Курсовая с практикой на тему Развитие наглядно-действенного мышления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический основы исследования развития наглядно-действенного мышления 5
1.1. Понятие наглядно-действенного мышления и его место в категории мышления как познавательного процесса 5
1.2. Возрастные особенности мышления детей дошкольного возраста в онтогенезе детского развития 8
Глава 2. Анализ развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста 12
2.1. Констатирующий этап диагностики 12
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста 21
2.3. Констатирующий этап диагностики по развитию наглядно-действенного мышления 29
Заключение 39
Список источников и литературы 41
Введение:
Процесс познания человека окружающего мира осуществляется с помощью взаимосвязанных форм познания — чувственной и логической. Чувственная форма познания осуществляется с помощью ощущений, представлений и восприятий.
Логическая форма познания реализуется в понятиях, суждениях и умозаключений. Чувственное познание даёт человеку сведения о конкретных объектах и их свойствах.
Не каждое явление доступно непосредственному чувственному восприятию, тем не менее человек знает об этом явлении и как оно происходит. Данный процесс называется опосредованным познанием, являющееся одним из центральных аспектов мышления.
Осознав связи между предметами и явлениями, человек делает умозаключение, опираясь по воспринимаемому изменению в них, о непосредственному скрытых от человека свойствах этих вещей [17].
При участии мышления возможно познание действительности, которое является важным структурным компонентом познавательной деятельности. Если бы не мышление, то человек не познавал бы предметы и явления, признаки, свойства которых нельзя воспринимать непосредственно.
Установка причинно-следственных связей, раскрытие объективных закономерностей и их сущности может осуществляться только мыслительной деятельностью.
Понимание своего сенсорного опыта позволяет вести поиск решения появившихся проблем, предвидеть течение событий, изменить и улучшить практику, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является развитие наглядно-действенного мышления.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие наглядно-действенного мышления и его место в структуре мышления ребенка.
2. Изучить особенности мышления детей дошкольного возраста.
3. Диагностировать уровень развития наглядно-действенного мышления.
4. Провести формирующий эксперимент.
5. Осуществить контрольный этап диагностики и сделать выводы об эффективности формирующего эксперимента.
Объектом исследования является мышление детей дошкольного возраста. В качестве предмета исследования выступает развитие наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Характеризуя степень разработанности проблемы, можно отметить, что отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Богословский В.В., Брушлинский А.В., Валлон А., Выготский Л.С., Калмыкова З.И., Коул М., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Матасов Ю.Т., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Скибнер С., Столяренко Л.Д., Тихомиров О.К. изучали различные аспекты развития мышления с точки зрения природы происхождения, механизмов развития, дали характеристику видов мышления, выделили мыслительные операции, как составляющие мышления.
При написании данной работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Мышление — это наиболее сложный познавательный процесс и сопровождается на протяжении всей жизни человека.
Сущностью этого процесса является то, чтобы порождать новые знания на основе преобразования действительности.
Мышление включает в себя множество процессов.
На развитие мышления влияет множество факторов (социальные и генетические).
В ходе онтогенеза у человека развиваются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое виды мышления. Мышление играет огромную роль в социальной жизни человека.
Самым важным периодом развития мышления у человека является период от рождения до поступления ребёнка в школу, на этой стадии ребёнок развивается очень быстро как физически, так и психологически.
В процессе психофизического развития ребенка происходит перестройка сознания и развитие мыслительной деятельности.
Мышление у дошкольника является наглядным, которое уже включает в себя элементы абстрактных мыслительных операций.
При проведении констатирующего исследования мы диагностировали следующие особенности мышления дошкольников: у детей было не сформировано практической ориентировки на форму предмета; дошкольники не могли правильно группировать предметы по функциональному признаку; плохо сравнивали предметы, не могли найти различия и похожести предметов.
Полученные в ходе констатирующего исследования результаты были учтены при планировании формирующего эксперимента для развития мышления дошкольников.
Основным методом воздействия были выбраны специальные занятия для развития наглядно-действенного мышления. Занятия проводились 2-3 раза в неделю в течение месяца.
После проведения формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику уровня мышления у дошкольников.
В результате проведенной формирующего эксперимента у детей начало развиваться практическая ориентировка на форму предметов; дошкольники начали сравнивать предметы и смогли начать группировать их по функциональному признаку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический основы исследования развития наглядно-действенного мышления
1.1. Понятие наглядно-действенного мышления и его место в категории мышления как познавательного процесса
Мышление – это высший и наиболее сложный познавательный процесс, порождение нового знания, обобщённое и опосредованное отражение человеком действительности в её существенных связях отношениях. Сущность этого познавательного процесса заключается в том, чтобы порождать новые знания на основе преобразования действительности человеком [11].
Понятие «мышление» включает в себя следующие аспекты:
— процесс, обеспечивающий ориентировку субъекта в межпредметных связях, путём воздействия друг на друга предметами, путём включения символов и знаков в организацию мышления;
— мышление возникает на основе чувственного познания и практических действий;
— на основе межпредметных связей результатом мышления является обобщённое отражение действительности;
— мышление протекает всегда уже на имеющиеся знания;
— процесс мышления человека связан с его практической деятельностью. [18].
Мышление является познавательным процессом, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. На него влияют различные факторы:
1. Биологические — это возможности, которые ребёнок получает от своих родителей наследственной информацией. Предаются по наследству некоторые хромосомные отклонения. Также влияют на развитие плода заболевания в период беременности матери (диабет, краснуха, сифилис). К затруднению умственного развития приводит употребление матерью табака, алкоголя,