Курсовая с практикой на тему Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности по музыке в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава
1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у старших
дошкольников …………………………………………………………………………………. 5 1.1. Понятие музыкальных способностей …………………………………………………………………………………. 5 1.2. Психолого-педагогическая
характеристика старших дошкольников …………………………………………………………………………………. 7 1.3. Особенности развития музыкальных
способностей у старших дошкольников ……………………………………………………………… 11 Глава
2. Методические основы развития музыкальных способностей у старших
дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности по
музыке в ДОО ……………………………………………………………………………….. 17 2.1. Методы и приемы развития
музыкальных способностей у старших дошкольников ……………………………………………………………….. 17 2.2. Непосредственно-образовательная деятельность:
структура, роль в развитии музыкальных способностей старших дошкольников ………………………………………………………………………………… 19 2.3. Методические рекомендации по
развитию музыкальных способностей у старших дошкольников в процессе
непосредственно-образовательной деятельности по музыке в ДОО ………………………………………………………………………………… 23 Заключение………………………………………………………………….. 26 Список литературы…………………………………………………………. 28
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время посредством музыкального
творчества государство активно решает задачи нравственного и духовного
воспитания. Музыка выступает в качества символа гармонии человеческих чувств и
переживаний. В этой связи развитие музыкальных способностей старших
дошкольников представляет собой приоритетную задачу, стоящую перед
специалистами дошкольных учреждений. Старший дошкольный возраст является более
сензитивным возрастом по отношению к развитию всех приоритетных психических
процессов, в том числе, музыкальных способностей.
Кроме того, приоритетной
задачей дошкольного учреждения является организация музыкального воспитания
старших дошкольников. Вместе с тем, лишь немногие дошкольные учреждения в своей
деятельности опираются на музыку, несущий в себе элементы нравственности и
эстетики, которые являются важными для развития личности ребенка.
Отметим, что музыка как
отдельный вид искусства открывает ребенку возможность активно познавать миры и
в рамках процесса познания развиваться. В этой связи воспитательная
эффективности музыкального воздействия заключается в самой специфике постижения
музыке на уровне музыкального восприятия как процесса художественного общения,
когда в контексте музыкального звучания воспринимаются не просто отдельно
взятые звуки или структурные элементы, а именно социальные чувства ребенка, а
его эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии
выраженной радости или горю, дружбе или вражде.
Также у старшего
дошкольника в рамках восприятия ряда музыкальных образов формируется чувство
сопереживания, до которого он в своей бытовой жизни не поднимается и не сможет
подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок
возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта
особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что
недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни,
компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей.
Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.
Современное
социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое
внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и
воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека.
Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает
полноценное музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения,
развития основ восприятия музыки. Цель
исследования – изучить теоретические
и методические основы развития музыкальных способностей старших дошкольников в
процессе непосредственно-образовательной деятельности по музыке в ДОО. Задачи исследования:
1.изучить
психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. дать определение понятия
«музыкальные способности».
3. провести
психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников.
4. выявить особенности
развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
5. охарактеризовать
методы и приемы развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
6. проанализировать
структуру непосредственно-образовательной деятельности и определить ее роль в
развитии музыкальных способностей старших дошкольников.
7. составить методические
рекомендации по развитию музыкальных способностей у старших дошкольников в
процессе непосредственно-образовательной деятельности по музыке в ДОО.
8.сформулировать выводы.
Объект
исследования — музыкальные способности старших
дошкольников.
Предмет исследования — механизм развития
музыкальных способностей у старших дошкольников в процессе
непосредственно-образовательной деятельности по музыке в ДОО.
Проблема исследования заключается в поиске методов и приемов развития музыкальных способностей
старших дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности по
музыке в ДОО.
Гипотеза исследования. Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в
процессе непосредственно-образовательной деятельности по музыке в ДОО будет
успешным при использовании педагогом игр, танцев с песнями и хороводами. Методы исследования: анализ
и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Методологические
основы исследования составили педагогические и
психологические исследования в области развития музыкальных способностей
старших дошкольников (Андрианова Е.И., Мордвинова О.С., Ахметзянова А.М.,
Безденежных В.С., Воронова Е.С., Дунаева Н.А., Петухова-Левицкая М.И., Исаева
М.А., Комиссарова Л.Н., Митина О.В.).
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и список литературы.
Заключение:
Анализ положений
специальной литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Под понятием
«способности» понимают совокупность умений психического характера, которая
обуславливает успешное занятие тем или иным видов деятельности, в том числе,
музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходимо наличие музыкальных
способностей (общих музыкальных способностей). Они функционируют по-разному,
объем их также различен.
В научный оборот понятие
«музыкальные способности» было введено советским исследователем Б.М. Тепловым.
Так, под понятием «музыкальные способности» необходимо понимать
индивидуально-психологические особенности человека, обуславливающие высокий
уровень занятия музыкой, музыкальным творчеством.
2. В старшем дошкольном
возрасте существенным образом изменяются основные показатели познавательной
сферы, в целом, кардинально меняется место ребенка в системе общественных
отношений, формируется его дальнейший образ жизни. В этой связи период старшего
дошкольного возраста весьма важен для полноценного физического, психического и
нравственного развития личности современного дошкольника.
3. В период старшего
дошкольного возраста происходит значительное укрепление голосовых связок
ребенка, формируется его вокальная и слуховая координация, а также
дифференцируются различные слуховые ощущения. Большая часть детей в указанный
временной промежуток способна различить высокий и низкий звук. У некоторых
детей в возрасте от 5 до 7 лет формируется более определенный тембр голоса.
Вместе с тем, в процессе развития музыкальных способностей старшего дошкольника
важная роль принадлежит звуковым ориентировкам, например, способности слушать и
различать звуки, соотносить их с конкретным источником, сравнивать одни звуки с
иными звуками.
4. Методы и приемы
развития музыкальных способностей старших дошкольников различны. Их выбор
зависит от множества факторов, в частности, от:
— используемых в процессе
воспитания наглядных средств;
— выбранной программы
музыкального обучения;
— поставленных задач
развития музыкальных способностей (например, необходимости развития музыкального
слуха или формирования специальных музыкальных способностей);
— учет возрастных
возможностей ребенка при развитии музыкальных способностей;
— использование
индивидуального или фронтального подхода при работе с ребенком или группой
воспитанников.
5. Развитие музыкальных
способностей старших дошкольников в рамках непосредственно-образовательной
деятельности в ДОО происходит посредством ритмики. Она определяет методы и
приемы проработки всех отдельно взятых этапов музыкально-двигательного восприятия.
Приоритетной целью ритмики является процесс познания, последующие углубление и
дифференциация восприятия музыкального произведения.
6. Деятельность по
развитию музыкальных способностей дошкольников стоит проводить систематически и
последовательно, а также применять различные приемы и методы обучения
музыкальной деятельности. Основополагающее значение в развитии музыкальных
способностей старших дошкольников имеет обучение игре на детских музыкальных
инструментах.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у старших
дошкольников
1.1.Понятие
музыкальных способностей Способности представляют собой
психический комплекс умений, обуславливающий успешное занятие тем или иным
видом творческой деятельности. Для занятия музыкальным творчеством необходим
комплекс музыкальных способностей (общих музыкальных способностей). Андрианова
Е.И., Мордвинова О.С. отмечают, что «…в отдельно взятом звене музыкального
творчества они функционируют по-разному, следовательно, объем их также
различен…»[1].
Советский исследователь Б.М. Теплов
в работе «психология музыкальных способностей» представил следующее определение
понятия «музыкальные способности». Под понятием «музыкальные способности»
необходимо понимать способности индивидуально-психологического характера,
которые обуславливают степень успешности выполнения деятельности. Способности
не соотносимы со знаниями, умениями и навыками, но они обуславливают скорость
обучения новым способам и приемам деятельности. Таким образом, автор выделяет
три основополагающих характеристики музыкальных способностей:
— способности представляют собой
свойства личности, носят индивидуальный характер;
— наличие способностей ведет к
успешному развитию в музыкальном творчестве;
— способности не сопоставимы со
знаниями, умениями и навыками, но они формируют готовность к обучению. Однако,
как отмечают Андрианова Е.И., Мордвинова О.С. «…человек не рождается с
определенными способностями, их развитие осуществляется из задатков. Для их
последующего развития необходим труд воспитателей, а также благоприятная
музыкальная и культурная обстановка…»[2].
Весьма частно музыкальные
способности переходят в музыкальную одаренность. Под понятием «задатки» в
психологической литературе необходимо понимать особенности человека
анатомического, физиологического и нейрофизиологического характера, которые
обладают приоритетным характером для развития способностей. Задатки имеют
многозадачный характер – на основе одних и тех же задатков могут формироваться
различные способностей, их характер во многом зависит от требований, которые
предъявляются к воспитаннику. То есть задатки составляют природную основу
классификации людей по их способностям. Задатки сочетают в себе различные
факторы: наследственные факторы, возрастные факторы, а также
социально-культурные факторы. Отделить факторы друг от друга достаточно сложно.
Они не формируются в процессе развития или воспитания, но и не исчезают
полностью, если отсутствовали условия, которые необходимы для их обнаружения.
По мнению исследователей, в
настоящее время задатки являются относительно самостоятельным комплексом
свойств индивидуально психологического характера. Как было подчеркнуто ранее,
они могут сохраняться без специальной тренировки, но ввиду определенным причин
(например, по причине психического заболевания) не в полной мере или вовсе не
реализоваться в конкретные способности.
При одинаковых внешних раздражителях
задатки изменяются у разных людей по-разному. Существует в частности, взрывная
реализация задатка, например, у некоторых вундеркиндов. В указанных ситуациях
высокая скорость формирования способности характеризуется как показатель
высокой представленности конкретного задатка. Вместе с тем, Ахметзянова А.М. подчеркивает,
что «…в практической деятельности возможно и постепенное и плавное выявление
задатка, медленное и полноценное его формирование на основе определенной
музыкальной способности…»[3].
В широком смысле слова к задаткам
элементарных музыкальных способностей стоит отнести приоритетные
интеллектуальные, сенсорные, двигательные функции человеческой психики. В этой
связи элементарные музыкальные способности могут быть развиты практически у
каждого человека. Однако в рамках практики отбора детей для профессионального
музыкального обучения высокой степени развития элементарных музыкальных
способностей недостаточно, необходимо наличие музыкальной памяти. Факт наличия
музыкальных способностей и музыкальной памяти воспитатели и впоследствии
педагоги расценивают как отсутствие музыкального слуха у старшего дошкольника. [1] Андрианова Е.И., Мордвинова О.С. Развитие музыкальных
способностей старших дошкольников в образовательной деятельности // Современные
тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам V
Международной научно-практической конференции. – М.: 2019. С. 15. [2] Андрианова Е.И., Мордвинова О.С. Развитие музыкальных
способностей старших дошкольников в процессе организованной образовательной
деятельности // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием. Отв. редактор М.Г. Заббарова. – М.: 2021. С. 29. [3] Ахметзянова А.М. Развитие творческих способностей
старших дошкольников путем музыкального воспитания // Молодой ученый. 2020. №
26 (316). С. 283.