Курсовая с практикой на тему Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития музыкального мышления у учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала 6
1.1 Содержание и сущность музыкального мышления 6
1.2 Психолого-педагогические особенности развития музыкального мышления в классе эстрадного вокала 18
Выводы 27
Глава 2. Методика развития музыкального мышления у учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала 29
2.1 Диагностика сформированности музыкального мышления у младших школьников в классе эстрадного вокала в ДМШ 29
2.2 Методические рекомендации по формированию музыкального мышления у учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала 32
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 51
Введение:
Актуальность исследования. Художественное, в том числе музыкальное, мышление имеет особое значение для полноценного, целостного восприятия мира, формирования убеждений, взглядов и системы ценностей личности. Поэтому проблема его формирования и активизации у детей является важной и требует глубокого и основательного изучения.
Основные теоретические вопросы, связанные с мышлением человека, проработаны в научной литературе многими учеными. Исследованию этой проблемы уделялось должное внимание в философии (В. Волков и др.), психологии (А. Брушлинский, Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Костюк), культурологии (В. Библер, А. Щелокова), музыкознании (А.Лащенко, В. Медушевский), педагогике (А.Рудницкая).
Новейшие достижения искусствоведения и психолого-педагогических наук создали новый научный контекст для исследования музыкального мышления как разновидности художественного мышления в рамках педагогического процесса. Значительный вклад в выяснении этого феномена составляют труды по музыкознанию (Г.Арановский, Л. Дис, В. Медушевский, А. Сохор, Ю.Холопов и др.), музыкальной психологии (В. Петрушин, Г. Цыпин и др.), а также музыкальной педагогики (Л. Арчажникова, В. Крицкий, Н.Мозгалева, К.Тарасова и др.).
Анализ литературы по проблемам музыкального мышления свидетельствует о наличии нескольких направлений исследований: понимание интонационной сущности музыкального мышления (Б. Асафьев); определение производительности слушательского восприятия как категории музыкального мышления (Л. Выготский, А. Леонтьев, Б. Теплов); обоснование логико-конструктивных принципов звуковой организации (И.Пясковский, И. Котляревский, Л. Мазель); выяснение уровня образно-ассоциативного осмысления музыки (Е. Бурвина, Е. Назайкинский); уточнение функциональной роли музыкальных способностей в развитии музыкального мышления (Н.Антонец); разработка педагогических технологий формирования музыкального мышления (А.Бурская, А. Пихтарь). Концептуальные положения, которые обусловливают своеобразие музыкального мышления активным самовыражением личности в учебной деятельности, содержат современные педагогические труды Н. Сусловой.
Социальная и педагогическая значимость проблемы формирования музыкального мышления у школьников обусловили выбор темы исследования: «Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала».
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания школьников.
Предмет исследования: педагогические условия и методы формирования и активизации музыкального мышления учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала.
Цель исследования: научное обоснование методики активизации музыкального мышления учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала.
Задачи исследования:
1. проанализировать состояние проблемы, что исследуется в психолого-педагогической, научно-методической литературе, уточнить сущность понятия «музыкальное мышление», раскрыть его структуру;
2. определить педагогические условия, основные направления и пути работы по активизации музыкального мышления учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала, определить наиболее целесообразные методы и методические приемы такой работы;
3. очертить возрастные особенности учащихся младших классов в ДМШ в классе эстрадного вокала в аспекте становления их музыкальности и особенностей работы по активизации музыкального мышления.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: философские концепции формирования культуры личности (Ю. Афанасьев, Н.Каган, А.Тихомиров); педагогические аспекты функционирования художественной культуры общества и личности (В. Иванов, А.Рудницкая); исследования по психологии относительно функционирования и развития творческого мышления личности (А. Брушлинский, Л. Выготский, А.Леонтьев, С. Рубинштейн); научные труды по эстетике и искусствоведению, в которых рассматривается специфичность мышления в художественном творчестве (А.Андреев, А.Лук, Б.Мейлах, А. Сохор); музыковедческие подходы к выяснению сущности и структуры музыкального мышления личности (Н. Арановский, Л. Дис, В. Медушевский, И. Пясковский); педагогические аспекты формирования музыкального мышления в процессе обучения (А. Бурская, А. Корженевский, Н. Мозгалева, Л. Самсонидзе и др.); принципы личностно ориентированного обучения (Е. Бондаревская, А.Пехота, А. Савостьянов); научные труды по теории и методике музыкального воспитания (В. Апраксина, А. Болгарский, Д. Кабалевский, И.Назаренко, А. Ростовский, Л. Хлебникова).
В процессе реализации задач исследования был применен комплекс следующих методов: теоретический анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы по обозначенной проблеме; синтез существующей информации; классификация и систематизация теоретических и исследовательских данных; обобщение педагогического опыта.
Заключение:
Музыкальное мышление выступает как особый вид художественного отражения действительности, который в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании субъектом этой действительности дает возможность творчески воспринимать, осознавать и транслировать продукты искусства музыки в специфических музыкально-звуковых образах; как творчески-познавательная деятельность, направленная на осознание художественного смысла образов искусства и их воспроизведение в разных видах музыкальной деятельности. Различают мышление о музыке (в понятиях) и мышление музыкой (интонирование).
Музыкальное мышление имеет эмоциональную природу и одновременно выступает как высокоинтеллектуальная деятельность. Важной особенностью музыкального мышления является его ассоциативность. Ассоциативная сторона музыкального мышления определяет его индивидуальность, глубокую субъективность, поскольку функционирует на грани сознательного и бессознательного, управляемого и интуитивного.
Музыкальное мышление выступает как сложный многомерный феномен, в структуре которого выделяют логический (рациональный) и образный (чувственный, эмоциональный) компоненты. Приоритетность в формировании музыкального мышления имеют интуиция и область подсознательного. Мыслительные процессы в искусстве приобретают особой формы эмоционально-аффективной мысли, а когнитивный механизм в составе музыкального мышления представляет собой органический сплав эмоционального и интеллектуального пластов.
Музыкальное мышление разворачивается как в процессах познания музыки, так и продуктивных (композиторских, исполнительских) видах музыкальной деятельности. Это определяет двойную направленность методической системы формирования и активизации музыкального мышления: методическое обеспечение работы по активизации музыкального мышления в процессе познания (восприятия и анализа) музыки; методическое обеспечение работы по активизации музыкального мышления в процессе творческой (исполнительской и конструктивной) музыкальной деятельности.
Основным педагогическим условием успешности формирования и активизации музыкального мышления учащихся является комплексный характер педагогического воздействия, который должен быть направленным на формирование как отдельных компонентов, так и всей целостной системы музыкального мышления. Это возможно при условии реализации личностного подхода в художественно-эстетическом воспитании и обучении, принципа диалогичности во взаимодействии всех субъектов учебно-воспитательного процесса. От учителя также требуется использование проблемного подхода, обеспечения требований научности, доступности, постепенности и последовательности. Важным является учет в работе принципа наглядности, интеграции. Также необходимо осуществлять активное включение учащихся в творческой музыкальной деятельности во всех ее основных формах: в процессе проблемно ориентированного слушания и познания музыки, в процессе исполнения музыкальных произведений, в процессе импровизации, во время творческих музыкальных игр.
В процессе развития музыкального мышления следует исходить из целостного эмоционально окрашенного восприятия музыки, постепенно обучая выделять отдельные средства музыкальной выразительности и понимать их значение в создании музыкального образа. Вторым направлением работы является развитие у учащихся сферы представлений и ассоциаций. Важными формами работы для данной категории учащихся выступают творческие музыкальные игры и участие в творческой музыкальной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Активное понимание и восприятие художественных произведений различных видов искусства, так же, как и самореализация личности средствами искусства, невозможны без овладения человеческой культуры в целом. Это овладение может быть достигнуто только в реальном процессе творческого мышления, которое имеет особое значение для полноценного, целостного восприятия мира, формирования убеждений, взглядов и системы ценностей личности [25, C.18].
Поэтому проблема формирования творческого (художественного / образного / музыкального) мышления детей является важным и требует глубокого и основательного изучения.
Новые требования к занятиям музыкой предусматривают особые возможности для формирования системы эстетических и общежизненных ценностей личности, развития не только специальных музыкальных, но и генерализованных способностей детей, а также таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и тому подобное. Таким образом, формирование музыкального мышления может рассматриваться как одна из основных задач, стоящих перед преподавателем в процессе музыкально-эстетического воспитания учащихся [24, C.9].
Музыкальное мышление выступает предметом исследований многих наук (музыковедение, психология, педагогика), что и определяет многообразие подходов к пониманию сущности этого феномена [24, C.10].
Широкий спектр трактовки понятия «музыкальное мышление» в рамках музыковедения предопределяет его неоднозначность и объясняет отсутствие в научных источниках единого подхода относительно его общего определения. В частности, Н. Бонфельд выделяет пять характерных проявлений этого феномена: мышление музыкой; музыкальное мышление; мышление в музыке; музыка как мышление; мышление как музыка. Музыковедческая традиция (Л. Мазель, Н.Михайлов, Е. Назайкинский и др.) выводит музыкальное мышление на уровень «мегапонятия», семантический диапазон которого – от «мирового» (эволюция музыкальных языков в этно-культурной плоскости), «исторического» (процесс целостного развития музыки по вертикальным (хронологическим) и горизонтальным (территориально-культурным) уровням) к «текстуальному» (творческому процессу, зафиксированному в нотном тексте и коммуникативно направленного на субъект, который воспринимает и дешифрует этот текст) [6, С.144].
Музыкальная педагогика опирается на художественно-содержательные аспекты музыкального мышления или рассматривает последнее как познавательный процесс в условиях музыкальной деятельности (В. Остроменский, А. Ростовский, А.Рудницкая, Г. Цыпин и др.) [18, C.8].
Музыкальная психология (Л. Бочкарев, Н. Петрушин, Г. Цыпин и др.) сосредотачивает внимание на роли художественного воображения и внутренне-слуховых представлений в музыкально-творческом процессе, отводя мышлению музыканта сугубо аналитическую функцию. Музыкальное мышление рассматривается как [22, C.88]: