы обнаружили, что специально организованная сюжетно-ролевая игра дает возможность на практике обеспечить комплексное развитие мыслительной сферы и всех компонентов общения у детей дошкольного возраста.
Таким образом, прикладная значимость настоящего исследования заключается в доказательстве результативности использования программы сюжетно-ролевых игр с целью развития мыслительных способностей дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
в онтогенезе
Прежде всего следует отметить, что исследованию детского мышления посвящены многочисленные труды представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства осуществляются серьезные системные изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию элементарные явления природы и социально-экономической жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского дошкольного учреждения, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок тем самым расширяет собственный кругозор, приобретает целый ряд новых знаний, которые должны образовывать основу его дальнейшего умственного развития и обучения в условиях общеобразовательного учреждения [14, с. 6].
Но при этом дело не ограничивается просто ростом круга различных представлений, простым увеличением количества различных знаний. Одновременно с изменением содержания наблюдается и значительная перестройка самого характера умственной деятельности, появляются все новые и новые формы мыслительной деятельности у дошкольника.
Ребенок дошкольного возраста уже иначе относится к поставленной перед ним интеллектуальной задаче, применяет иные способы для ее решения, другими технологиями обобщает наблюдательные явления, чем, к примеру, школьники.