Курсовая с практикой на тему Развитие мотивов учебной деятельности у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности учебной деятельности и развитие мотивации в младшем школьном возрасте 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2 Содержание и структура мотивации личности в учебной деятельности 11
2. Исследование мотивации к учебной деятельности младших школьников 16
2.1 Диагностика уровня мотивации младших школьников в учебном процессе 16
2.2 Анализ результатов исследования 19
2.3 Методы развития учебной мотивации и методические рекомендации по поддержанию мотивации младших школьников 24
Заключение 28
Литература 30
Введение:
Актуальность исследования. Одна из важных задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли мотивации в учебной деятельности старшеклассников.
Отмечается, что становление субъекта деятельности, который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и к учебной деятельности.
На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период младшего школьного возраста формирование такого качества как мотивация представляется в группе социально важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Проблема мотивации, мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии. Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации. Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной деятельности в младшем школьном возрасте занимались В.С. Выготский, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
2. Охарактеризовать особенности развития мотивации обучения в начальной школе.
3. Организовать исследование по определению уровня развития мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Составить методические рекомендации по развитию мотивов учебной деятельности младших школьников.
Объектом исследования выступает учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования является развитие мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Методы исследования, примененные в работе следующие:
1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование младших школьников).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Вопрос об отношении учебной деятельности и развития младших школьников можно назвать центральным, так как без него нет возможности поставить и решить проблемы педагогической психологии. Данный вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие теоретические и практические проблемы современной педагоги и педагогической психологии могут быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и глубоко рассматриваются проблемы развивающего обучения.
Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.
Формирование учебной мотивации младших школьников считается одной из центральных проблем современной школы. А ее актуальность определяется обновлением содержания обучения, которая привела к выходу задач формирования приемов самостоятельного получения знаний и развития активной жизненной позиции на первый план. Помимо того, основные проблемы в сфере обучения и воспитания вызваны отсутствием мотивов у младших школьников получать знания, что оказывает влияние на снижение базовых показателей образованности и воспитанности детей.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Необходимо отметить, что учебная деятельность для разных обучающихся имеет разный смысл. Определение характера учебной мотивации и познавательного интереса младших школьников позволяет выбирать определенные методы и способы педагогического влияния.
Необходимо принимать во внимание, что мотив всегда выступает с одной стороны внутренним качеством сознания обучающегося, который побуждает его к деятельности, а с другой стороны такое побуждение может приходить со стороны. Если без процесса контроля со стороны взрослых мотив не актуализируется, то он остается внешним для младших школьников, поэтому в процессе обучения педагогу необходимо направлять деятельность обучающихся на формирование их внутренних мотивов.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности учебной деятельности и развитие мотивации в младшем школьном возрасте
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [16, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.
Но изменения сознания не ограничиваются только лишь переоценкой системы ценностей и уровня мотивации. В этом возрасте происходят более глубокие процессы, связанные с его переживаниями, которые были подготовлены в период дошкольного личностного развития. Если в последний год дошкольного возраста они у ребенка только наметились, то теперь стали более устойчивыми [6, 487].
Ребенок уже четко разделяет свой внутренний и внешний мир. Из-за этого и меняется его поведенческая структура. Другими словами, у каждого поступка есть теперь смысловая нагрузка. Поступок теперь связующее звено между конкретным желанием что-то эдакое сделать и дальнейшим развитием событий. Ребенок уже способен на интеллектуальном уровне оценить качество своего поступка и его последствия. Но одновременно на первый план выходит и эмоциональное отношение к нему. Ведь каждый поступок определяет его место в социуме, то есть в системе отношений с родителями, со сверстниками, с учителями и так далее. В этом возрасте из действий ребенка исчезает импульсивность и непосредственность.
Что касается детской непосредственности, то она утрачивается именно из-за того, что ребенок теперь размышляет о последствиях своих действий. Он начинает скрывать свои мысли, чувства. Пытается не показать другим, что где-то колеблется, что ему может быть плохо и так далее. Внешне дети младшего школьного возраста точно такие же, как и были, но внутреннее – это уже совершенно другой ребенок.
В действительности ребенок становится школьником именно тогда, когда приобретает нужную внутреннюю позицию. Учебная деятельность становится важной для него [2, 34].
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [16, с. 47].